Организационную структуру управления в таможенном деле можно определить как упорядоченную совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов таможенной системы, обеспечивающих функционирование и развитие таможенных органов как единого целого.
Слово «тип» в управлении обозначает форму чего-нибудь, обладающую определенными признаками; образец, которому соответствует исследуемая группа объектов, а также одну из высших систематизированных категорий, объединяющих родственные структуры объектов. В нашем случае таможенные органы делятся по следующим признакам:
1. Международный квалификационный признак;
2. Административно-территориальный признак;
3. Пространственно-организационный признак;
4. Характер транспортных средств и грузов;
5. Специфика таможенной деятельности;
6. Производственно-организационный признак;
7. Уровень подчинения;
8. Юридическая самостоятельность;
9. Характер производственной деятельности;
10. Объем выполняемых работ;
11. Характер пропуска товара.
Но хотелось бы немного подробнее охарактеризовать наиболее основные принципы.
Характер транспортных средств. В зависимости от характера транспортных средств и осуществляемых операций таможенные органы подразделяются на следующие типы:
- железнодорожные (таможенный пост ЖДПП Успенская Таганрогской таможни);
- автотранспортные (Санкт-Петербургская таможня);
- авиационные (Пулковская таможня, Внуковская таможня);
- морские (Балтийская таможня);
- речные.
Специфика таможенной деятельности и товаров. В последнее время в таможенной системе стали создаваться специализированные таможенные органы:
- оперативные таможни, занимающиеся борьбой с таможенными правонарушениями, контрабандой;
- энергетическая таможня, компетенция которой ограничивается правомочиями по совершению таможенных операций и осуществлению таможенного контроля энергоносителей (сырая нефть, газовый конденсат, природный газ, уголь каменный, лигнит (бурый уголь), торф, кокс, горючие сланцы, электроэнергия) и продуктов их переработки (далее - товары), а также транспортных средств, используемых в целях их перемещения через таможенную границу Российской Федерации.
В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что в управленческой деятельности необходимо учитывать как экономическую эффективность (соотношение затрат и результатов работы), так и социальную, которая реализуется в виде исполнения ожиданий, потребностей и интересов сотрудников таможенных органов (хорошая оплата труда, приятные условия работы и возможности для развития личности).
К оглавлению
Контрольные вопросы
1. Какие существуют уровни организационной структуры таможенных органов?
2. Характеристика подсистем, элементов, связей и отношений в таможенной системе.
3. Характеристика отраслевой и территориальной структуры таможенного дела.
4. Какие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет РТУ?
5. Какие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет таможня?
6. Какие полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет таможенный пост?
7. Каковы признаки классификации видов деятельности в таможенном деле?
8. Каким образом проявляется общественное разделение труда в таможенном деле?
К оглавлению