Молодость — это период времени, отведенный человеку для социальных экспериментов, цель которых — найти себя и свое место в обществе. Другого времени на осмысленные поиски у человека не будет. Сверху его поджимает взрослость, семья, дети, работа, а снизу — безответственный, неосмысленный и во многом бессмысленный подростковый период, когда индивид еще не созрел для серьезных философских вопросов и осмысления своей личности. Чем сложнее общество и насыщеннее историческая эпоха, чем больше вокруг информации и знаний, тем труднее и конфликтнее проходит в нашей жизни период социального экспериментирования, тем труднее разобраться в себе и окружающем. Колоссальное количество молодежных субкультур, которые позволяют молодому поколению во всем мире группироваться по своим интересам, политическим пристрастиям, музыкальным или досуговым предпочтениям, кругу общения, отражает пестроту и многообразие культурной жизни планеты.
Глобализация общества, общение людей поверх политических границ, туризм и культурные обмены расширяют субкультурную географию, позволяя молодежи из слаборазвитых стран перенимать и развивать дальше новейшие веяния и тенденции в мировой молодежной культуре. Возможно, здесь, как и в экономике, страны делятся на культурный авангард, создающий новый интеллектуальный продукт, и культурный арьергард, воспринимающий этот продукт, модифицирующий его в соответствии со своими нуждами и привносящий в него нечто новое, своеобразное, которое, однако, уже не возвращается на мировую арену и не становится источником подража-
|
|
ловалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М, 1999. С. 277.
ния. Американские хиппи 1960-х гг. и советские хиппи 1970-х гг. — яркий пример культурной столицы и культурной провинции. Важно не то, что мир поделился на~71идеров 1Т"ведомых, а то, что ведомые через короткий промежуток времени могут использовать тот же интеллектуальный продукт, удовлетворяя свои потребности, развивая собственную личность. Как часто бывало в Римской империи, да и не только в ней, провинция, сохранившая культурную самобытность, вскоре обгоняла столичный регион, создавая уникальные культурные продукты.
Молодежно-подростковый период в жизни каждого человека — время неустанного экспериментирования, творческого подъема и профессионального самоопределения. Новые пути в развитии науки, культуры также нередко прокладывали молодые люди. И. Ньютону не было еще и 24 лет, а он уже разработал идею дифференциального и интегрального исчисления, открыл закон всемирного тяготения. Французский математик Э. Галуа, исследования
Врезка