Концепция З.И. Калмыковой

Целью является формирование продуктивного или творческого мышления.

Основные показатели творческого мышления:

-оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных;

-быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей;

-«восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение;

-беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием;

-способность найти новые непривычные функции объекта или его части.

Принципы развивающего обучения по З.И. Калмыковой:

1. Формирование обобщенных приемов умственной деятельности:

Приемы алгоритмического типа. Это приемы рационального, правильного мышления, соответствующего законам формальной логики. Алгоритмические приемы составляют основу формирования репродуктивного мышления. Формирование алгоритмических приемов является необходимым, но недостаточным условием развития мышления учащегося;

Эвристические. Приемы являются эвристическими если ориентируют на содержательный (а не формально-логический) анализ проблем, если стимулируют поиск новых проблем, открытие для субъектов новых знаний. Это приемы: конкретизация, абстрагирование, варьирование, аналогия.

2. Специальная организация мнемической деятельности, обеспечивающей прочность знаний, готовность учащихся к их актуализации в соответствии с требованиями задачи.

В самостоятельном творческом мышлении, по утверждению З.И. Калмыковой, неразрывно продуктивные и репродуктивные процессы.

З.И. Калмыкова выделяет следующие приемы мнемической деятельности:

-прямая установка на запоминание;

-сознательное применение таких приемов, как группировка, классификация, составление плана, выделение смысловых опор;

-«сжатие», уплотнение материала;

-наложение информации на наглядно представленные «опоры» – условные знаки, символы, отражающие не только отдельные элементы этих знаний, но и взаимосвязь между ними;

-многократный возврат к материалу и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: