Под возрастным разделением труда надо понимать существующую исторически длительное время социальную практику распределения и закрепления за каждым возрастным классом (группой), входящими в состав населения данной страны, общественно полезных функций и ролей.
Возрастное распределение ролей — явление универсальное. Оно существует в любом обществе. Возраст, в том числе пожилой, определяет пригодность или непригодность к выполнению: а) тех или иных социальных ролей; б) тех или иных видов деятельности. Он определяет способность занимать или оставлять те или иные социальные роли. Неспособность пожилых людей выполнять какие-то виды труда постепенно сформировало в обществе нормативный набор ролей, предписываемых данной возрастной группе.
Пожилые люди выступают партнерами, конкурентами или противниками других возрастных групп на рынке труда, в системе образования и социализации, ведении домашнего хозяйства, межличностном общении. Переход из фазы зрелости в фазу старости касается изменений трудового статуса, содержа ния работы, мотивации и отношения к ней как к источнику доходов и морального удовлетворения, работоспособности, общения и самооценки.
Социализация, как усвоение новых социальных ролей, тесно связана с возрастным разделением труда и строго градуирована во времени. На каждом этапе социализации индивиду, в соответствии со сложившейся в данном обществе системой разделения труда, приходится выполнять одну или несколько социальных ролей, которым он подходит по своему возрасту. Не бывает так, чтобы одному человеку пришлось выполнять все роли одновременно. По определенным законам они распределены на всех этапах человеческой жизни.
Человеческое общество устроено достаточно мудро и на каждом этапе жизни оно открывает человеку диапазон доступных его возрасту видов труда, искусств и ролей, но не открывает другой, который станет доступным в старшем возрасте. Например, в школу нельзя поступить раньше 6 и остаться после 19 лет. Раньше наступления определенного возраста нельзя получить паспорт, принимать участие в голосовании, занимать государственные должности, призываться в армию и делать многое другое. По достижении определенного возраста вы не можете учиться в вузе или поступить в аспирантуру, занять ответственную должность. По достижении пенсионного возраста человека с почетом провожают на заслуженный отдых.
Люди разных возрастов различаются между собой набором доступных ролей и функций, 30-летнему доступно большее число занятий, нежели 14-летнему или 60-летнему. Ему приходится осваивать достаточно много социальных ролей, переходить из одного круга общения в другой.
Таким образом, процесс социализации распределен на временные этапы, последовательность которых задана системой возрастного разделения труда в обществе. Основой этой системы служит психофизиологическое изменение организма во времени: 12-летний мальчик не способен выполнять ту же работу, что и 30-летний мужчина. Возраст выступает основанием профессиональной и трудовой карьеры, приобретения или оставления социальных статусов на протяжении жизненного цикла.
В эпоху Нумы Помпилия существовало функциональное распределение ролей между представителями разных поколений: старшие (seniores) руководили общественной жизнью в качестве сенаторов, средние (vires) были главными действующими лицами в куриатных комициях, младшие (iuvenes)
проходили военную подготовку. Затем принцип разделения общественного труда между поколениями был использован в центуриатной реформе Сервия Туллия, который ввел «возрастные классы».
Переход из активного среднего возраста в пенсионный период происходит ныне через смену социальных ролей. Подобная перемена означает переход от продуктивного периода жизни к мало- или непродуктивному, когда человек теряет свою производительность и становится зависимым. Однако сегодня традиционные представления все больше не соответствуют действительности. Большинство пожилых людей не отстраняются от общества. Вместо этого они продолжают приносить пользу своей семье, родственникам и друзьям, хотя их вклад не всегда оплачивается.
Любая перемена ролевого репертуара автоматически подразумевает изменение места в возрастном разделении труда. Действительно, выход на пенсию знаменует собой переход человека из категории непосредственных производителей материальных благ в категорию их потребителей. Вместо создания товаров или услуг пожилые люди могут вносить свой вклад в форме такого общественно значимого продукта, как, например, забота о детях, уход за другими пожилыми людьми, уход за самыми старыми из пожилых людей, обеспечение лидерства в общине, воспитательная работа, или просто являться действенным образцом для подражания. Правда, подобный вклад никак не отображается в структуре валового национального продукта страны.
Изменение системы возрастного разделения труда имеет как внешние, так и внутренние характеристики. Вторые не всегда видны невооруженным взглядом, а потому и не привлекают к себе внимание научной общественности. Одна из них связана с улучшением здоровья населения и продолжительности жизни.
Возрастное разделение труда
За последние десятилетия в развитых промышленных странах возрастание продолжительности жизни и улучшение здоровья не сопровождались удлинением трудовой жизни. Под разными предлогами и пользуясь многочисленными льготами на пенсию раньше срока уходило все больше категорий населения, а другие группы вовсе не включались в сферу общественного труда,
прибегая к каналам теневой и серой экономики. Как следствие, эти страны испытывают серьезное беспокойство относительно жизнеспособности своих систем социального обеспечения. В скандинавские страны в 1990-х гг. приехало очень много выходцев из стран третьего мира, которые не могли устроиться на легальную работу и на равных конкурировать с местным населением, принося стране необходимые отчисления в пенсионные фонды. Многие жили на социальные пособия, паразитируя на крайне либеральном законодательстве. В начале 2000-х гг. в северных странах стало не хватать средств для социальной помощи пенсионерам, поддержания достойного образа жизни
даже коренного населения. В итоге правительства этих стран стали принимать жесткие законы, ограничивающие приток мигрантов.
Вслед за тем сказались последствия снижения численности местного населения в трудоспособном возрасте в результате сокращения рождаемости. Приостановился процесс демографического воспроизводства. Для того чтобы дефицит населения не пополнять исключительно за счет мигрантов и гастарбайтеров, правительства скандинавских стран стали поощрять рост рождаемости со стороны самих скандинавов многочисленными пособиями и продлили срок трудоспособного возраста.