5 ноября Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Брат Господень, апостол Иаков, не так легко пришел к осознанию своего служения. Он был близким родственником Матери Божией, ее племянником, следовательно, приходился двоюродным братом Христа–Спасителя по плоти. Как говорит Предание, он даже был похож на Него лицом.
Человек с юных лет праведный, строгий во всем, в отличие от многих окружающих людей вел почти монашеский образ жизни; не вступал в брак. Он дал клятву назорея, как давали в старину люди, которые обязывались перед Богом воздерживаться от всякого излишества. Они не пили вина, не одевались в дорогие одежды, вели простой образ жизни. Назореи — это как бы предшественники наших монахов. Вот таким был и Иаков, брат Господень.
Но сердце его, открытое к Богу, сердце, полное любви к Закону Господнему, не сразу открылось его брату, его Божественному брату Иисусу. Потому что, живя с Ним в маленьком городке Назарете бок о бок, встречаясь с Ним ежедневно, он не угадал в Нем Его великой небесной тайны.
|
|
Как часто мы с вами, каждый день сталкиваясь с чем–нибудь дивным, сталкиваясь с Божиим благословением, не замечаем этого, пока не лишаемся этого дара. И Иаков, по свидетельству евангелиста, не верил Христу. Когда Господь выступил на проповедь, апостол Иаков был удивлен! Впрочем, он не был тогда еще апостолом, а был просто жителем этого городка. Вплоть до самой Голгофы не верил он в Христа–Спасителя. И только тогда, когда случились все эти страшные события, когда сердце его было уязвлено великой скорбью и великой любовью — тут он, в отличие от других апостолов, поверил, что Господь победит смерть, что Господь восторжествует над неправдой!
В то время как апостолы предавались отчаянию, унынию, Иаков заперся в своем доме, как рассказывает Предание, и сказал: «Я не буду вкушать хлеба и пить воды до тех пор, пока не увижу брата моего Иисуса».
И в ночь с субботы на первый день недели, который мы именуем воскресеньем, в том доме воссиял свет, и Иаков увидел перед собой стоящего Иисуса, Который сказал ему: «Брат Мой, встань, ешь и пей, ибо вот Сын Человеческий восстал из мертвых». Так говорит Предание. А из Нового Завета мы узнаем, что действительно одному из первых после Своего воскресения Господь явился Иакову, Своему брату.
Кончил апостол свою жизнь мученически. Хотя весь народ его почитал и уважал, хотя он ежедневно находился в Храме, молясь за весь народ, — те самые люди, которые привели Господа на Голгофу, они убили и Иакова, брата Господня, тогда уже глубокого старца.
И когда он умирал, он молился за своих убийц, и люди плакали и говорили: он молится за нас, и смерть праведника будет для нас великой печалью. Но старец умер, оставив людям свой светлый образ, образ человека, который, однажды познав Господа, до крови, до смерти остался Ему верен.
|
|
И сегодня, в день его памяти, он как бы присутствует среди нас, и вы услышали несколько слов из его Послания, с которым он обратился к верующим. Мы нередко читаем его в храме. Это слова, которые обращены к нам, к верующим, чтобы пробудить нашу совесть.
Святой апостол говорит: «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?»
Вот какой вопрос он нам задает. Потому что мы считаем себя все верующими, но вера должна проявляться не только в том, что мы приходим в храм Божий.
Дальше говорит апостол: «Если брат или сестра наги, не имеют дневного пропитания, а кто–нибудь из вас скажет: иди с миром, грейся и питайся, — но не даст им потребного для тела, — что пользы?! Так и вера: если не имеет дел — мертва сама по себе. Если скажет кто–нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела, — покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един, — хорошо делаешь; но и бесы веруют — и трепещут».
Бесы веруют в Господа, однако это их не спасает. Вера от добра неотделима!
«Но хочешь ли ты знать, неосновательный человек, — продолжает апостол, — что вера без дел мертва. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего» [70].
Что все это означает? Что, конечно, своими подвигами, своими заслугами и никакими обрядами человек спасение получить не может! Потому что нет на земле спасения силой человеческой. Спасаемся мы только силой Божией!
Поэтому вера — единственное, что нас связывает с Богом. Только верою спасаемся и приобщаемся к Богу. Но если наша вера ни во что не изливается, если она в жизни никак не проявляется, остается только на языке, — тогда это не вера, и она теряет свою спасительную силу. Она перестает быть настоящей верой, а становится ложной.
Вот что, дорогие мои, нам завещает святой апостол Иаков, брат Господень. Эту мысль мы все должны вложить себе в сердце. И мы не должны думать, что сможем оправдаться тем, что говорим о себе: мы веруем, мы православные христиане, крещеные и причащающиеся святых тайн.
Нет, скажет Господь, ты докажи свою веру и покажи ее плоды. Докажи ее терпением, докажи ее беззлобием, докажи ее милосердием, отзывчивостью, докажи ее желанием быть для людей нужным и полезным и послужить им. Докажи это, и тогда Господь увидит, что вера твоя подлинная и настоящая, имеющая силу спасти, поднять, воссоединить с Господом нашим.
Аминь.