Человек взрослеет благодаря преодолению препятствий, даже несчастий. Конечно, они не должны быть настолько сильны, чтобы сломить его личность. Они должны его закалить и многому научить. Вот что пишет о своей юности известный специалист в области педагогики Дж. Добсон: «На собственном опыте я понял, какое значение имеют небольшие напряжения. Мое детство было удивительно счастливым и беззаботным. Я рос в атмосфере любви, у меня никогда не возникало неприятностей из-за учебы в школе. Н наслаждался счастьем, мои желания, как мне кажется, исполнялись в течение всей моей жизни, за исключением двух лет, с которыми связаны тяжелые переживания. Эти годы приходятся на период учебы в седьмом и восьмом классах, когда мне было соответственно 13-14 лет. В то время я оказался в каком-то двойственном с социальной точки зрения положении, что дало толчок возникновению сильных ощущений неполноценности и сомнений в самом себе. Однако, как ни странно, именно социальный опыт двух этих лет, по сравнению с любым другим периодом моей
|
|
жизни, внес наибольший положительный вклад в формирование моего характера и индивидуальности. Моя способность к сопереживанию, желание добиться успеха в жизни, подавление чувства неполноценности, моя способность устанавливать контакты с подростками — все эти качества
сформировались в период, полный юношеских переживаний. Кто бы мог подумать, что те двадцать четыре месяца могут принести хоть что-то полезное? Оказалось, что неудобства, испытанные в то время, помогли мне многому научиться». Источник: Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М., 1993. С. 295.
17 Райе Ф. Указ. соч. С. 236.
18 Райе Ф. Там же. С. 237.
Райе Ф. Там же.
Оказывается, чем большее количество проблем, которые стоят перед подростками, тем ниже их самооценка. Исследование 200 подростков в возрасте от 14 до 16 лет показало, что на самооценку девочек оказывали влияние четыре проблемы: здоровье, физическое развитие, дом и семья.
Влияние на самооценку девочек семейных, домашних трудностей объясняется тем, что родители гораздо сильнее ограничивают их свободу по сравнению с мальчиками. Самооценка мальчиков зависела только от социальных и психологических отношений.
Чем чаще совершались переезды и чем меньше времени прошло после последнего из них, тем сильнее снижается самооценка. Подростки, попавшие
в дурную компанию, могут проявлять меньше самоуважения и повышенную склонность к самоуничижению.
Одно исследование показало, что самооценка обычно минимальна в возрасте примерно 12 лет. Самооценка подростков зависит от готовности родителей предоставить им самостоятельность, принять их,от гибкости родителей, характера общения с ними и удовлетворения от совместной деятельности, а также от родительской поддержки, участия и руководства.
|
|
Главным фактором, определяющим наличие или отсутствие положительного влияния родителей на формирование у подростка здоровой личности, являются теплота, забота и интерес, проявляемые ими по отношению к подростку. Он будет, скорее всего, иметь высокую самооценку, если родители заботятся о нем и проявляют к нему интерес. Кроме того, родители детей с высокой самооценкой используют демократические, а не авторитарные и попустительские стили воспитания по сравнению с родителями подростков, у которых низкая самооценка. У подростков с высокой самооценкой родители строги, но последовательны, они требуют соответствия высоким стандартам, но в то же время проявляют достаточную гибкость, допуская определенные исключения из правил. В таких семьях теплота отношений сочетается со строгой дисциплиной, сильны взаимопонимание и узы привязанности20.
Родители подростков с низкой самооценкой часто бывают непоследовательны в методах воспитания. Иногда родители слишком многое запрещают или чрезмерно критично относятся к детям, вплоть до полного неприятия. Например, подростки, на которых оказывают сильное давление, чтобы они достигли успехов в учебе, как правило, имеют низкую самооценку и ощущают себя неспособными достичь целей, поставленных для них родителями.
20 Райе Ф. Указ. соч. С. 232.
На образ «Я» неблагоприятно влияет переход из привычной и защищенной начальной школы, где у ребенка было мало учителей и постоянная группа одноклассников, в большую обезличенную среднюю школу, где педагоги, одноклассники и даже классные комнаты постоянно меняются.
Приятные события, например воспоминания о пребывании в летнем лагере, могут вызывать повышение самооценки. Этому помогают также особые тренинги уверенности для тех, кто страдает робостью, замкнутостью, не способен поддерживать отношения с другими учащимися, преподавателями и родственниками.
В ходе тренинга юноши и девушки обучаются смотреть в глаза собеседнику, начинать разговор, задавать вопросы, отказывать в некоторых просьбах, выражать свои чувства. Таким образом им удавалось преодолеть репутацию нерешительного человека и изменить мнение других о себе. Самые сложные тренинги проводятся в течение 8—10 недель, простые — за 14—20 ч, наконец, есть и совсем облегченные варианты, когда улучшений удается добиться в обстановке обычных классных занятий (но по особой системе).
Обобщая, можно сказать, что образ «Я» в юности еще не полностью устоялся. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отрицательные) становятся более устойчивыми. Помочь подростку перейти от негативного к позитивному образу «Я» весьма непросто, но в некоторых случаях задачу можно решить. Конечно, в юности изменить образ «Я» легче, чем во взрослом возрасте.
Когда родители поддерживают ребенка, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение и другие положительные чувства, подросток утверждается в мысли, что родители принимают его в качестве способного, продуктивного и достойного индивида. Таким образом, поддержка отца и матери положительно сказывается на самооценке подростка.
Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Она возникает в тех случаях, когда подросток выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов — заниженная самооценка, человек начинает находить непреодолимые препятствия, когда берется за то или иное дело. Он теряет уверенность в себе.
|
|
Нелишне вспомнить совет И.В. Гете. Он говорил, что, общаясь с ближними, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Общаясь же с ними так, как будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. Поэтому детей целесообразно авансировать похвалой.
Индивид с низкой самооценкой, как удалось установить М.И. Станкину21, часто бывает несправедлив, окружающих считает удачливее, умнее себя. Он, как правило, мнителен и отрицательно относится к тем, кто, как ему кажет-
Станкин М.И. Самовоспитание дает больше, чем природное дарование // Управление персоналом. 1998. № 7. С. 62-63.
ся, его не любит, не уважает. Он склонен к автократическому стилю, установлению жесткой дисциплины. Если это руководитель, то он считает, что каждый подчиненный старается его обмануть, за глаза посмеяться над ним, а отсюда появляется подозрительность, неверие в честность тружеников.
Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, зазнайству, не страшна. Она обязательно способствует достижению успехов в любом виде деятельности. Вот пример: через два года после поступления в спортивную школу в ней остались только молодые люди, имевшие при поступлении завышенную самооценку.
Вырабатывая объективную самооценку, необходимо учитывать обстановку, в которой осуществляется эта работа. В эксперименте студенты ставили себе оценку за каждое из заданных экспериментатором качеств. В комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый, с дорогим дипломатом в руках человек. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижалась. Но когда в комнату входил небрежно, неаккуратно одетый, с нечищеной обувью и неглажеными брюками гражданин, самооценка этих показателей испытуемыми становилась значительно более высокой.