Эти сделки осуществляются как на наличный товар, так и на срок

Например, продавцы заключают сделку на продажу товара на срок, не имея его в наличии, с целью обеспечить в дальнейшем его регулярный сбыт по мере производства.

Покупатели, в основном перерабатывающие фирмы, производят закупку на бирже товаров на срок для обеспечения бесперебойной работы своих предприятий.

2). Осуществление спекулятивных операций. Спекулятивные операции совершаются на бирже с целью получения прибыли от купли-продажи биржевых контрактов, которая может возникнуть в результате разницы между ценой биржевого контракта в день заключения и ценой в день его исполнения при благоприятном для одной из сторон (продавца и покупателя) изменении цен.

Простейшим способом спекулятивной биржевой игры является игра на повышении (спекулянтов играющих на повышении называют «быки») или понижении цен (спекулянтов играющих на повышении - «медведи»), когда биржевые контракты покупаются, с целью их продажи в дальнейшем по более высокой цене, или продаются в расчете на последующее снижение цен.

Такие операции проводятся как с реальным товаром, так и с фьючерсными контрактами.

3). Операции хеджирования. Фьючерсные сделки обычно используются для страхования – хеджирования (англ. to hedge) от возможных потерь в случае изменения рыночных цен при заключении сделок на реальный товар.

К хеджированию прибегают фирмы покупающие или продающие товары на срок на бирже реального товара или вне биржи.

Принцип хеджирования (страхования) построен на том, что если в сделке одна сторона теряет как продавец реального товара, то она выигрывает как покупатель фьючерсов на то же количество товара, и наоборот.

Поэтому покупатель реального товара осуществляет хеджирование продажей, а продавец реального товарахеджирование покупкой.

Хеджирование продажей - это продажа на срочной бирже фьючерсных контрактов при закупках равного количества реального товара с целью страхования от риска падения цен к моменту поставки реального товара.

Например, торговец-перепродавец (посредник, дилер, агент) покупает большие количества сезонного товара (зерно, какао-бобы, каучук и пр.) в определенный, обычно сравнительно короткий срок для того, чтобы затем обеспечить полную и своевременную поставку товара по заказам своих потребителей.

Не прибегая к хеджированию, он может понести убытки при последующем возможном снижении цен на купленные им товары, находящиеся на складе. Чтобы избежать этого, или свести риск до минимума, он одновременно с закупкой реального товара (безразлично, на бирже или непосредственно в производящих странах) производит хеджирование продажей, то есть заключает на бирже сделку на продажу фьючерсных контрактов, предусматривающих поставку такого же количества товара. Когда торговец перепродает свой товар потребителю, предположим, по более низкой цене, чем он купил, он терпит убыток по сделке с реальным товаром. Однако, он одновременно выкупает ранее проданные фьючерсные контракты по более низкой цене, в результате чего получает прибыль.

К хеджированию продажей прибегают часто и непосредственные потребители биржевых товаров (какао-бобов, каучука и др.) в тех случаях, когда они покупают эти товары на срок.

Хеджирование покупкой - это покупка фьючерсных контрактов с целью страхования цен на продажу равного количества реального товара, которым торговец не владеет, с поставкой в будущем.

Цель этой операции состоит в том, чтобы избежать любых возможных потерь, которые могут возникнуть в результате повышения цен на товар, уже проданный по зафиксированной цене, но еще не закупленный («не покрытый»).

Например, мукомольное предприятие заключило контракт на продажу муки по согласованной цене с поставкой через два месяца.

Однако за недостатком складских помещений оно вынуждено отложить закупку пшеницы до даты поставки с учетом времени, необходимого для помола, упаковки и транспортировки.

Опасаясь, что к моменту закупки пшеницы цены могут подняться, мукомольное предприятие покупает достаточное для покрытия его сделки количество фьючерсных контрактов на срочной бирже. Если цена на пшеницу повысится к тому времени, когда оно будет закупать зерно для помола, оно потеряет на сделке с реальным товаром, но в то же время продаст свои фьючерсы по более высокой цене на срочной бирже и использует полученную прибыль для покрытия убытков, но сделке с реальным товаром.

Тот же результат будет достигнут и в случае, если цены на пшеницу к моменту закупки снизятся - мукомольное предприятие понесет убытки на срочной бирже, но получит прибыль при закупке реального товара.

Хеджирование покупкой осуществляется также и при сделках с последующей фиксацией цены, или т.н. онкольных сделках (on call).

Продавцу также сделка не грозит убытками (за исключением расходов на вознаграждение брокера), если он хеджировал эту сделку.

Покупателю такая сделка выгодна только в случае падения цен, в противном случае он понесет убытки.

Механизм хеджирования основан на том, что изменения рыночных цен на реальные товары и цен на фьючерсы одинаковы по своим размерам и направлению.

На самом деле эти цены не всегда одинаковы, однако пределы их колебаний примерно одни и те же. Разница между ценой на контракт реального товара и ценой на фьючерсный контракт называется базисом.

Спекулятивные и хеджевые сделки составляют в настоящее время основную часть операций важнейших товарных бирж (на Лондонской бирже металлов на операции по хеджированию приходится 50-60% и на спекулятивные сделки – 25-40%% на Лондонской сахарной бирже спекулятивные операции составляют примерно 60-65% всех биржевых сделок.)

Сделки на реальный товар совершаются преимущественно вне бирж – по телексу, телетайпу или телефону на базе типовых биржевых контрактов и по биржевым котировкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: