Цель:
1.Развитие зрительного восприятия (величина, цвет, форма).
2.Закрепление навыков счета.
3.Развитие мышления и воображения.
4.Развитие речи (активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя, развитие связной речи).
5.Развитие целенаправленного внимания и зрительной памяти.
6.Развитие мелкой моторики.
7.Совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Оборудование: мягкая игрушка; фланелеграф; плоскостные изображения репки, деда, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки для работы с фланелеграфом; наборы геометрических фигур: желтый круг, шесть квадратов, уменьшающихся по размеру и разных по цвету (для психолога и каждого ребенка); предметные картинки: ель, часы, коза, шкаф, мак, автобус; тарелочки, линейки-трафареты, листы бумаги, цветные карандаши (по количеству детей); репка для угощения детей.
²Детей «встречает» мягкая игрушка (собачка Жучка).
Дети здороваются с игрушкой, говорят ей комплименты, затем садятся за столы.
²— Сегодня к нам в гости опять пришла сказка. А главная героиня этой сказки желтая, круглая. Как вы думаете, что это? Что бывает желтым и круглым? —Правильно. А репка какая? —Вспомните, в какой сказке говорится про репку. | —Желтым и круглым бывает солнышко, шарик, мяч, тарелка, колобок, солнечный зайчик... —Желтая, круглая. —Сказка так и называется «Репка». | ||||||||
Психолог прикрепляет изображение репки к фланелеграфу. | |||||||||
— Посадил дед репку. А сколько репок посадил дед? | — Дед посадил одну репку. | ||||||||
Психолог прикрепляет изображение деда к фланелеграфу. | |||||||||
— Выросла репка большая-пребольшая. Какая репка выросла? | — Большая-пребольшая. | ||||||||
Психолог и дети руками показывают размер репки. | |||||||||
— А дальше что было? — Один дед не мог вытянуть репку из земли. А кого он позвал себе на помощь? | — Стал дед репку тащить из земли. Тянет-потянет, вытянуть не может. — Сначала бабку, потом внучку, Жучку, кошку, а помогла вытянуть репку маленькая мышка. | ||||||||
Дети называют персонажей сказки, психолог прикрепляет их изображения к фланелеграфу. | |||||||||
—Давайте их сосчитаем. | |||||||||
Психолог, показывая указкой на изображения героев, считает, дети хором повторяют. | |||||||||
—Один, два, три, четыре, пять, шесть. —Всего шесть героев сказки. Назовите их еще раз. —Дети, у каждого на столе стоит тарелочка, в ней лежат геометрические фигуры. Какие это фигуры? —Сколько кругов? —Сколько квадратов? —Положите перед собой круг. Это репка. | —Один, два, три, четыре, пять, шесть. —Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка. —Круг и квадраты. —Один круг. —Много квадратов. | ||||||||
Психолог прикрепляет желтый круг к доске или к фланелеграфу под изображением репки. Дети берут из тарелочки круг, кладут на стол. | |||||||||
—Найдите самый большой квадрат. Какого он цвета? —Положите квадрат справа от репки — это дед. Кто это будет? | —Он синего цвета. — Это дед. Это дедка. | ||||||||
Психолог прикрепляет большой синий квадрат к доске или фланелеграфу. | |||||||||
—Теперь найдите квадрат поменьше. Какого он цвета? —Это будет бабка. | —Он красного цвета. | ||||||||
Аналогичная работа проводится с остальными квадратами. | |||||||||
— У каждого из вас получилась такая же картинка? | |||||||||
Психолог просит детей сравнить
полученный ряд с образцом.
| |||||||||
— Молодцы! Давайте посчитаем геометрические фигуры. — А кто сможет аккуратно сложить фигуры в тарелочки? | Дети при помощи психолога считают фигуры. Дети складывают фигуры. | ||||||||
²— Внимательно посмотрите на картинки. | |||||||||
Психолог показывает предметные картинки: ель, часы, коза, шкаф, мак, автобус. | |||||||||
— А теперь вспомните, какие картинки вы видели. | |||||||||
Опрашиваются все дети. Психолог отмечает в журнале, кому из детей требуются дополнительные занятия по развитию механической зрительной памяти. Если дети отвечают психологу шепотом, т. е. не слыша ответов друг друга, то данное задание можно считать диагностическим и вписать результаты детей в соответствующую графу журнала. | |||||||||
²— Достаньте из тарелочки лист бумаги, положите на него пластмассовую линейку, возьмите карандаш и все геометрические фигуры обведите. Левой рукой линейку держите, чтобы она не двигалась. | |||||||||
Данное задание лучше проводить с использованием трафаретных линеек, но если их нет, можно воспользоваться геометрическими фигурами, вырезанными из картона. | |||||||||
— Молодцы! Все постарались, когда будем уходить, возьмите листы с собой и дома покажите, как хорошо вы нарисовали все фигуры. ²— Давайте поиграем. Встаньте, подойдите ко мне. Возьмитесь за руки и образуйте ровный круг. Слушайте внимательно, если я назову кого-нибудь из героев сказки «Репка», вы хлопайте, если назову другие слова, хлопать не нужно. Начинаем игру: «Соловей, дед, змея, парта, бабка, дверь, мишка, внучка, мышка, ворона, дом, кошка, книга, дерево, банка, тетрадь, Буратино, Жучка». ²— Какие вы у меня внимательные, я вас очень люблю. А вот и наша Жучка. Вспомним и расскажем ей, чем мы сегодня занимались. | |||||||||
Дети припоминают ход занятия и рассказывают о проделанной работе. Жучка благодарит детей и угощает их кусочками репки. | |||||||||
— Молодцы! Жучка вас всех очень любит. Возьмите свои листки. До свидания! Я вас буду ждать. |