Возведение в чины церковные

Следует упомянуть о возведении в чины: 1) архидиакона, протодиакона; 2) протопресвитера, протоиерея; 3) игумена и архимандрита.

Возведение в эти чины может совершаться на литургии во время малого входа, или на Великой Вечерне на Рождество, или на Пасху, во время входа с Евангелием. Производимый приводится протодиаконом на середину храма, он делает три земных поклона на восток, затем трижды земно кланяется без крестного знамени Архиерею. Архиерей благословляет трижды его склоненную голову и возлагает руку на его голову.

Диакон произносит: «Господу помолимся», и Архиерей читает соответствующую молитву. По прочтении этой молитвы Архиерей знаменует посвящаемого крестовидно, говоря: «Благословен Господь: се, бысть раб Божий (имярек) протодиакон (или архидиакон), во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа»; или: «...протопресвитер (или протоиерей) Святейшия Божия Церкви (имярек) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», и, возложив руку на голову посвящаемого, Архиерей возглашает: «Аксиос». Если возводимый в чин протоиерея не имел набедренника, то он надевается ему. Затем хор поет «Аксиос» (трижды).

При посвящении во игумена и архимандрита после чтения молитв Архиереем протодиакон возглашает: «Повели, Владыко». Архиерей во всеуслышание говорит: «Благодать Всесвятаго Духа чрез нашу мерность производит тя, игумена (или архимандрита), честныя обители Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (название обители), или: Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы (название обители), или: Святаго (имярек)». Затем, возложив руку на его голову, возглашает: «Аксиос», и певцы вторят ему. Если архимандриту (или протоиерею) дается митра, то она без чтения молитв и без пения возлагается на него. Так же обычно возлагается и Крест.

По окончании литургии Архиерей подает игумену (или архимандриту) жезл и произносит по книге «Чиновник» поучение об обязанностях игумена по отношению к пастве, к братии и братии — к нему. Непосредственно при вручении жезла Архиерей вкратце повторяет поучение: «Приими сей жезл, имже утверждей паству твою, да правиши яко и слово имаши отдати за ю, нашему Богу, во дни суда».

По тому же чину совершается возведение в чин игуменьи. Только вместо слова «аксиос» поётся «аксиа».

АРХИЕРЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ЛИТУРГИИ

ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

Существует три варианта богослужебных действий при служении Архиереем Литургии Преждеосвященных Даров, в отношении встречи Архиерея и совершения им входных молитв:

1. Архиерей прибывает к началу Третьего Часа. Совершается встреча, как на полной литургии, и после благословения народа и пения «Тон дэспотин» Архиерей входит в алтарь Царскими вратами, с духовенством прикладывается к Престолу и отходит к своему месту справа от Престола. Царские врата закрываются, и служащий священник начинает службу Часов. Входные молитвы совершаются в алтаре, перед Престолом, на молитве Девятого Часа, а облачение духовенства и Архиерея совершается на Изобразительных (желательно священнику, который будет совершать поклоны на Изобразительных, облачиться под рясу заранее, чтобы после входных молитв успеть облачиться на поклоны). По отпусте Изобразительных Архиерей с духовенством исходит на середину храма (Архиерей – Царскими вратами, а духовенство – диаконскими), и начинается вечерня.

2. Архиерей прибывает в храм по окончании Изобразительных или к установленному Архиереем времени. Духовенство встречает Преосвященного, как на обычной литургии. По обычной схеме совершаются входные молитвы и облачение Архиерея на кафедре, и начинается вечерня.

3. Архиерей прибывает в храм и входит в алтарь боковыми дверями. В этом случае входные молитвы совершаются перед Престолом на молитве Девятого Часа, а облачение Архиерея — на Изобразительных в алтаре. По окончании Изобразительных Архиерей вместе с духовенством исходит на середину храма (Архиерей – Царскими вратами, а духовенство – диаконскими), и начинается вечерня.

После облачения (где бы оно ни было) Архиерей вместе с духовенством на середине храма трижды поклоняется с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя». Точно в таком же порядке, как на архиерейской литургии, первенствующий священник и протодиакон испрашивают благословение у Архиерея перед началом службы, при этом ничего не произнося. Священник заходит в алтарь и становится перед Престолом, протодиакон поднимается на амвон к иконе Спасителя. Иподиаконы отверзают Царские врата. Священник, приложившись к Престолу[16], возглашает: «Благословенно царство», хор: «Аминь». При чтении 103 псалма, который читает Архиерей, Царские врата закрываются. Они открываются во время всех ектений, а после возгласов, произносимых в алтаре, снова закрываются[17]. По возгласе Архиерея протодиакон входит в алтарь, а первенствующий священник исходит из алтаря на солею, кланяется на восток по центру амвона и, развернувшись, с амвона кланяется Архиерею, отходит к иконе Спасителя и с непокрытой головой читает светильничные молитвы, начиная с четвёртой. В конце псалма из алтаря выходит протодиакон и совершает вместе с первенствующим священником три поясных поклона на восток, один обычный Архиерею и друг другу. Первенствующий священник уходит в алтарь, а протодиакон, встав перед иконой Спасителя, произносит мирную ектенью. По мирной ектеньи всё духовенство и протодиакон (при этом диаконы, кроме второго протодиакона, на прошении «О избавитися нам…» восходят на солею) на возгласе первенствующего священника кланяются на восток, потом Архиерею, затем заходят в алтарь боковыми дверями. В алтаре весь клир прикладывается к Престолу, потом кланяется Архиерею, и Царские врата закрываются. Второй протодиакон остаётся у кафедры для чтения стихов псалма «Умыю в неповинных руце мои…» во время омовения рук Архиерея, вместе с иподиаконами, поцеловав руку Архиерея и поклонившись ему, уходит в алтарь. На амвоне должны остаться один или два диакона для произнесения ектений между антифонами; на последнем возгласе священника, по третьем антифоне, диаконы, поклонившись Архиерею, заходят в алтарь. На антифонах перенесение Преждеосвященного Агнца с Престола на жертвенник совершается без участия Архиерея.

В остальном Литургия Преждеосвященных Даров совершается обычным порядком, причем ектеньи и возгласы произносятся сослужащими и диаконами в порядке старшинства, как и на литургии свт. Иоанна Златоуста. Каждение на "Господи воззвах" совершается по обычному чину, но с небольшими особенностями – благословение на кадило диаконы испрашивают у Архиерея (который находится на кафедре) с амвона и, войдя снова в алтарь, начинают каждение; также прежде каждения духовенства в алтаре кадят сначала Архиерея с амвона и по окончании всего каждения храма заходят в алтарь, кадят Престол, Горнее место, затем выходят на амвон и, покадив Архиерея трижды, там же крестятся, кланяются на восток и Архиерею и только потом заходят в алтарь и отдают кадила. Когда поют: «И ныне», отверзаются Царские врата, следуют те же действия и так же совершается вход с Евангелием, как и на литургии свт. Иоанна Златоуста (малый вход). Только вместо «Приидите поклонимся» поется «Свете тихий».

По совершении Архиереем каждения на «Ис полла», учинённый чтец выходит на середину церкви перед амвоном для чтения паримий. Протодиакон становится слева от Горнего места и говорит: «Вонмем». Архиерей: «Мир всем» — и следует на Горнее место, за ним и священники по старшинству. Хор: «И духови твоему». Протодиакон: «Премудрость». Чтец: «Прокимен». И возглашает прокимен данного дня, на глас. Также протодиакон: «Премудрость». Чтец — надписание чтения. Протодиакон: «Вонмем». Царские врата закрываются. И после прочтения первой паремии Царские врата открываются и возглашается второй прокимен. Архиерей следует к Царским вратам, духовенство остаётся на месте. После этого протодиакон возглашает: «Повелите». Архиерей берет обеими руками кадило и трикирий, становится перед Престолом, обратившись к востоку и, назнаменуя крест, говорит: «Премудрость, прости». Затем, обратившись на запад, к народу, говорит: «Свет Христов просвещает всех». В это время все стоят на коленях, преклонившись до земли. Архиерей отдает кадило с трикирием и снова следует на Горнее место. Чтец: «Притчей чтение». Протодиакон: «Вонмем». Царские врата закрываются. И читается следующая паремия. По исполнении ее Царские врата открываются, Архиерей становится перед Престолом, принимает кадило, за ним следуют священники по старшинству. Протодиакон: «Премудрость». Далее певцы, 1-й лик, который становится на середине храма, попеременно со 2-м поют обычно «Да исправится», Архиерей в это время кадит Престол, на четвёртом стихе «Не уклони сердце мое…» он переходит к жертвеннику и по его исполнении отдаёт кадило протодиакону, снимает большой омофор и становится перед Престолом на колени.

По исполнении «Да исправится» творим три поклона с молитвой св. Ефрема Сирина (читает Архиерей). И если праздник, то чтец говорит положенный прокимен. Архиерей идет на Горнее место[18]. Далее совершается чтение Апостола и Евангелия, по тому же порядку, как и на литургии свт. Иоанна Златоуста.

Далее следуют ектеньи: сугубая, оглашенных и верных по обычной схеме архиерейской литургии.

По возгласе «По дару Христа...» совершается омовение рук Архиерея в Царских вратах, как обычно. Затем Архиерей, надев омофор и по троекратном прочтении «Ныне силы небесные» с воздеянием рук, отдает митру, вместе с духовенством целует Престол, подходит ко Св. Предложению и трижды кланяется с молитвой: «Боже, очисти мя, грешного». Кадит Св. Дары и отдает кадило протодиакону. Поклонившись Архиерею, протодиакон принимает от него воздух и полагает его на плечо. Когда протодиакон отходит, первый священник подходит к Архиерею и становится на правое колено. Архиерей, взяв обеими руками и поцеловав дискос, отдаёт его священнику, ничего при этом не говоря. А первенствующий священник целует дискос и руку Архиерея. Затем приходит второй священник и, поклонившись, принимает от Архиерея потир, целует его и руку Архиерея. Прочие же несут Крест, лжицу, копие и пр. Великий вход совершается следующим образом: первыми идут диаконы с митрой и омофором, за ними идут свещеносец, жезлоносец, дикирий, трикирий, протодиаконы с кадилами, далее первая рипида, священник с дискосом, вторая рипида, потом священник с потиром и остальные священники, все находящиеся в храме преклоняются до земли. Клир выстраивается по обе стороны Царских врат, по обычной схеме архиерейской литургии. Первенствующий священник с дискосом встаёт на правое колено перед орлецом, приготовленным на амвоне. Протодиакон и духовенство, шествуя, ничего не говорят. Архиерей идет к Царским вратам, благословляет диаконов, несших митру с омофором, и возлагает на предметы руки, целует только митру. Диаконы, поцеловав каждый со своей стороны руку Архиерея один раз, отходят в сторону. Протодиакон, обратившись к Архиерею, кадит Архиерея. Архиерей становится перед Царскими вратами и кадит Св. Тайны трижды, принимает дискос от первого священника. Священник, отдавая дискос, целует руку Архиерея и отходит в сторону. Архиерей в полголоса говорит: «Верою и любовию…». Затем заходит в алтарь, молча поставляет дискос на Престоле. Второй священник с потиром сразу входит в алтарь, тоже ничего не говоря, и поставляет его на Престоле по обычаю. Прочие священнослужители входят в алтарь и тоже ничего не говорят. Архиерей снимает покровы с дискоса и потира и полагает их на краю Престола, берёт воздух с плеча протодиакона, надносит над кадилом и молча покрывает дискос и потир: взяв кадило, кадит только Св. Дары, сразу же отдает кадило, никого другого не кадя. Протодиаконы и диаконы молча принимают благословение Архиерея, целуют его руки. Протодиакон кадит Архиерея трижды по три и вместе с диаконами кланяется Горнему месту и Архиерею. Потом Архиерей произносит молитву св. Ефрема Сирина с тремя поклонами. Когда Архиерей наденет на себя митру, бывает по обычаю осенение с амвона.

Диакон на амвоне возглашает ектенью «Исполним вечернюю молитву». По ектеньи Архиерей возглашает: «И сподоби нас, Владыко». Хор: «Отче наш…» и т.д. по архиерейскому служению. Архиерей, касаясь под воздухом Св. Хлеба, возглашает: «Преждеосвященная Святая Святым». Певчие: «Един Свят». Архиерей снимает воздух. Протодиакон становится около Архиерея и говорит: «Раздроби, Владыко, Святый Агнец». Архиерей раздробляет Агнец на четыре части, говоря: «Раздробляется...», и влагает частицу в потир, ничего не говоря. А протодиакон молча вливает теплоту в потир. Затем Архиерей творит прощение со сослужителями. Взяв одну частицу Святых Таин в правую руку и преклонив главу, молится по обычаю: «Верую Господи...». Также: «Вечери Твоея тайныя...», «Да не в суд...». Затем подходит к дискосу и причащается Св. Тела и Крови Господни, говоря: «Честное и Всесвятое и Пречистое Тело и Кровь Господа...». Потом, взяв губу, отирает руку, говоря: «Слава Тебе, Боже» (трижды). И, поцеловав губу, кладёт её на место. Взяв потир обеими руками, отпивает из него, ничего не говоря. Затем отирает уста и потир платом, который держит в руках, и ставит его на Престол. Протодиакон же призывает всех сослужащих: «Приступите». Подходит духовенство с левой стороны Архиерея, приклонив главу и сложив ладони крестовидно: «Се прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему, и преподаждь ми, Преосвященнейший Владыко, Честное, и Всесвятое, и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Архиерей же, взяв правой рукой частицу Честного Тела и Крови Христовы, полагает в руки приходящего, говоря: «Преподается тебе... Честное и Пречистое и Безсмертное Тело и Кровь Господа...». От потира духовенство испивает самостоятельно, а диаконам преподаёт старший священник, при этом ничего не говоря. По Причащении Архиерей, приняв анафору, умывает руки и уста, духовенство подходит под благословение Архиерея. Диакон, которому будет указано потреблять Св. Дары, в этот момент из Чаши не пьёт.

Далее богослужение следует по обычному чинопоследованию архиерейской литургии свт. Иоанна Златоустого, лишь с теми изменениями, которые положены на Литургии Преждеосвященных Даров.


[1] Именно таким образом пономарь забирает кадило у духовенства во всех случаях (крестится, кланяется на Горнее место, затем кланяется Архиерею – и всё это одновременно с протодиаконом или диаконом).

[2] Таким образом совершается поклон Архиерею на любых ектеньях, когда есть подобные прошения, всеми служащими иереями.

[3] Это указание касается всех моментов службы, когда священнику положено осенять народ рукой.

[4] Это относится ко всем подобным моментам архиерейского служения.

[5] Молитвы на покровение воздухов произносит сам Архиерей на Херувимской песни.

[6] Протодиакон на облачении Архиерея произносит последние слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки…», хор поёт: «Тон дэспотин, кэ Архиереа имон…», Архиерей благословляет дикирием и трикирием с кафедры на четыре стороны. По окончании пения хором «Тон дэспотин…» чтец читает молитву Шестого Часа: «Боже и Господи Сил…».

[7] Если есть священническая хиротония, то ставленник в белом облачении тоже прикладывается к Кресту перед последним священником (перед тем, который совершал проскомидию и держит блюдо под Крест).

[8] Если празднуется Двунадесятый, Великий или Престольный праздник, или особо чтимые иконы Богоматери, или вспоминается память особо чтимых святых, то их икона должна находиться на центральном аналое в середине храма на протяжении всей службы, от встречи Архиерея до отпуста. На входных молитвах в дни празднования вышеперечисленного Архиерей по целовании икон Спасителя и Богородицы спускается с амвона и прикладывается к иконе, находящейся на центральном аналое. Всё духовенство в этом случае стоит на своих местах, и только протодиакон следует за Архиереем, чтобы прочитать тропарь праздника, когда Архиерей будет прикладываться к иконе. После этого Архиерей снова следует на амвон, а протодиакон на своё место.

[9] Общий поклон духовенства отдаётся Архиерею в следующих местах литургии:

1. Перед кафедрой, после выхода духовенства из алтаря на малом входе.

2. После возгласа Архиерея «Призри с небесе Боже и виждь…», на Трисвятом.

3. После прошения на сугубой ектенье: «Еще молимся о Великом Господине…», на троекратном пении духовенством «Господи, помилуй».

4. На возгласе «Щедротами Единородного Сына Твоего…».

5. После возгласа «Благодарим Господа…» (Евхаристический канон).

6. На возгласе «И даждь нам едиными усты…».

7. На возгласе, после пения молитвы Господней «Яко Твое есть Царство…».

8. На возгласе «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, Слава Тебе» (перед отпустом).

[10] Священники кафедру не обходят.

[11] Хор повторяет эти возгласы.

[12] Духовенство должно внимательно следить за тем, чтобы делать соответствующие поклонения одновременно с Архиереем.

[13] Кресты кладутся на Престол (на свои места), а копие и лжица — по бокам левого Креста (лжица – справа, копие – слева).

[14] На святках, в период от Пасхи до Пятидесятницы и на Преображение Господне – совершается поясной поклон.

[15] Когда кланяется Престолу – крестится, а когда кланяется Архиерею – не крестится.

[16] Порядок поклонов точно такой же, как на Архиерейской литургии. (См. выше «Литургия»).

[17] Такой порядок бывает только тогда, когда Архиерей находится на кафедре. После входа на вечерне, когда Архиерей зайдет в алтарь, Царские врата не закрываются до запричастного стиха, кроме как на паремии.

[18] В этом случае омофор снимается на Горнем месте во время прокимна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: