Становление, формирование и развитие объединений предпринимателей осуществляется поэтапно.
Первый этап. Начало создания объединения предпринимателей (1980-1988 гг.). Возникают (последовательно):
- корпоративно-межотраслевые организации биржевиков, брокеров, банкиров и др.;
- союзы: Лига кооператоров и предпринимателей, Союз предпринимателей и арендаторов, Российский союз товаропроизводителей и др.;
В период с1989 по 1991 г. происходит:
- создание Научно-промышленного союза СССР, затем преобразованного в Российский союз промышленников и предпринимателей;
- становление политических партий (напр-р, Партия свободного труда, Партия экономической свободы, Партия консолидации).
Второй этап. Создание объединений предпринимателей и работодателей (1992-1993 гг.). Директоры крупных государственных и акционированных предприятий формируют:
- Федерации товаропроизводителей России,
- Союз нефтепромышленников,
- Ассоциации российских банков,
- Объединение предпринимателей «За новую Россию» и др.
|
|
Третий этап. Формирование и развитие общероссийских объединений предпринимателей и работодателей (1994-1997 гг.). На этом этапе создаются общероссийские объединения предпринимателей и работодателей:
- Круглый стол бизнеса России;
- Конгресс деловых кругов;
- Клуб реалистов и др.
В это время активно создаются региональные организации предпринимателей.
Четвертый этап. Развитие общественных объединений предпринимателей и работодателей (1998-2000 гг.). В соответствии с утвержденным в 1996 г. Законом «О некоммерческих организациях» общественные объединения предпринимателей преобразовываются из общественных в некоммерческие объединения работодателей. Создаются 9 крупнейших межрегиональных социально-экономических ассоциаций:
- Центрального;
- Северно-Западного;
- Черноземного;
- Поволжского;
- Северно-Кавказского;
- Уральского;
- Сибирского;
- Приморского;
- Дальневосточного районов.
К этому времени возникают крупные предпринимательские структуры: «Мост», «Альфа»; компания «Менатеп», Банки «Столичный» и «Онэксимбанк».
Рассмотрим взаимоотношения предпринимательских объединений с органами власти. Главным в партнерстве бизнеса и власти является воздержание предпринимателей от прямого участия в политической борьбе, взаимная нацеленность на поиск путей достижения консенсуса и согласия.
На рубеже XX – XXI вв. наметилась тенденция перекладывания ответственности за трудности в преодолении кризиса в экономике и социальной сфере на предпринимательские круги. Государственные властные структуры пока не полностью справляются с ролью рачительного хозяина государственной собственности и регулятора общественного воспроизводства, координирующего общественные и частные интересы. Эти и другие факторы стимулируют процесс взаимного отчуждения представителей власти и хозяйственно-экономических элит.
|
|
Для укрепления своего статусного положения политикизаинтересованы в связях и контактах с деловыми людьми. Однако эти контакты осуществляются на индивидуальном уровне. На институциональном уровне правящая элита против того, чтобы предпринимательские круги получили доступ к функциям государственного управления. Предпринимательские круги России всегда были заинтересованы в интеграции с институтами государственной власти. В противном случае могут снижаться результаты их экономической деятельности.
Во взаимоотношениях с властными структурами предпринимательские объединения используют различные технологии и механизмы. Наиболее значимые:
- переговорный процесс;
- заключение договоров и соглашений (двусторонних, о взаимном доверии между предпринимателями и органами гос. управления; о возможности использования финансов коммерческих структур для развития промышленности, транспорта и сферы услуг).
В целях давления предпринимательские объединения часто используют технологии:
- социальной консолидации;
- лоббирование (лоббизм – разветвленная система контор и агентств предпринимательских структур или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников с целью принятия определенных решений, законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий в интересах представляемых ими организаций).
Объединения работодателей и предпринимателей в системе социального партнерства выступают как институты социальных гарантий. В этом случае они вместе с государством должны решать социальные проблемы, среди которых выделяют три наиболее важные аспекта:
1. Производственные результаты предприятий, их прибыль являются источником прямых налогов и социальных взносов.
2. На крупных предприятиях содержатся учреждения и организации социальной сферы.
3. Политика объединений предпринимателей непосредственно влияет на занятость и заработную плату своих работников.
Многие объединения предпринимателей, взаимодействуя с институтами государственной власти, профсоюзами, участвуют в реализации целого ряда социальных программ и государственной политики в целом.
Социальное партнерство между работодателями, предпринимателями и работниками являются основой социально-трудовых отношений. Интересы работников во взаимодействии с работодателями представляют профсоюзы.
Осуществляя партнерские отношения с профсоюзами объединения предпринимателей, работодателей используют те же технологии, что и во взаимоотношениях с властными структурами.
Однако предприниматели применяют и специфические технологии:
- уклонение от подписания коллективных договоров и соглашений;
- экономическое принуждение работников (запугивание увольнением, сокращением и т.д.);
- ограничение экономических прав за счет уменьшения гарантий работников путем внесения изменений в договора, соглашения, Трудовой кодекс РФ;
- раскол трудового коллектива путем введения двойных форм оплаты труда (ведомость и конверт).
В этом случае нарушаются основные принципы партнерства.
Для повышения эффективности социального партнерства формируют социальную ответственность бизнеса:
- в создании материальных и нематериальных благ, предназначенных для удовлетворения потребностей населения;
- в повышении эффективности производства и максимизации прибыли.
|
|
Работодателю необходим стабильный высококвалифицированный состав работников с потенциальным резервом. Наладив с ними партнерские отношения, он приобретает коллектив советников и конструктивных оппонентов. Работодатель должен гарантировать работнику экономическую безопасность, занятость и получение дохода. Основным в регулировании социально-трудовых отношений остается вопрос оплаты труда.
Таким образом, принципы социального партнерства должны пронизывать все уровни коллегиальных органов управления предприятием, управления фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионными и другими, формируемыми за счет страховых взносов. В России систему социального партнерства еще предстоит формировать на идеях справедливого социального договора, а не социальной конфронтации.