Особенности управления рисками в условиях социального партнерства

Обычно понятие «риск» интерпретируют как вероятность нежелательного воздействия на отдельного индивида или группу людей в результате возможной неисправности или аварии в какой-либо технологической системе. Помимо этого, наиболее распространенного определения, существуют еще два. Первое связано с размерами возможных потерь в рисковых ситуациях. Второе представляет собой комбинацию вероятности нежелательных последствий и размера вызываемых ими потерь.

Следовательно, понятие риска связано не только с вероятностью возникновения опасных для здоровья и жизни людей ситуаций, но и с определенной степенью терпимости субъекта к такого рода опасности. Под терпимостью следует понимать степень приемлемости при определенных условиях регулируемых технологических рисков.

Критерием приемлемости риска является степень новизны или неизвестности технологии.

Риск, с одной стороны, ориентирован на получение общественно значимых результатов неординарными, новыми способами. В этом случае риск ускоряет общественный и технический прогресс, оказывает позитивное влияние на духовную сферу общества и на разрешение задач социального партнерства.

С другой стороны, риск может быть вызван авантюризмом, субъективизмом, вести к значительным издержкам. В этом случае риск выступает в качестве дестабилизирующего фактора и представляет собой сомнительное мероприятие по социальному партнерству.

Существуют два типа риска:

- рациональный (обоснованный);

- нерациональный (необоснованный).

Процесс управления состоит из нескольких стадий: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; реализация плана действий. При этом риск существует как на стадии выбора решения, так и на стадии его реализации.

Выделим наиболее рискованные ситуации при принятии бизнес-плана и разработке проекта социального партнерства, наступающие когда:

- оценивается из предлагаемых альтернатив бизнес-идея;

- принимается решение о реализации бизнес-плана;

- подписываются финансовые и другие обязательства по бизнес-плану.

В определении степени риска важную роль играет социальная и социально-психологическая характеристика субъекта, вступающего в рискованную ситуацию. На поведение и выбор позиции человеком при оценке допустимого уровня риска влияют профессиональный настрой, жизненная установка, социальные нормы и обычаи общества, доверие к экспертам, являющимися специалистами в области использования соответствующих технологических систем. Чем более индивид уверен в эффективности контроля со стороны специалистов за введением вероятного риска, тем более склонен он рисковать в случае необходимости.

Восприятие риска возникает в результате взаимодействия следующих компонентов:

- реальной ситуации, в которой создается определенный риск;

- особенностей личности индивида, столкнувшегося с риском;

- социальной среды, в которой возникает риск;

- взаимодействий индивидов в социальной общности;

- существующих в общности оценок, норм, образцов поведения;

- состояния общественного мнения, получающего в чрезвычайных ситуациях извращенные формы (паника, слухи и т.д.).

С выяснением особенностей индивидуального и группового восприятия риска связана организация контроля риска.

Применение управления риском обеспечивает условия для непрерывного функционирования управляемого объекта (системы), защиты его от отрицательного воздействия непредвиденных обстоятельств. Все это очень важно при разработке мероприятий по социальному партнерству.

Управление рискамиэто система организационно-экономических и социально-психологических мероприятий, направленных на своевременное выявление, оценку, предупреждение и контроль событий непредсказуемого характера, способных прервать нормальное функционирование управляемого объекта, нанести ущерб людям, а также финансирование предупредительных мер.

Управление рисками должно предусматривать и возможность предсказуемых негативных последствий в деятельности структур, производящих товары и услуги, т.к. здесь оборот капитала характеризуется длительными сроками, следовательно, эта сфера подвержена воздействию рисков.

Очень актуально в современных условиях управление кредитными рисками. В системе кредитования минимизацией таких рисков является внесение заемщиком залога. В этом случае залог – нечто, определяющее кредитоспособность должника, независимо передается что-либо в действительности в залог или нет. В качестве залога может выступать его собственность, либо ожидаемый в будущем приток дохода. При этом необходимо учитывать, что стоимость залога представляет собой плавающую величину, зависящую от фазы экономического цикла, от траектории экономического подъема или спада.

Управление рисками состоит из нескольких этапов, реализуемых в определенной последовательности при разработке мероприятий социального партнерства.

Первый этапопределение целей, которых стремится достичь управляющий в результате внедрения системы управления рисками в условиях социального партнерства.

В качестве таких целей выступают:

- выживание организации после событий непредсказуемого характера, приносящих ущерб;

- поддержание запланированного уровня издержек;

- обеспечение рентабельности инвестиций;

- оказание финансовой и другой помощи сотрудникам организации и их семьям в случае неблагоприятного воздействия на них возможных рисков.

Второй этапвыделение и оценка рисков, с которыми может столкнуться управляемый объект в процессе своего функционирования.

В управлении рисками при социальном партнерстве выделяют три основные категории подверженности рискам:

- имущества, входящего в состав объекта собственности;

- персонала, работающего на управляемом объекте;

- окружающей социальной и (или) природной среды.

Третий этап осуществление контроля рисков, т.е. предупреждение отрицательных событий непредсказуемого характера, снижение их вероятности и негативного эффекта их воздействия на функционирование управляемого объекта. Контроль за рисками может иметь разные формы и степень сложности.

Четвертый этапфинансовое обеспечение программы управления рисками. Сюда входят мероприятия по планированию и возмещению расходов, связанных с возможным возникновением непредвиденных неблагоприятных событий, способных нанести ущерб организации, здоровью, благополучию, и жизни ее сотрудников.

Все эти компоненты включаются в программу управления рисками при социальном партнерстве. Это своеобразный «рисковый портрет» организации, в котором определены цели и задачи системы управления рисками в данной конкретной организации, т.е. политика организации в области управления рисками.

Данная программа носит стратегический характер и на ее основе разрабатывают оперативный план управления рисками. Например, на крупных предприятиях этим занимаются специально подготовленные риск-менеджеры при обязательном согласовании с руководителями высшего уровня.

В данном плане:

- определяются пути и способы достижения целей и установок;

- реализации заданных концепций управления рисками;

- прорабатываются вопросы об источниках средств для покрытия издержек, связанных с возможными рисками.

Программа управления рисками и оперативный план управления рисками в организации позволяет четко очертить функции риск-менеджера. К основным его функциям относятся:

1. Разработка и внедрение по согласованию с руководством высшего звена концепции программы управления рисками в организации.

2. Текущее обеспечение предпринимателя (руководителя) аналитической информацией о ходе исполнения программы управления рисками.

3. Разработка и осуществление оперативного плана управления рисками.

4. Взаимодействие со страховыми компаниями по вопросам разработки, заключения и исполнения договоров страхования на случай ущерба от непредвиденных обстоятельств и событий.

5. Управление процессами урегулирования возможных убытков от осуществления рисков в интересах собственника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: