Экономический кризис начала 1990-х гг. явился завершением происходивших в недрах общества негативных процессов. Складывалось впечатление, будто бы прорвало плотину: улицы, подвалы, вокзалы, чердаки и люки тепломагистралей заполнили толпы брошенных или сбежавших детей. Началась самая настоящая эпидемия социального сиротства — болезнь, от которой общество до сих пор не может оправиться и средства лечения которой специалисты так и не могут найти.
Трагизм ситуации рубежа тысячелетий выражается, на наш взгляд, в двойной деформации воспитания106: 1) за годы советской власти целиком и полностью уничтожен традиционный уклад семейной жизни и общинные институты опеки над сиротами; 2) в постсоветскую эпоху успели разрушить новые, созданные при советской власти, институты социализации и воспитания детей, сформировавшиеся или еще только формирующиеся механиз-
106 Поскольку оба события наложились друг на друга, увеличив общий негативный результат, хронологически следовали друг за другом, разрушая остатки предыдущих практик воспитания, двойную деформацию можно еще именовать деформационной спиралью социализации. Мы не употребляем его лишь потому, что на русском языке составленный неологизм звучит несколько сложновато.
|
|
мы социальной опеки сирот. Действительно, как пишет Н.Д. Никандров, с разрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитание как задача образования. Была разрушена привычная система ценностей, в том числе система патриотического воспитания107. С разрушением плановой советской экономики исчезла и централизованная система воспитания, т.е. тотальная практика государственного «призора», присмотра и контроля за детьми. Вместе с ней погибла и централизованная система социальной зашиты, в том числе система поддержки семьи, материнства и
детства. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить.
В отличие от императорской России в постсоветские времена благотворительности перестали уделять внимание на самом высоком государственном уровне. В старые времена органами, руководившими благотворительными учреждениями, зачастую заведовали «первые дамы империи» — супруги российских императоров, члены императорской фамилии. «Коронованные особы» ныне не заглядывают в гости к «генералам песчаных карьеров». Бесприютными детишками активно занимаются только журналисты и телерепортеры, организующие реальную помощь — телемарафоны и специальные программы со сбором денег, подарков и выездом в приюты, например «Дети нашего «Времячка» на ТВЦ. Издательский дом «Аргументы и Факты», Министерство образования правительства Московской области проводят в Подмосковье благотворительный марафон «Не оставим детей без детства». Каждый день журналисты вместе с клоунами, актерами-мимами — дипломантами всероссийских и международных конкурсов — приезжают к детям и устраивают для них веселое цирковое представление, с раздачей сладких подарков и книг — комплекта детских энциклопедий.
|
|
Время мы вроде бы переживаем мирное, а условия существования детей как во время войны. Кризисные явления в российском обществе вызвали рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия. Резко возросло число безработных, малообеспеченных семей, количество лиц без определенного места жительства, беженцев, семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и семей с отрицательным психологическим климатом. Параллельно пошел кризис современной семьи, недоверие населения ко всем социальным институтам (за исключением церкви), рост социального сиротства и увеличение числа детдомов, колоний для несовершеннолетних преступников, детских приютов и интернатов.
В итоге в 2003—2004 гг. наше общество начинает решать проблему сиротства и социального сиротства как бы с чистого листа. С одной стороны, нет никакой возможности восстановить в новых условиях старые — дореволюционные и советские — институты попечительства, с другой — необходимо учитывать, а то и прямо заимствовать современные зарубежные практики опеки, поскольку
Никандров Н.Д. Российская духовная идея как основа общественного воспитания // Православие в современном обществе. Тула, 1999. С. 6.
страна, интегрированная в мировое сообщество, открытая настежь передвижению информации и потоков людей («утечка мозгов», зарубежные командировки, эмиграция, культурные контакты, обучение за рубежом, международный туризм), не может существовать в отрыве от него, не учитывая и не приспосабливаясь к требованиям международного сообщества, в том числе в области защиты прав ребенка. Вот почему многое из того, что ныне входит в практику социальной опеки и попечительства пришло к нам из-за рубежа, и лишь малая часть сохранилась из нашего культурного прошлого.
Поскольку нарушение процессов социализации началось давно, социальное сиротство достигло чрезмерно больших масштабов, негативные тенденции ощущаются еще долгое время и тогда, когда экономика страны восстановилась либо существенно оздоровилась, а общество — стабилизировалось. Так и случилось в начале XXI в., когда в России ежегодный прирост промышленности достиг мирового рекорда (5—7%), инфляция остановилась, заметно вырос материальный уровень жизни, в страну пошли иностранные инвестиции, а преступность тем не менее растет и каждый день ряды социальных сирот пополняются тысячами новобранцев. И это не окончится через два-три года. В обществе не уничтожены другие причины роста социального сиротства. В том числе духовный кризис.
Не уничтожены и социальные истоки сиротства, а именно кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей; региональное и стратификационное неравенство, в том числе сохранение низкого жизненного уровня в провинции и у социальных низов108; ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Наконец, не разработано эффективное законодательство, которое, с одной стороны, до максимума повышает ответственность родителей за воспитание своих детей, с другой — предоставляет максимум прав и юридической поддержки социально приобретаемым родителям: опекунам, патронантным семьям, усыновителям и др. Зачастую принимаются хорошие законы, которые совершенно не обеспечены ни финансовыми ресурсами, ни механизмами для практической реализации. Но и при этом возникает немало проблем: хорошие законы и эффективные (на бумаге) механизмы так никудышно воплощают в жизнь современные чиновники, что от них один только вред.
|
|
Возникшие в последнее время формы устройства сирот можно разделить на четыре категории:
♦ семейные (опека (попечительство), усыновление);
♦ государственные (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты различного типа);
108 К примеру, по данным комитета статистики Пермской области, 71% сельского населения области имеют доходы ниже прожиточного минимума. Численность зарегистрированных безработных жителей сельской местности с 2000 г. увеличилась почти вдвое и составила 4 919 чел. (www.social.perm.ru).
♦ государственно-общественные, сочетающие элементы семейного вос
питания с сохранением части опекунских обязанностей у государства
(приемные семьи (семейные детские дома), патронатные семьи, дет
ские общины, приюты, социальные гостиницы);
♦ негосударственные (частные, церковные детские дома, приюты и др.)109.
Классическими, или традиционными, формами государственного призрения сегодня (раньше их было больше, в частности трудовые колонии 1930-х гг.) считаются три — детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты.
В детском доме
Дом ребенка — учреждение здравоохранения, предназначенное для воспитания и оказания медицинской помощи детям-сиротам, подкинутым детям, детям родителей, не имеющих возможности воспитывать своих детей, и детям с дефектами физического или психического развития. В доме ребенка воспитываются дети от рождения до трех лет, дети с дефектами физического или психического развития — до четырех лет. Дети попадают в дом ребенка из роддомов (отказные дети), из больниц и семей. Основная деятельность дома ребенка — воспитательная и лечебно-оздоровительная. Дети, находящиеся в доме ребенка, обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. Выписка детей из дома ребенка производится при возвращении их в семью, переводе в детский дом системы образования, дом-интернат системы социального обеспечения или передаче их на усыновление, опеку.
|
|
Детский дом — государственное образовательно-воспитательное учреждение закрытого типа, в котором обеспечивается содержание, развитие, образование и воспитание детей в возрасте от 3 до 18 лет, лишившихся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном порядке и других причин), а также детей одиноких матерей, испытывающих затруднение в их содержании и воспита-
109 Бурлакова Т.Т. Гуманистическая воспитательная система детского дома: Реализация философе -ко-педагогических идей Л.Н.Толстого в практике Яснополянского детского дома. Тула, 2001. С. 26.
нии. Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3—7 лет), школьного возраста (7—18 лет) и смешанного типа. Выпускники детского дома могут быть возвращены родителям, лицам, их заменяющим, или направлены для
поступления в вузы, ПТУ, техникумы или на работу. Все воспитанники детского дома школьного возраста, как правило, обучаются в ближайшей общеобразовательной школе.
Школа-интернат — государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении. Различают несколько типов интернатов:
♦ интернаты с общеобразовательной программой для детей без серьезных проблем в личностном развитии;
♦ вспомогательные интернаты для детей с легкой степенью олигофрении и задержкой психоречевого развития (эти интернаты, как и первые, находятся в ведении Министерства образования и науки РФ);
♦ интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития.
В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей. Сегодня в России более 150 общеобразовательных школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых обучается и воспитывается около 28 тыс. детей; 178 школ-интернатов для детей-сирот с недостатками умственного и физического развития, в которых находится около 22 тыс. детей-сирот. В указанных учреждениях более 90% детей имеют живых родителей.
В настоящее время в стране насчитывается свыше 400 домов ребенка, около 750 детских домов, свыше 200 школ-интернатов. А всего государственных учреждений, где обитает более 200 тыс. детей, насчитывается около 2 тыс.110.
По данным Минздравсоцразвития РФ, лишь 6% детей-сирот при переводе их из домов ребенка в детские дома можно признать практически здоровыми; до 50% воспитанников домов ребенка имеют перинатальную (внутриутробную) патологию. Более 20% детей рождаются недоношенными. А дети, помещенные в дома ребенка, из-за чрезмерной перегрузки и нехватки персонала, продолжают жить в неблагоприятных условиях. Дей-
11,1 Инновации в российском образовании. Система предупреждения социального сиротства. 2000. М„ 2000. С. 5.
ствительно, в группах на одну нянечку или медсестру приходится 15—20 детей грудного возраста. В результате дефицита общения с детьми у них наблюдается задержка речевого, психического или интеллектуального развития, вследствие чего неквалифицированные медики ставят ошибочный диагноз: «олигофрения».
Поданным В.В. Белякова, распределение сирот по трем видам учреждений (детские дома, детские дома-школы, школы-интернаты) выглядит следующим образом (табл. 25).
Таблица 25 Распределение сирот, человек
Год | Возврат в биологическую семью (чел.) | Усыновление (чел.) | Передано под опеку (чел.) | Передано в приемную семью (чел.) |
Источник: Семья Г.В. Дети-сироты в России. Экспертное обозрение // Начало пути. — Иные родители, иная семья (формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). М., 2001.
В ходе всероссийского исследования «Проблема детей-сирот в общественном мнении»1", проведенного компанией CSR по заказу организации «Кидсейв Интернешнл» в июне 2003 г., выяснилось, что большинство россиян (78%) считают неблагополучие сирот актуальной проблемой. Однако лишь треть опрошенных когда-либо встречалась с детьми-сиротами. Из них более 35% описывают их как «хороших» или «обычных» детей, 16% чувствуют к ним жалость, 15% считают, что «сироты — хорошие дети, но с психологическими проблемами». Лишь 16% оценивают сирот негативно: «агрессивные, дерзкие, грубые, плохие дети». На вопрос о том, кто должен оказывать помощь воспитанникам сиротских учреждений, 90% опрошенных ответили, что помогать должно государство; около 40% назвали родственников оставленных детей. Мнение о том, что помогать должны общественные организации, высказали 38% респондентов.
К новым формам, как ни странно, относятся приюты. Как мы помним, они возникли до революции 1917 г. Затем их уничтожили, поскольку считалось, что при советской власти не может быть ни беспризорных, ни безработных людей. Те и другие, разумеется, существовали — росчерком пера социальную проблему не решишь, —но под другими именами. А в 1990-е гг. идеологические клише отпали и можно было называть вещи своими именами. Тут-то и выяснилось, что в России миллионы беспризорников, для которых нужны тысячи мест временного содержания. Если хотите — ночлежек.
Приют — государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям-сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют — учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также — определение
11 Опрошено 3 200 респондентов в 14 регионах РФ.
дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта. Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций, определяется организаторами конкретного приюта. Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Он рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основная задача — выяснение ситуации, обследование ребенка и определение его
дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений. Первый современный приют «Дом милосердия» был открыт в Санкт-Петербурге. Там же действует приют ночлежного типа «Синяя ворона», в котором находят ночлег, питание и заботу 30 ребят. В 1995 г. при Комитете социальной защиты открылся Детский приют «Гнездышко» в г. Клин Московской области. Сегодня в России действует более 300 приютов. Только в рамках президентской программы «Дети России» в стране было открыто около 200 учреждений этого типа.
Сегодня многие образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создают особые условия для жизни, образования, воспитания, формирования трудовой мотивации воспитанников — приучают не только к ответственному отношению к учебе, но и к общественно полезной работе. Детские дома и школы-интернаты владеют сотнями гектаров обрабатываемой земли; минипекарнями, станками, швейным оборудованием. Если учесть, что им передаются транспортные средства, врачебные и физкультурно-оздоровительные кабинеты, то общая сумма вложений получится не такая уж и маленькая. Укрепление материально-технической базы учреждений — явление отрадное, но до решения задач коррекции развития детей, подготовки к самостоятельной жизни, пока еще далеко. Для того чтобы оценить результативность деятельности учреждений, можно проследить жизненные пути выпускников и их проблемы (табл. 26).
Проведенные исследования по социальной адаптации выпускников в постинтернатный период (рук. Г.В. Семья) позволяют утверждать, что результатом пребывания в учреждениях интернатного типа является наличие в так называемом социально-психологическом статусе выпускника таких характеристик, как неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, рентные установки, рецептивный тип характера (необходимость эксперта, советчика в жизни), повышенный уровень виктимности (возможность
стать жертвой)112. Чтобы помочь выпускникам, сейчас создаются центры постинтернатной адаптации, вводится институт кураторов-наставников, строятся социальные гостиницы. Минобразования России разрабатывает межведомственную программу заинтересованных министерств, ведомств, общественных организаций по социальной защищенности выпускников. Многие регионы приступили к созданию банков данных по этой категории детей.
Таблица 26 Постинтернатская карьера выпускников
Год выпуска | Число выпускников, из них детей-сирот | Устроились на работу | Поступили в ПТУ | Поступили всуз | Поступили в вуз | Направлены в спецПТУ |
9611/8706 | ||||||
9488/8139 |
Источник: Семья Г.В. Дети-сироты в России. Экспертное обозрение // Начало пути. — Иные родители, иная семья (формы устройства цетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). М„ 2001.
Сегодня общественность и государство, кажется, проснулись. Например, в одном из сибирских городов жены первых руководителей организовали бесплатную столовую для беспризорных, а потом при ней и школу-интернат. В Москве на базе одной из больниц создан реабилитационный центр для брошенных на произвол судьбы детей. В Тобольске функционирует благотворительная столовая, в которой за прошлый год смогли пообедать более пяти тысяч гавро-шей. В Тюмени, на свой страх и риск, беспризорным помогает клуб «Дзержинец», куда могут прийти совсем отчаявшиеся дети. Но это капля в море.
Сиротство превратилось в глобальную опасность для России. Назрела необходимость принимать экстренные меры. Специалисты, работники учреждений, уже прикладывают немалые усилия для того, чтобы создать благоприятные стартовые условия для воспитанников детдомов и интернатов. Проводимые Министерством образования и науки РФ конкурсы воспитательных программ учреждений демонстрируют разнообразные формы работы с детьми, многие из которых являются уникальными. Особенно видимые изменения произошли за последние пять лет. Теперь уже общепризнанными считаются:
♦ условия, приближенные к семейным (проживание малыми компактными группами в отдельных помещениях-квартирах);
♦ воспитание в разновозрастных группах;
♦ совместное проживание братьев и сестер;
♦ постоянство состава воспитателей и его ограниченность (это необходимо для формирования чувства привязанности, доверия);
2 Семья Г.В. Указ. соч.
♦ наличие психологов или психологической службы в учреждении;
♦ развивающая предметно-игровая и природная среда в учреждении, наполненная в том числе и предметами домашнего быта, специальными игрушками (никого сейчас не удивляет выполнение требований психологов: наличие личных вешей у ребенка, мест для уединения, вариативности режима и мероприятий и т.п.);
♦ открытость и взаимодействие с остальным социумом"3.