Целью является формирование продуктивного или творческого мышления.
Основные показатели творческого мышления:
-оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных;
-быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей;
-«восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение;
-беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием;
-способность найти новые непривычные функции объекта или его части.
Принципы развивающего обучения по З.И. Калмыковой:
1. Формирование обобщенных приемов умственной деятельности:
Приемы алгоритмического типа. Это приемы рационального, правильного мышления, соответствующего законам формальной логики. Алгоритмические приемы составляют основу формирования репродуктивного мышления. Формирование алгоритмических приемов является необходимым, но недостаточным условием развития мышления учащегося;
Эвристические. Приемы являются эвристическими если ориентируют на содержательный (а не формально-логический) анализ проблем, если стимулируют поиск новых проблем, открытие для субъектов новых знаний. Это приемы: конкретизация, абстрагирование, варьирование, аналогия.
2. Специальная организация мнемической деятельности, обеспечивающей прочность знаний, готовность учащихся к их актуализации в соответствии с требованиями задачи.
В самостоятельном творческом мышлении, по утверждению З.И. Калмыковой, неразрывно продуктивные и репродуктивные процессы.
З.И. Калмыкова выделяет следующие приемы мнемической деятельности:
-прямая установка на запоминание;
-сознательное применение таких приемов, как группировка, классификация, составление плана, выделение смысловых опор;
-«сжатие», уплотнение материала;
-наложение информации на наглядно представленные «опоры» – условные знаки, символы, отражающие не только отдельные элементы этих знаний, но и взаимосвязь между ними;
-многократный возврат к материалу и др.