Направления социологической деятельности в сфере управления человеческими ресурсами

При социологическом подходе к управлению человеческими ресурсами в центре внимания практически всегда оказываются представления о социальном порядке и социальной организации и тесно связанные с ними понятия «социальный институт» и «институционализация» [Вебер, 1990; Гидденс, 1999; Парсонс, 2000; Луман, 1994; Современная социальная теория, 1995]. Именно рассмотрение человека или социальной общности в контексте институциональных требований принципиально отличает собственно социологический ракурс взгляда на социальный объект от взгляда психолога и экономиста.

Соотнесение задач, вытекающих из базовых подсистем социальной организации (формальная и неформальная организация) в сочетании с различными ракурсами социальной регуляции (межорганизационное пространство, внутриорганизационное пространство, индивид), позволяют выделить возможные направления социологической деятельности в деловой организации, не пересекающиеся с направлениями других служб.

Такими направлениями являются [10]:

1) сканирование рынка труда (анализ рынка труда);

2) кадровый маркетинг;

3) разработка кадровой стратегии;

4) организационное проектирование и реконструкция;

5) разработка методов подбора, расстановки и продвижения кадров;

6) формирование организационного ядра;

7) изучение методов оценки персонала;

8) формирование и изменение состава трудовых коллективов;

9) формирование управленческих команд и командных методов работы;

10) изучение методов стимулирования и мотивации работников;

11) профессиональная адаптация работников;

12) планирование и управление карьерой;

13) развитие персонала организации;

14) формирование корпоративной культуры;

15) реализация программ идентификации работника с организацией;

16) социальная адаптация работников;

17) создание условий для формирования социальной мобильности в организации;

18) поддержание оптимального уровня текучести кадров;

19) разрешение организационных и социальных конфликтов и снятие социальных напряжений;

20) создание системы эффективных деловых коммуникаций.

Отмеченные направления социологической деятельности позволяет идентифицировать прикладную деятельность социолога в организации с деятельностью менеджера в сфере управления человеческими ресурсами, точнее определить сферы деятельности в рамках этого направления менеджерской деятельности, четко различать средства и методы, используемые в управлении человеческими ресурсами и в работе по управлению персоналом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: