Личный опыт

Человек взрослеет благодаря преодолению пре­пятствий, даже несчастий. Конечно, они не дол­жны быть настолько сильны, чтобы сломить его личность. Они должны его закалить и многому научить. Вот что пишет о своей юности известный специалист в области педагогики Дж. Добсон: «На собственном опыте я понял, какое значение имеют небольшие напряжения. Мое детство было удивительно счастливым и беззаботным. Я рос в атмосфере любви, у меня никогда не возникало неприятностей из-за учебы в школе. Н наслаж­дался счастьем, мои желания, как мне кажется, исполнялись в течение всей моей жизни, за ис­ключением двух лет, с которыми связаны тяже­лые переживания. Эти годы приходятся на пери­од учебы в седьмом и восьмом классах, когда мне было соответственно 13-14 лет. В то время я оказался в каком-то двойственном с социальной точки зрения положении, что дало толчок возникновению сильных ощущений непол­ноценности и сомнений в самом себе. Однако, как ни странно, именно социальный опыт двух этих лет, по сравнению с любым другим периодом моей


жизни, внес наибольший положительный вклад в формирование моего характера и индивидуаль­ности. Моя способность к сопереживанию, жела­ние добиться успеха в жизни, подавление чувства неполноценности, моя способность устанавли­вать контакты с подростками — все эти качества

сформировались в период, полный юношеских переживаний. Кто бы мог подумать, что те двад­цать четыре месяца могут принести хоть что-то полезное? Оказалось, что неудобства, испытан­ные в то время, помогли мне многому научиться». Источник: Добсон Дж. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на ваши вопросы. М., 1993. С. 295.

17 Райе Ф. Указ. соч. С. 236.

18 Райе Ф. Там же. С. 237.
Райе Ф. Там же.


Оказывается, чем большее количество проблем, которые стоят перед под­ростками, тем ниже их самооценка. Исследование 200 подростков в возра­сте от 14 до 16 лет показало, что на самооценку девочек оказывали влияние четыре проблемы: здоровье, физическое развитие, дом и семья.

Влияние на самооценку девочек семейных, домашних трудностей объяс­няется тем, что родители гораздо сильнее ограничивают их свободу по срав­нению с мальчиками. Самооценка мальчиков зависела только от социальных и психологических отношений.

Чем чаще совершались переезды и чем меньше времени прошло после последнего из них, тем сильнее снижается самооценка. Подростки, попавшие

в дурную компанию, могут проявлять меньше самоуважения и повышенную склонность к самоуничижению.

Одно исследование показало, что самооценка обычно минимальна в воз­расте примерно 12 лет. Самооценка подростков зависит от готовности ро­дителей предоставить им самостоя­тельность, принять их,от гибкости ро­дителей, характера общения с ними и удовлетворения от совместной дея­тельности, а также от родительской поддержки, участия и руководства.

Главным фактором, определяющим наличие или отсутствие положительно­го влияния родителей на формирование у подростка здоровой личности, являют­ся теплота, забота и интерес, проявляе­мые ими по отношению к подростку. Он будет, скорее всего, иметь высокую само­оценку, если родители заботятся о нем и проявляют к нему интерес. Кроме того, родители детей с высокой самооценкой используют демократические, а не авторитарные и попустительские стили вос­питания по сравнению с родителями подростков, у которых низкая самооцен­ка. У подростков с высокой самооценкой родители строги, но последователь­ны, они требуют соответствия высоким стандартам, но в то же время проявля­ют достаточную гибкость, допуская определенные исключения из правил. В таких семьях теплота отношений сочетается со строгой дисциплиной, силь­ны взаимопонимание и узы привязанности20.

Родители подростков с низкой самооценкой часто бывают непоследова­тельны в методах воспитания. Иногда родители слишком многое запреща­ют или чрезмерно критично относятся к детям, вплоть до полного неприя­тия. Например, подростки, на которых оказывают сильное давление, что­бы они достигли успехов в учебе, как правило, имеют низкую самооценку и ощущают себя неспособными достичь целей, поставленных для них роди­телями.

20 Райе Ф. Указ. соч. С. 232.

На образ «Я» неблагоприятно влияет переход из привычной и защищен­ной начальной школы, где у ребенка было мало учителей и постоянная груп­па одноклассников, в большую обезличенную среднюю школу, где педаго­ги, одноклассники и даже классные комнаты постоянно меняются.

Приятные события, например воспоминания о пребывании в летнем лагере, могут вызывать повышение самооценки. Этому помогают также осо­бые тренинги уверенности для тех, кто страдает робостью, замкнутостью, не способен поддерживать отношения с другими учащимися, преподавателя­ми и родственниками.

В ходе тренинга юноши и девушки обучаются смотреть в глаза собеседни­ку, начинать разговор, задавать вопро­сы, отказывать в некоторых просьбах, выражать свои чувства. Таким образом им удавалось преодолеть репутацию нерешительного человека и изменить мнение других о себе. Самые сложные тренинги проводятся в течение 8—10 недель, простые — за 14—20 ч, наконец, есть и совсем облегченные варианты, когда улучшений удается добиться в обстановке обычных классных занятий (но по особой системе).

Обобщая, можно сказать, что образ «Я» в юности еще не полностью ус­тоялся. По мере взросления характерные черты (и положительные, и отри­цательные) становятся более устойчивыми. Помочь подростку перейти от негативного к позитивному образу «Я» весьма непросто, но в некоторых случаях задачу можно решить. Конечно, в юности изменить образ «Я» лег­че, чем во взрослом возрасте.

Когда родители поддерживают ребенка, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение и другие положительные чувства, подросток ут­верждается в мысли, что родители принимают его в качестве способного, продуктивного и достойного индивида. Таким образом, поддержка отца и матери положительно сказывается на самооценке подростка.

Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятель­ности. Она возникает в тех случаях, когда подросток выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов — заниженная самооценка, человек начинает на­ходить непреодолимые препятствия, когда берется за то или иное дело. Он теряет уверенность в себе.

Нелишне вспомнить совет И.В. Гете. Он говорил, что, общаясь с ближ­ними, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Общаясь же с ними так, как будто они лучше того, что представляют собой в действитель­ности, мы заставляем их становиться лучше. Поэтому детей целесообразно авансировать похвалой.

Индивид с низкой самооценкой, как удалось установить М.И. Станкину21, часто бывает несправедлив, окружающих считает удачливее, умнее себя. Он, как правило, мнителен и отрицательно относится к тем, кто, как ему кажет-

Станкин М.И. Самовоспитание дает больше, чем природное дарование // Управление персона­лом. 1998. № 7. С. 62-63.

ся, его не любит, не уважает. Он склонен к автократическому стилю, установ­лению жесткой дисциплины. Если это руководитель, то он считает, что каж­дый подчиненный старается его обмануть, за глаза посмеяться над ним, а от­сюда появляется подозрительность, неверие в честность тружеников.

Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, зазнайству, не страшна. Она обязательно способствует дос­тижению успехов в любом виде деятельности. Вот пример: через два года после поступления в спортивную школу в ней остались только молодые люди, имевшие при поступлении завышенную самооценку.

Вырабатывая объективную самооценку, необходимо учитывать обстанов­ку, в которой осуществляется эта работа. В эксперименте студенты ставили себе оценку за каждое из заданных экспериментатором качеств. В комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый, с дорогим дипло­матом в руках человек. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижа­лась. Но когда в комнату входил небрежно, неаккуратно одетый, с нечище­ной обувью и неглажеными брюками гражданин, самооценка этих показа­телей испытуемыми становилась значительно более высокой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: