Элементы автомобильной дороги.
2.1. Элементы плана дороги.
Выбор направления трассы между заданными пунктами зависит от категории дороги, рельефа местности ситуации (наличия контурных препятствий), геолого-почвенных, гидрологических и других условий. Общее направление трассы назначают согласно данным задания: начальному, конечному, а иногда и промежуточным пунктам, т.е. контрольным точкам. Между контрольными точками трасса должна проходить по возможно более короткому направлению и при наименьших затратах на сооружение дороги.
В равнинной местности трассу прокладывают большими по протяжению прямолинейными участками. Редкие изломы вызываются обходом препятствий: населенных пунктов, болот, озер, оврагов. В пересеченной местности трасса становится более извилистой, т.к. к препятствиям указанным в равнинной местности, прибавляются препятствия рельефа. Отклонения от прямого направления вызываются стремлением избежать крупных зем. работ и строительства значительных искусственных сооружений.В горной местности в связи с большой сложностью рельефа, трасса очень извилистая, особенно на перевальных участках, где приходится развивать линии (Особенную роль в горной местности имеют геологические условия).
|
|
Трассу дороги с интенсивным перспективным движением прокладывают с возможно большим приближением к воздушной линии, так как значительные затраты, связанные с необходимостью преодоления естественных препятствий, компенсируются в короткий срок вследствие снижения транспортных расходов при уменьшении длины пробега автомобилей и сокращении времени перевозок.
При малой интенсивности такой компенсации в течение ближайших лет ожидать нельзя, поэтому при проложении трассы часто оказывается экономически оправданными значительные искривления и удлинения, вызываемые необходимостью обхода различных препятствий, преодоление которых приводит к резкому увеличению стоимости строительства.
Удлинение дороги, вызванное введение углов поворота, характеризуют коэффициентом развития, или коэффициентом удлинения трассы, равным отношению фактической длины дороги к длине прямой, соединяющей начальный и конечный ее пункты (воздушной линии).
Положение геометрической оси дороги на местности называется трассой.
Графическое изображение проекции трассы на горизонтальную плоскость, выполненное в уменьшенном масштабе, называют планом трассы. Изменение направления трассы определяется углом поворота, который измеряют между продолжением направления трассы и новым ее направлением.
Углы поворота последовательно нумеруется вдоль дороги – по ходу трассы. Чтобы запроектированную дорогу можно было восстановить (воспроизвести) на местности, ее ориентируют относительно сторон света – вычисляют румбы прямых участков трассы.
|
|
Основными элементами плана трассы являются чередующиеся прямые и плавные круговые или клотоидные кривые участки дороги.
Элементы кривой связаны между собой простыми тригонометрическими соотношениями, которые могут быть получены из рисунка 1.
Различают следующие геометрические элементы закругления:
α- угол поворота;
R – радиус круговой кривой;
К—длина кривой;
Т – тангенс;
Б – биссектриса