Мир идей

Мир идей можно сравнить с таблицей умножения, которую

мы тоже не видим и не слышим, но которой пользуемся при

расчетах, когда, например, строим дом и т.д. Идеи есть как бы

реально существующие вне нас отпечатки наших понятий, но

Платон, наоборот, именно понятия, возникающие в мозгу человека,

считал отпечатками мира идей, который представлялся ему более

реальным, чем мир, подвластный нашим чувствам. Платон

сравнивал людей, живущих на Земле, с обитателями пещеры,

которым видны через отверстие, ведущее наружу, лишь тени

проходящих по поверхности существ.

В стране идей все совершенно, прекрасно и неизменно; и

каждая идея представляет собой вечный образец того, что

производит природа. «У Платона отношение идеи и материи мыслится как

отношение отца и матери, а возникающее от этого брака детище

есть любая реальная вещь»1. Каждая идея представляет собой

идеал, к осуществлению которого следует стремиться на Земле. Для

того чтобы лучше понять связь между идеей и идеалом,

представим круг. Каждый реально изображенный круг есть большее или

=======================================================

Лосев A.A. Античная философия истории. — С. 199.

=======================================================

Стр 46

меньшее приближение к некоему одному, существующему в

нашем воображении идеально круглому кругу, который и есть его

идея. Платон соглашается с Гераклитом, что в нашем мире все

течет и изменяется, но мир идей неизменен, как неизменны боги.

Величие Платона в том, что он построил свое учение на всем

материале предшествовавшей философии. Помимо взглядов

Гераклита и Сократа он использовал представление Демокрита о

том, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц —

атомов (Демокрит обозначал их также словом «идея»); учение

Пифагора о том, что в основе вещей лежат числа; учение

Анаксагора о гомеомериях (идеи подобны вещам, хотя нечувственны и

идеальны в том смысле, что являются «образцами» вещей). Тем

самым Платон осуществил глубокий и всесторонний синтез

древнегреческой философии.

Мир идей нужен был Платону для обоснования возможности

познания вещей в мире, в котором «все течет и все изменяется»

(Платон соглашался с Гераклитом, что дважды нельзя войти в

одну и ту же реку). Платон соединил диалектику Гераклита с

понятиями Сократа и атомами-идеями Демокрита. Выделив

чувственный и умопостигаемый миры, Платон придал первому свойство

становления, а второму — подлинного существования. «Прежде

всего, по моему мнению, надо различать: что всегда существует и

никогда не становится и что всегда становится и никогда не

существует»1. Платон сделал это, чтобы решить спор между

Гераклитом и Парменидом без отрицания одной из реальностей —

путем построения иерархии, в которой один мир —

умопостигаемый — предстал более истинным и первичным, а второй —

произведением первого. Получилась стройная система, первая в

истории философии. Аналог чувственного и умопостигаемого —

соответственно люди и боги. Первые смертны и изменчивы, вторые

неизменны и вечны. Очевидны параллели Платона и индийской

мудрости. Мир идей, как и Единое древних индийцев, не только

потусторонен, но представляет собой — как мир идеальных

образцов — совершенную реальность.

Синтез Платона показал, что предшествующие философы не

только спорили, но вносили свой вклад в создание в дальнейшем

некоей целостности, оправдывая пословицу, что в спорах

рождается истина. Не во всех, конечно, спорах, а в тех, которые

вдохновлены именно поисками истины как высшего блага, а не

стремлением одержать победу над противником и прославиться.

Мир идей нужен был еще и потому, что этим Платон

объяснял убеждение Сократа, что все люди приходят к одинаковым

мыслям — ведь идеи по природе своей одинаковы для всех и

содержатся в одном месте, откуда люди и получают их. Наконец,

=================================================

Платон. Тимей. — 27 (любое изд.).

===================================================

Стр 47

есть еще одна причина, вызывающая необходимость мира идей.|

Платоновское учение характеризует страстное влечение к

идеальному сверхчувственному миру («платоническая любовь») и

стремление сделать действительность насколько возможно полным

отражением идеала (из-за чего он чуть было не поплатился жизнью,

пытаясь создать идеальное государство).

Душа

Души, по Платону, до соединения с телом человека

созерцают вечные идеи. Они обрекаются на существование на 10 000 лет и

после смерти тела каждый раз попадают в Аид, ведя там жизнь,

зависящую от поведения человека на земле. Этим же определяется

и то, в кого она снова воплотится. «Кто предавался чревоугодию,

беспутству и пьянству... перейдет, вероятно, в породу ослов или

иных подобных животных»1. Это происходит на тысячном году

пребывания души в потустороннем мире, и, таким образом, общее

количество воплощений души, по Платону, равно 10. Учение о

переселении душ известно нам по философии Древней Индии, а

к Платону оно попало от пифагорейцев.

Душа способна к созерцанию мира идей и к воспоминанию о

своем пребывании в нем, и благодаря этому идеи становятся

доступны человеку. Представление о знании как воспоминании

конкретизирует сократовский метод майовтики. Прежде чем истина

появится на свет, она уже существует в душе, и остается только

помочь ей «родиться».

Мысли Платона могут показаться нынешнему читателю

необычными, однако безотносительно к представлению о душе

наличие врожденного знания (существующего в виде инстинкта)

подтверждает современная генетика.

Душа, по Платону, состоит из разумной, страстной и

вожделенной частей. Она подобна колеснице, управляемой возничим —

разумом и запряженной двумя крылатыми конями — страстью и

вожделением. Государство также должно состоять из трех частей:

классов правителей, воинов, ремесленников и земледельцев. Трем

частям души и трем классам общества — каждому присуща своя

из трех добродетелей: мудрость, мужество и умеренность.

Гармонию всех трех устанавливает четвертая добродетель —

справедливость. Наибольшее благо в душе человека и в государстве — это

единство и гармония, а наибольшее зло — раздор.

В своих этических воззрениях Платон исходил из

предположения Сократа, что добродетель как положительное нравственное

качество и знание тождественны и, чтобы правильно вести себя,

достаточно знать, что хорошо и что плохо. Считая, вслед за Со-

======================================================

Платон. Федон. — 81, е.

========================================================

Стр 48

кратом, что высшая добродетель — мудрость, Платон ставит

рядом и другие добродетели и дает классификацию четырех

основных добродетелей, которые он нашел в народном сознании. Вводя

добродетели, относящиеся к сфере чувств, Платон обогащает этику

Мотивами поведения человека, но еще ограничивает себя по

методам нравственного совершенствования, замыкаясь в сфере

разума. Впоследствии Аристотель разовьет эти мысли.

Платон представлял главную линию учеников Сократа, и он

существенно расширил и обосновал основные положения

философии своего учителя. Но от Сократа берут начало и школы

(прежде всего этические), которые развивали какое-либо одно

из положений учителя, часто абсолютизируя и доводя его до

абсурда. Одна из проблем, которую пытались решить эти школы, —

проблема счастья. В чем оно? Удовольствие не может иметь

абсолютной ценности, так как рождает все новые желания — и так

до бесконечности. Стремление к удовольствиям должно

подчиняться разуму и добродетели. Платон дает такую формулу счастья:

гармония знания и наслаждения по правилам меры, истины и

красоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: