3.2.1 Требования по готовности фронта работ до возведения надземной части здания (сооружения).
В технологической карте указывается, что до начало работ по возведению надземной части здания (сооружения) должны быть закончены работы нулевого цикла, включая обустройство строительной площадки временными зданиями и сооружениями, подъездными дорогами, инженерными сетями, средствами коллективной и индивидуальной защиты работающих в соответствии с требованиями СНиП ІІІ-4-80* «Техника безопасности в строительстве» [5]; на строительной площадке должны быть выполнены геодезические работы по разбивке и привязке осей здания (сооружения) к элементам геодезической сети строительной площадки в соответствии с требованиями ДБН А.3.1-5-96 [1] и СНиП 3.01.03-84 «Геодезические работы в строительстве [6]. Указываются особые условия возведения зданий и сооружений при реконструкции.
3.2.2. Поскольку при монтаже металлоконструкций практически всегда имеет место предварительное укрупнение конструкций в монтажные блоки, в технологической карте вначале составляются таблицы выборки металлических конструкций на блоки, а затем составляется таблица монтажных блоков.
|
|
Выборка металлических конструкций на блоки определяет количество отправочных элементов (и их наименование), а также общую массу укрупненного блока без учета оснастки, приспособлений и элементов усиления (Таблица 3.1). Таблица составляется на основании материалов монтажных схем типовых проектов на стадии КМ и рабочих чертежей отправочных марок стадии КМД. При этом предварительно необходимо задаться размерами укрупненных монтажных блоков. После подсчета массы укрупненных блоков возможна корректировка, как их состава, так и размеров.
Ниже таблицы необходимо привести вид соединений отправочных элементов в блоке и их количество.
3.2.3. Выбор технологического нормокомплекта инвентаря, приспособлений и инструментов (орудий труда рабочих).
Нормокомплекты орудий труда – такелажные приспособления (стропы, траверсы, захваты, оттяжки и др.) и монтажные приспособления (кондукторы, подкосы, расчалки, струбцины и др.), монтажные инструменты. Их необходимо выбирать из справочников, каталогов, соответствующих типовых технологических схем [7; 8; 9; 10; 31]. При выборе того или иного приспособления, в первую очередь, необходимо учитывать простоту его конструкции, надежность использования и возможность дистанционного управления приспособлениями. Предпочтение следует отдавать монтажным приспособлениям с самоустанавливающимися и полуавтоматическими захватами, с максимальным ограничением степеней свободы конструкций при наводке, ориентировании и установке их в проектное положение, т.е. таким приспособлениям, которые обеспечивают снижение трудоемкости, повышение точности и безопасности монтажа конструкции.
|
|
Таблица 3.1 - Выборка конструкций на монтажный блок
Наименование монтажного блока (элемента) | Номер отпра- вочной марки | Наименование отправочной марки | Кол- во | Масса, т | ||
ед. | общая | блока | ||||
МБ-1 | Ф-1 а Ф-2 б ГС-1 ГС-2 ФВС-1 П-1 | половина фермы половина фермы горизонтальная связь горизонтальная связь вертик связевая ферма прогон | 1,025 1,025 0,065 0,24 0,6 0,43 | 2,05 2,05 0,52 1,2 3,87 | 12,7 | |
МБ-2 | Ф-1 а Ф-2 б | половина фермы половина фермы | 1,025 1,025 | 1,025 1,025 | 2,05 | |
ГСБ-1 | ГС-1 ГС-2 ГС-3 | горизонтальная связь горизонтальная связь горизонтальная связь | 0,065 0,24 0,045 | 0,13 0,48 0,045 | 0,66 | |
ГС-4 | ГС-4 | горизонтальная связь | 0,24 | 0,24 | 0,24 | |
Р-1 | Р-1 | распорка | 0,24 | 0,24 | 0,24 | |
П-1 | П-1 | прогон | 0,43 | 0,43 | 0,43 | |
К-1 | К-1 | колонна | 4,8 | 4,8 | 4,8 | |
СВК-1 | СВК-1 | Вертикальная связь по колонам | 0,42 | 0,42 | 0,42 | |
ПБ-1 | ПБ-1 | Подкрановая балка | 1,6 | 1,6 | 1,6 |
Для выбранных такелажных и монтажных приспособлений приводится краткое описание принципа их действия и конструктивные особенности, эскиз и ссылка на источник (по списку литературы). Данные заносятся в таблицу 3.2.
Таблица 3.2 – Нормокомплект орудий труда
Наименование | Марка, техническая характеристика, ДСТУ, ГОСТ, № чертежа | Количество на бригаду | Назначение |
По заданию или указанию консультанта производится расчет стропов, траверсы или устойчивости конструкций в процессе монтажа по методике, изложенной в [7; 8; 21]. ГОСТ на канаты приведен в [10].
В зависимости от размеров и массы укрупненного (монтажного) блока по заданию руководителя выполняется проверка его устойчивости (см. п.п. 3.8 и 3.9) и определяется необходимость установки элементов усиления монтажного блока, под которым понимается комплекс в составе: металлоконструкции, монтажная оснастка (монтажные лестницы, площадки и пр.), такелажные приспособления (стропы, оттяжки, расчалки, траверсы) и элементы усиления. На базе перечисленных выше данных составляется таблица 3.3 (монтажных блоков).
Таблица 3.3 - Таблица монтажных блоков
Наимено- вание блоков | Масса (т) | |||||
Металло- конструк. | Оснастка | Такелаж. приспособ. | Элемент усил. | Общая | ||
МБ-1 | 12,70 | 0,30 | 0,47 | - | 13,47 | |
МБ-2 | 2,05 | 0,20 | 0,22 | 0,30 | 2,77 | |
ГСБ-1 | 0,66 | 0,15 | 0,07 | - | 0,73 | |
ГС-4 | 0,24 | 0,01 | 0,07 | - | 0,32 | |
Р-1 | 0,25 | 0,01 | 0,06 | - | 0,32 | |
П-1 | 0,43 | 0,01 | 0,04 | - | 0,48 | |
К-1 | 4,80 | 0,15 | 0,12 | - | 5,07 | |
СВК-1 | 0,82 | 0,01 | 0,04 | - | 0,87 | |
ПБ-1 | 1,60 | 0,15 | 0,07 | - | 1,82 |
При этом необходимо иметь в виду, что в таблицу 3.3 вносятся все монтируемые конструкции, в том числе не подлежащие укрупнительной сборке (например, колонны, балки подкрановые, фермы подстропильные), но требующие соответствующей оснастки или усиления.
3.2.4 Выбор монтажных кранов по грузовысотным характеристикам и варианта технологии по ТЭП.
3.2.4.1 Для возведения одноэтажных зданий применяются обычно самоходные краны, для многоэтажных - башенные, а в некоторых случаях самоходные краны в башенно-стреловом исполнении. Здание (сооружение) может быть смонтировано одним краном или несколькими типами кранов: это зависит от принятой последовательности монтажа. Выбор метода монтажа и схемы организации строительства рекомендуется выполнять параллельно с решением вопросов по п. 3.2.3.
При возведении одноэтажных зданий возможно применение дифференцированного метода монтажа (колонны - подкрановые балки и подстропильные фермы - элементы шатра здания - стеновое ограждение), и тогда для каждого из потоков возможно применение различных кранов.
|
|
Многоэтажные здания возводятся комплексным методом, и тогда краны (чаще всего башенные) располагаются сбоку зданий (с одной или двух сторон). Количество кранов принимается по одному на 1-2 температурных блока.
3.2.4.2. На основании анализа конструктивных и планировочных особенностей сооружений осуществляется выбор метода их монтажа (наращиванием, подращиванием, надвижкой, поворотам, сборкой на сплошных подмостях, на временных опорах с последующим раскружаливанием, навесная или полунавесная сборка и т.д.)
Здесь же разрабатываются основные принципы организации монтажа здания или сооружения (схемы перемещения монтажных механизмов, размещение складов, укрупнительных стендов или стеллажей, конвейерных линий, временных дорог и т.д.).
Для возведения здания (сооружения) или отдельного частного потока рассматривается не менее двух вариантов (по указанию руководителя), лучший из которых выбирается по технико-экономическим показателям для дальнейшей разработки.
3.2.4.3. Монтажные краны выбираются по таким грузовысотным характеристикам (при этом используются данные табл. 3.3)
-грузоподъемности Q (т);
-высоте подъема крюка Нкр (м);
-вылету грузового крюка Lкр. (м) (см.[18]).
На основании этих характеристик выбирается 2…3 варианта механизации строительства. Окончательный выбор метода механизации производится в соответствии с СН 509-78 [32].
3.2.5 Выбор метода транспортировки металлических конструкций.
Для транспортировки металлических конструкций с завода-изготовителя до монтажной площадки могут использоваться такие виды транспорта:
-железнодорожный,
- водный,
-автомобильный,
-воздушный.
Выбор вида транспорта будет зависеть от взаимного расположения завода и монтажной площадки, выбранного метода монтажа и некоторых других факторов.
При выборе железнодорожного транспорта по заданию руководителя разрабатываются схемы погрузки на подвижной железнодорожный состав некоторых конструкций, имеющих большие длину и высоту.
|
|
При небольшом расстоянии от завода до монтажной площадки принимается автомобильный транспорт, и тогда перевозка может осуществляться маятниковым, челночным или получелночным способами [18, 20]. В этом случае рассчитывается количество транспортных средств для некоторых конструкций. Если в проекте предусматривается укрупнение конструкций, то транспортировку до склада рекомендуется осуществлять маятниковым способом.
При возведении линейно протяженных объектов (опоры линий электропередач, трубопроводные магистрали и т.д.) для доставки конструкций рекомендуется принимать вертолеты. Тип вертолета принимается из имеющихся в наличии в данном районе. В этом случае масса укрупненных блоков не должна превышать грузоподъемности вертолета, а место расположения укрупнительных стендов (стеллажей) определяются дальностью полета вертолета.
3.2.6 Технология возведения надземной части здания (сооружения).
В этом разделе пояснительной записки на основании нормативно-инструктивных и научно-технических источников [1; 4; 15; 16; 19; 20; 21] необходимо в сжатой форме осветить:
-назначение и типы зданий (сооружений) для применения технологической карты;
-характеристику готовности фронта предшествующих работ (нулевого цикла);
-принятый метод монтажа и сменность работ;
-последовательность монтажа здания (сооружения) и отдельных элементов;
-организацию работы монтажных машин и механизмов, технологию использования монтажной оснастки, инвентаря и приспособлений;
-организацию складов конструкций;
-разбивку сооружения на захватки, монтажные участки, потоки монтажных работ, схему развития потоков;
-организацию доставки конструкций под монтаж, транспортные средства.
При изложении технологии монтажа должны быть освещены вопросы установки, временного закрепления, выверки и постоянного закрепления каждого типа конструкций, кратко описаны грузозахватные и другие приспособления.
В этом разделе необходимо изложить особенности производства работ в зимних условиях (при необходимости), дополнительные технические требования (ДТТ).
Появляются эти требования по мере разработки проекта производства работ, в частности, ТК. Они, как правило, адресуются заводу-изготовителю металлических конструкций, должны быть учтены при разработке чертежей КМД и могут включать такие требования:
-изменения членения конструкций на отправочные элементы с соответствующим изменением места расположения укрупнительных стыков и узлов. При этом ставится условие максимального укрупнения конструкций на заводе и возможности их последующего укрупнения на монтажных площадках;
- фрезерования или строжки опорных поверхностей конструкций;
- оснащения монтажными приспособлениями (планками, ловителями, отверстиями, петлями, проушинами и т.д.) отдельных отправочных элементов;
- проведения на заводе контрольной сборки конструкций и определения последовательности их сборки на монтаже;
- составления перечня узлов, в которых происходит рассверливание отверстий на монтаже;
- поставки заводом-изготовителем обработанных пластин для сварки на монтаже контрольных образцов из металла, изготовленных конструкций (в основном для листовых конструкций);
- отправки заводом-изготовителем промежуточных монтажных схем на стадии КМД по мере отгрузки металлоконструкций для учета и определения комплектности прибывающих конструкций.
ДТТ составляются в виде отдельного раздела пояснительной записки и по мере появления требований оформляются вместе с эскизами.