Посвящение в иподиакона

Посвящение в иподиакона на практике совершается сразу после хиротесии во чтеца без какого-либо видимого промежутка времени.

По облачении чтеца в стихарь иподиаконы подают Архиерею орарь. После того как Архиерей осенит орарь крестным знамением, посвящаемый крестится, целует орарь и руку Архиерея, затем иподиаконы опоясывают посвящаемого крестообразно. Иподиаконское служение изображает собою служение Ангелов, и потому крестообразное опоясывание орарем изображает крылья, которыми закрываются Херувимы, предстоя Божественному Престолу. Потом Архиерей трижды благословляет рукою главу посвящаемого и, возложив на него руку, читает молитву, в которой он просит Господа: «...И даждь ему любити благолепие дому Твоего, предстояти дверем храма святаго Твоего, возжигати светильник селения славы Твоея».

Если хиротесия происходила перед литургией, то по молитве Архиерея иподиаконы дают посвящаемому лохань и возлагают на него убрус (полотенце). Иподиаконы возливают воду на руки Архиерея, а новопоставленный иподиакон держит лохань. По омовении рук новопоставленный, как и другие иподиаконы, целует руку Архиерея и отходит вместе с протодиаконом на середину храма, там творят поклон алтарю и Архиерею. Посвещённый становится на указанное ему место на солее (или под солеей) перед иконой Спасителя, где стоит, держа лохань с убрусом, до Херувимской песни. При пении Херувимской песни он приводится к Царским вратам. Здесь Архиерей произносит молитву, затем осеняет воду крестовидно и помазывает освященною водою свои очи, уши, ноздри и губы. После омовения новопоставленный с другими иподиаконами целует руку Архиерея и заходит в алтарь.

Если хиротесия происходила за всенощным бдением, то посвящённый творит один земной поклон Горнему месту, затем один земной поклон Архиерею, но без крестного знамения, и берёт у него благословение и отходит на своё место. На литургии вместе с другими иподиаконами выходит с омовением во время мирной ектеньи. Далее действует так же, как это было описано выше.

На Херувимской песни посвящённый вместе с духовенством (за диаконами) подходит к Архиерею в установленном порядке на архиерейской проскомидии и уже произносит: «Помяни мя, Преосвященнейший Владыко, иподиакона (имярек)». На Великом входе новопосвященный идет первым, с блюдом, на котором находится митра и омофор. Выходит северной диаконской дверью и, идя вдоль солеи, заходит южной диаконской дверью. В алтаре становится с блюдом у правого угла Престола, ближе к Царским вратам. К нему подходит Архиерей (пока Архиерей идет от жертвенника к Престолу, ставленник говорит «Архиерейство твое…») и, благословив его, полагает свою руку на митру, посвящённый должен поцеловать только руку один раз и после этого отойти в сторону. Должен позаботиться, чтобы митру диаконы поставили на Престол, а омофор самому положить на облачальный стол. Затем стоит в стороне.

РУКОПОЛОЖЕНИЕ

Ставленник должен пройти ставленническую комиссию и ставленническую исповедь у духовника епархии. Ставленник должен помнить, что по рукоположении он причащается Святых Христовых Таин, следовательно, должен приготовиться к Причащению (прочитать положенное правило). Ставленникам необходимо детально запомнить чин рукоположения и предварительно ознакомиться со Служебником, а некоторые места из него, как, например, входные молитвы, молитвы при облачении, ектеньи (диакон) и возгласы (священник), слова перед принятием Святого Тела и Святой Крови, молитвенные диалоги – заучить наизусть до рукоположения. Заблаговременно прийти в храм и подготовиться к службе.

Рукоположение в диакона бывает на литургии после освящения Святых Даров, именно — после произнесения Архиереем возгласа «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». В конце произнесения протодиаконом «И о всех и за вся» ставленник с двумя иподиаконами становятся у Горнего места и одновременно с протодиаконом крестятся и кланяются на восток и Архиерею, затем выходят в храм и становятся под амвоном. По архиерейском возгласе «И да будут милости…» и его благословении иподиакон возглашает: «Повели», рукополагаемый делает поясной поклон на восток; втроем идут на солею, и там ставленник делает поясной поклон народу, а второй иподиакон возглашает на солее: «Повелите», а при возглашении протодиаконом «Повели, Преосвященнейший Владыко» он заходит в алтарь через Царские врата и делает земной поклон с крестным знамением Престолу. Затем рукополагаемый обходит за протодиаконом Престол трижды и при каждом обхождении крестится, целует указываемые протодиаконом углы Престола и читает тихим голосом Трисвятое – при целовании первого угла: «Святый Боже», при целовании второго угла: «Святый Крепкий», при целовании третьего угла: «Святый Безсмертный», при целовании четвёртого угла: «Помилуй нас». На каждое обхождение Престола духовенство в алтаре поёт особые тропари, а за ним повторяет хор. После первого обхождения ставленник творит земной поклон Архиерею[15], не вставая с колен, целует омофор и руку Архиерея и опять кланяется Архиерею, не вставая, земно. После второго обхождения кланяется Архиерею так же, но целует палицу и руку Архиерея и опять делает земной поклон Архиерею. После третьего обхождения ставленник становится с протодиаконом перед Престолом, делает два поклона в пояс к востоку и третий — земной и отходит на правую сторону Престола; здесь он становится на правое колено, полагает на Престол руки ладонями вниз, крестовидно — правую на левую — и прилагает к ним свою главу. По прочтении Архиереем молитв рукополагаемый встаёт, и Архиерей выводит его через Царские врата на амвон. На амвоне Архиерей поднимает вверх орарь и возглашает: «Аксиос», духовенство поёт: «Аксиос», хор повторяет за духовенством, ставленник крестится и целует сначала подносимый ему Архиереем орарь, а потом — руку Архиерея; таким же образом преподносятся ставленнику поручи и рипида. Когда преподносится рипида для целования, то ставленник крестится, целует священное изображение в круге рипиды и руку Архиерея, принимает рипиду в руки, затем целует правое и левое плечи Архиерея. Отходит за протодиаконом на левую сторону Престола, где веет крестообразно рипидой над Дарами, держа верхний конец рипиды левой рукою, а нижний — правой и творя молитву Иисусову. Во время пения «Отче наш...» к нему подходит протодиакон, рукополагаемый прекращает веять над Дарами, крестится с орарем, целует рипиду, снова крестится и целует Престол, кланяется Архиерею и отходит на левую сторону алтаря. Новопоставленный опоясывается орарём. Перед Причащением рукоположённый становится за Престолом в ряду диаконов сразу за первым протодиаконом. На целование и приветствие протодиакона «Христос посреде нас» отвечает: «И есть, и будет» — и целует протодиакона в плечо. Так же поступает и с другими диаконами.

Пройдя за протодиаконом к Престолу, с левой стороны, для принятия от Архиерея Святого Тела Христова, он крестится, кланяется, целует край Престола с произнесением слов «Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему», складывает руки крестообразно, правую на левую полагает на Престоле, и говорит: «Преподаждь ми, Преосвященнейший Владыко, диакону (имярек), Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». Приняв Дары от Архиерея, целует руку, правое и левое его плечо, затем отходит, держа руки с Телом Христовым над Престолом, к восточной стороне Престола, становится рядом с протодиаконом и приобщается Тела Христова. Подходя с правой стороны Престола за протодиаконом к принятию животворящей Крови Христовой, говорит: «Се, паки прихожду...» и «Преподаждь ми, Преосвященнейший Владыко, диакону (имярек), Честную и Святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» — и приобщается из Чаши животворящей Крови, придерживая правою рукою с платом нижний край потира, а левою рукою держа другой конец плата около уст. По Причащении отирает платом свои уста и край потира, к которому прикасался устами, целует потир, снова вытирает край потира и отходит к жертвеннику, но антидор и теплоту не принимает, т.к протодиаконы по окончании литургии будут его учить потреблять Св. Дары и измывать Сосуды. По Причащении духовенства все подходят под благословение Архиерея. Ставленник, подходя за протодиаконом, совершает земной поклон Архиерею и берёт благословение. Архиерей, благословляя, преподносит ему по традиции просфору и сообщает место прохождения сорокоуста. Во время пения «Да исполнятся уста...» рукополагаемый вместе с протодиаконом делает поклон к Горнему месту, кланяется Архиерею, выходит северною дверью из алтаря, становится перед Царскими вратами и произносит ектенью: «Прости, приимше...», по окончании которой входит северною дверью в алтарь, проходит к Престолу, преклоняет голову и получает благословение Архиерея на потребление Св. Даров. После этого отходит к жертвеннику для потребления и измывания Сосудов.

Рукоположение в священника совершается после перенесения Честных Даров с жертвенника на Престол (Херувимской песни), для того чтобы и рукоположенный мог участвовать в освящении Св. Даров. Во время Херувимской песни, когда Архиерей подойдет к жертвеннику, приближается к нему и рукополагаемый и, встав на правое колено, наклоняет свою главу перед Архиереем, для возложения на неё воздуха, который он придерживает на главе за передние концы двумя руками, имея в то же время в правой руке, по чину диаконскому, конец ораря. В Великом входе он идёт самый первый, сходит с солеи и становится между амвоном и центральным аналоем. По окончании обычного поминовения, когда все священники войдут в алтарь, протодиакон снимает с его головы воздух. Далее хиротония совершается таким же образом, что и диаконская, но с некоторыми особенностями: водят ставленника вокруг Престола не протодиаконы, а священники, и встаёт он перед Престолом не на одно калено, а на два. По прочтении молитв Архиерей подаёт рукополагаемому священные одежды (епитрахиль, пояс, фелонь), Крест и Служебник. Принимая даваемое Архиереем, он крестится, целует то, что получает, а затем руку Архиерея, после же всего целует оба плеча его и руку и становится в ряд сослужащих священников третьим (рядом с первым) и соблюдает порядок службы по чину литургии, положенному для священников. Произносит первый возглас: «Щедротами Единороднаго Сына Твоего…».

По предложении Святых Даров во время пения «Тебе поем...», рукоположенный приближается к Архиерею, выслушивает святительское наставление: «Приими залог сей…», крестится, приемлет дискос с Агнцем обеими руками, целует руку Архиерея, отходит к восточной стороне Престола, становится у его угла, не поставляет дискос на святой Престол и, наклонив голову к Святому Агнцу, лежащему на дискосе, и, держа дискос руками, читает про себя 50 Пс. и молитву Иисусову. Во время пения Молитвы Господней он возвращает дискос с Агнцем Архиерею, крестится и целует при этом дискос и руку Архиерея, прикладывается к Престолу, кланяется Архиерею и становится на прежнее место. Приобщается рукоположенный по тому же чину, который изложен при приобщении диаконов, а именно: подходя за первенствующим иереем с левой стороны Престола к Архиерею для принятия Тела Христова, он говорит: «Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему», творит поклон, приложившись к Престолу, произносит: «Преподаждь ми, Преосвященнейший Владыко, иерею (имярек), Честное и Святое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», приемлет Тело Господне, целует правую руку Архиерея и его плечи. Подходит к Чаше с правой стороны Престола, творит крестное знамение, говоря: «Се паки, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему» и «Преподаждь ми, Преосвященнейший Владыко, иерею (имярек), Честную и Святую Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», приобщается, держа один конец плата левой рукой около уст, а в правой руке имея другой конец плата и придерживая нижнюю часть Чаши. По приобщении отходит к жертвеннику и умывальнице. При архиерейском благословении также творит земной поклон Архиерею и выслушивает пастырское наставление. По Причащении народа при возглашении Архиереем «Яко Ты еси освящение наше…» рукоположенный крестится, целует Престол, кланяется Архиерею, выходит Царскими вратами под солею и читает по служебнику заамвонную молитву, по прочтении которой идёт к северной стороне Престола, крестится, целует Престол, кланяется Архиерею и становится последним в порядке служащих священников. Обычное окончание литургии. Обычно новорукоположённый иерей даёт народу Крест на целование по отпусте.

ЧИНЫ НАГРАЖДЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: