Ранняя Европа

В древности общественного призрения сирот как социального институ­та не существовало. Индусы, чтобы избавить себя от излишнего бремени, бросали сирот в реку Ганг. Китайцы продавали детей, а слабых оставляли на произвол судьбы. Сирийцы и карфагеняне приносили детей в жертву богам. Спартанцы убивали слабых детей, а крепких выращивали за счет государ-

15 Филатова Е.В. Теория социальной работы. Кемерово, 2003.

ства. Первыми стали проявлять гуманность по отношению к сиротам афи­няне: законами Солона и Писистрата (VI в. до н.э.) предписывалось граж­данам призрение сирот. Величайшие умы античности, в том числе Аристо­тель, не знали благотворительности в собственном смысле, а Сенека гово­рит только о благотворении достойным16.

Древние греки и римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, которая внушала им одно лишь отвращение и ужас; встретить ни­щего считалось даже дурным предзнаменованием. Иногда римские писатели как будто возвышались до понятия человечности и рассуждали о сострадании. Выкупать пленных, обогащать бедных, говорит Цицерон, значить тоже слу­жить государству. У Плиния находим прекрасные слова о том, что нужно ра­ зыскивать и поддерживать тех, кто на­ходится в нужде, окружая их как бы то­варищеским союзом. Так мыслили и так поступали лучшие люди Рима. Но обычная благотворительность римских богачей носила другой характер: это была собственно не благотворительность, а тщеславная расточительность. У римлян, в V в., законом Двенадцати таблиц допущено было подкидывание детей на площади для принятия на воспитание желающими, и лишь с утвер­ждением империи стала проявляться забота о детях. Император Август, цар­ствовавший на рубеже христианской эры, учредил особый фонд для покупки на проценты с него сиротам одежды и продовольствия; на последнее отпус­калась еще некоторая часть хлеба из общественных амбаров17.

Израильтяне, считая детей даром от Бога, одними из первых стали про­являть заботу о сиротах. По закону Моисея, евреи обязаны были делиться с детьми плодами, собранными народом; на содержание покинутых детей отчислялась определенная доля золота, хранившегося в храме для нищих. Возможно, поэтому в их среде и зародилось христианство.

Когда христианство начало проникать в Римскую империю, здесь появи­лись разного рода богоугодные заведения, которых во времена язычества совсем не существовало. В языческую эпоху обычное право предоставляло воспитателю бездомного ребенка власть обратить его в своего раба. Импе­раторы первых веков христианства, покровительствуя бездомным детям, принуждены были выбирать одно из двух: или ребенок погибнет без помо­щи, или же, оставшись живым, сделается рабом своего воспитателя, призре­вавшего ребенка зачастую ради утонченного разврата. В конце I в. выход нашел римский император Кокцей Маркус Нерва (96—98 н.э.), издавший закон о воспитании детей на общественный счет. Он открыл своим царство­ванием одну из самых блистательных эпох в истории римской империи. Но выше его оказался его преемник Траян (98—117 н.э.), прославившийся сво­ими военными подвигами. Но еще больших успехов он добился на граждан­ском поприще: народ боготворили его еще при жизни. И не случайно. Им­ператор Траян первый стал учреждать особые дома для призрения покину­тых детей {alimentatio) не только в Риме, где их воспитывалось более 5 тыс.,

16 Рошер В. Система призрения бедных и мероприятия против бедности / Пер. К.А. Чемены. Черкас­
сы, 1899. С. 69—70; Жеденов Н.Н. Детские сельскохозяйственно-кустарные приюты самопомощи.
История их, устройство и жизнь. СПб., 1896.

17 Суворов Н.С. Христианская благотворительность в языческой Римской империи. Ярославль, 1889.

но и в других городах. До наших дней дошло изображение Траяна, на котором он представлен окруженным детьми, призреваемыми его alimentatio (рис. 32). Последующие императоры, в заботах о благосостоянии своих подданных, повсеместно учреждали воспитательные дома18.

Рис. 32. Император Трапн с воспитанниками

С распространением христианства в Европе в IV—VI вв. н.э., а затем утвер­ждением его в качестве государственной религии ситуация начинает меняться. Христиане — и это проходит через всю раннехристианскую литературу — при­зывали к себе нищих, вдов, сирот, калек, блудниц, т.е. всех отверженных по нормам общинной морали древних обществ. Идея христианского милосердия означала помощь всем страдающим, независимо от причин страдания; мило­сердие было направлено на отдельную личность, и в этом отношении христи­анская благотворительность отличалась от коллективных раздач и обществен­ных пиршеств древнего мира. Милосердие — один из компонентов христиан­ской нравственности. Согласно евангельской традиции, Иисус учил религии бескорыстия, самопожертвования, прощения. Первые христиане провозглаша­ли нормативную нравственность, включавшую любовь к врагам, воздаяние доб­ром не только за добро, но и за зло. Согласно новому учению о любви к ближ­нему и «малым сим», призрение детей стало нравственным долгом каждого человека. Церковь считала все свое имущество достоянием бедных, хотя веру­ющие приносили епископу также специальные пожертвования для целей бла­готворительности. Собранные таким путем деньги идут на пропитание и похо­роны неимущих, на поддержку убогих сирот, как мальчиков, так и девочек, а также беспомощных стариков, которые не в состоянии больше покидать свое жилище, на помощь потерпевшим кораблекрушение, присужденным к рабо­там в рудниках. Апостол Иаков писал, что настоящая вера заключается в при­зрении сирот. По словами св. Апостола Павла: «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9, 6). Кли­мент Римский восхваляет гостеприимство и подчеркивает его в своем посла­нии к христианам Коринфа, как их главное достоинство. Он сообщает, что мно-

18 Суворов Н.С. Христианская благотворительность в языческой Римской империи. Ярославль, 1889.

гие христиане добровольно шли в тюрьму, чтобы освободить других, и многие становились рабами, чтобы на уплаченные за них деньги выкупить других19.

В эпоху нашествия варваров и переселения народов делом призрения детей занялись монастыри. В XI—XII вв. в Западной Европе возникают странноприимные ордена, поставившие себе обязанностью собирать бро­дячих детей и воспитывать их. Весь груз заботы о сиротах на протяжении нескольких веков несла на себе Церковь, а в XIV—XVI вв. она подключила к социальной опеке местные общины и крестьянский мир. В них создавались особые дома для призрения бедных — детей и взрослых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: