Возрастное разделение труда

Под возрастным разделением труда надо понимать существующую исто­рически длительное время социальную практику распределения и закреп­ления за каждым возрастным классом (группой), входящими в состав насе­ления данной страны, общественно полезных функций и ролей.

Возрастное распределение ролей — явление универсальное. Оно суще­ствует в любом обществе. Возраст, в том числе пожилой, определяет пригод­ность или непригодность к выполнению: а) тех или иных социальных ролей; б) тех или иных видов деятельности. Он определяет способность занимать или оставлять те или иные социальные роли. Неспособность пожилых лю­дей выполнять какие-то виды труда постепенно сформировало в обществе нормативный набор ролей, предписываемых данной возрастной группе.

Пожилые люди выступают партнерами, конкурентами или противниками других возрастных групп на рынке труда, в системе образования и социали­зации, ведении домашнего хозяйства, межличностном общении. Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового статуса, содержа­ ния работы, мотивации и отношения к ней как к источнику доходов и мораль­ного удовлетворения, работоспособности, общения и самооценки.

Социализация, как усвоение новых социальных ролей, тесно связана с возрастным разделением труда и строго градуирована во времени. На каж­дом этапе социализации индивиду, в соответствии со сложившейся в дан­ном обществе системой разделения труда, приходится выполнять одну или несколько социальных ролей, которым он подходит по своему возрасту. Не бывает так, чтобы одному человеку пришлось выполнять все роли одновре­менно. По определенным законам они распределены на всех этапах чело­веческой жизни.

Человеческое общество устроено достаточно мудро и на каждом этапе жизни оно открывает человеку диапазон доступных его возрасту видов тру­да, искусств и ролей, но не открывает другой, который станет доступным в старшем возрасте. Например, в школу нельзя поступить раньше 6 и остать­ся после 19 лет. Раньше наступления определенного возраста нельзя полу­чить паспорт, принимать участие в голосовании, занимать государственные должности, призываться в армию и делать многое другое. По достижении определенного возраста вы не можете учиться в вузе или поступить в аспи­рантуру, занять ответственную должность. По достижении пенсионного возраста человека с почетом провожают на заслуженный отдых.

Люди разных возрастов различаются между собой набором доступных ролей и функций, 30-летнему доступно большее число занятий, нежели 14-летнему или 60-летнему. Ему приходится осваивать достаточно много со­циальных ролей, переходить из одного круга общения в другой.

Таким образом, процесс социализации распределен на временные эта­пы, последовательность которых задана системой возрастного разделения труда в обществе. Основой этой системы служит психофизиологическое из­менение организма во времени: 12-летний мальчик не способен выполнять ту же работу, что и 30-летний мужчина. Возраст выступает основанием про­фессиональной и трудовой карьеры, приобретения или оставления соци­альных статусов на протяжении жизненного цикла.

В эпоху Нумы Помпилия существовало функциональное распределение ролей между представителями разных поколений: старшие (seniores) руко­водили общественной жизнью в качестве сенаторов, средние (vires) были главными действующими лицами в куриатных комициях, младшие (iuvenes)

проходили военную подготовку. Затем принцип разделения общественно­го труда между поколениями был использован в центуриатной реформе Сервия Туллия, который ввел «возрастные классы».

Переход из активного среднего возраста в пенсионный период происхо­дит ныне через смену социальных ролей. Подобная перемена означает пе­реход от продуктивного периода жизни к мало- или непродуктивному, ког­да человек теряет свою производительность и становится зависимым. Од­нако сегодня традиционные представления все больше не соответствуют действительности. Большинство пожилых людей не отстраняются от обще­ства. Вместо этого они продолжают приносить пользу своей семье, родствен­никам и друзьям, хотя их вклад не всегда оплачивается.

Любая перемена ролевого репертуара автоматически подразумевает изме­нение места в возрастном разделении труда. Действительно, выход на пенсию знаменует собой переход человека из категории непосредственных произво­дителей материальных благ в категорию их потребителей. Вместо создания товаров или услуг пожилые люди могут вносить свой вклад в форме такого общественно значимого продукта, как, например, забота о детях, уход за дру­гими пожилыми людьми, уход за самыми старыми из пожилых людей, обес­печение лидерства в общине, воспитательная работа, или просто являться действенным образцом для подражания. Правда, подобный вклад никак не отображается в структуре валового национального продукта страны.

Изменение системы возрастного разделения труда имеет как внешние, так и внутренние характеристики. Вторые не всегда видны невооруженным взглядом, а потому и не привлекают к себе внимание научной обществен­ности. Одна из них связана с улучшением здоровья населения и продолжи­тельности жизни.

Возрастное разделение труда

За последние десятилетия в развитых промышленных странах возрастание продолжительности жизни и улучшение здоровья не сопровождались удли­нением трудовой жизни. Под разными предлогами и пользуясь многочислен­ными льготами на пенсию раньше срока уходило все больше категорий насе­ления, а другие группы вовсе не включались в сферу общественного труда,

прибегая к каналам теневой и серой экономики. Как следствие, эти страны испытывают серьезное беспокойство относительно жизнеспособности своих систем социального обеспечения. В скандинавские страны в 1990-х гг. при­ехало очень много выходцев из стран третьего мира, которые не могли устро­иться на легальную работу и на равных конкурировать с местным населени­ем, принося стране необходимые отчисления в пенсионные фонды. Многие жили на социальные пособия, паразитируя на крайне либеральном законо­дательстве. В начале 2000-х гг. в северных странах стало не хватать средств для социальной помощи пенсионерам, поддержания достойного образа жизни

даже коренного населения. В итоге пра­вительства этих стран стали принимать жесткие законы, ограничивающие при­ток мигрантов.

Вслед за тем сказались последствия снижения численности местного насе­ления в трудоспособном возрасте в ре­зультате сокращения рождаемости. Приостановился процесс демографи­ческого воспроизводства. Для того что­бы дефицит населения не пополнять исключительно за счет мигрантов и гастарбайтеров, правительства скандинавских стран стали поощрять рост рож­даемости со стороны самих скандинавов многочисленными пособиями и продлили срок трудоспособного возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: