ВВВДЕНИЕ
Структурный анализ — разложение человеческой личности на эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка (Р, В, Д) — предлагает единую теоретическую основу для классификации человеческих отношений как логической, так и эмпирической.
Психоаналитическая теория имеет дело с механизмами переноса и проясняет природу возникающих при этом отношений, но она не предлагает их систематической классификации, которая могла бы быть применимой вне ситуации терапии. Антропологические классификации имеют дело с формальными, договорными и кровными отношениями внутри клана, рода или племени. Юридическая классификация прагматична, ее цель — прояснить права, обязательства и санкции. Ни одна из этих точек зрения не предлагает связной, убедительной и всеобъемлющей классификации неформальных отношений, как они имеют место в повседневной жизни, кроме того, они не являются психологически убедительными и достаточно точными, чтобы, опираясь на них, можно было прогнозировать события. Предвидение — одна из основных целей и ценностей структурного и трансакционного подхода.
В тексте книги мы упрощали наблюдаемые феномены до простых диаграмм (глава 4). Логический априорный подход дает нам возможность установит* связный и систематический набор моделей, с которыми могут сопоставляться живые трансакции. Здесь мы ограничимся диадическими отношениями, то есть отношениями между двумя людьми, хотя теория может охватить и более, если это необходимо. Если количество включенных, индивидуумов достаточно велико, чтобы сформировать компанию, группу или организацию, появляются новые, элементы, и такие социальные агрегации (строго говоря, агрегации более чем двух людей) рассматривались в моей предыдущей книге «Структура и динамика организаций и групп». Так что предлагаемая классификация призвана заполнить пробел между индивидуальной психологией и психологией групп посредством рассмотрения диадических отношений.
ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ
1) Простые прямые отношения. Простые прямые отношения включают только одно активное эго-состояние в каждом участнике трансакции. Рассмотрение рис. 15 (тождественного рис. 2) показывает, что возможны девять таких отношений и что они могут быть двух типов: в одних векторы идут горизонтально, в других — наклонно. Отношения, в которых векторы горизонтальны, называются симметричными. Здесь участники трансакции проявляют одно и то же эго-состояние, так что они находятся в равном положении, с двусторонним взаимным контрактом.
Отношения, в которых вектор наклонен, называются асимметричными. Здесь участники трансакции проявляют различные эго-состояния, и контракт не является прямым. Из диаграммы видно, что возможны три варианта симметричных отношений (1, 5, 9) и шесть — асимметричных (2, 3,4,6, 7, 8).
Семья дает наглядные примеры обоих типов. По крайней мере, схематически родители находятся в симметричных отношениях между собой и в асимметричных отношениях с детьми. Это утверждение сразу же оказывается плодотворным при рассмотрении отношений, где эти положения в конкретном случае не соответствуют действительности, где «что-то не в порядке», давая основу для проведения исследования. Отметим, что равенство здесь — не социальное и не профессиональное, а психологическое или трансакционное. Та же основа может быть использована для ответа на вторичные вопросы вроде таких: при каких условиях супругам полезно вступать в несимметричные отношения? при каких условиях родителям и детям вредно вступать в симметричные отношения?
Для более ясного понимания рассмотрим более подробно диаграммы на рис. 16, представляющие девять возможных простых отношений между членами семьи.
а) Между мужем (М) и женой (Ж); симметричные отношения.
(1) Р-Р. Это отношение представляет родителей, функционирующих в качестве Родителей.
(5) В-В. Представляет тех же людей как мужа и жену, разрешающих практические вопросы (Супруги).
(9) Д-Д. Представляет их как любовников или как партнеров в игре (Любящие). Рис. 16(1), рис. 16(0), рис. 16(9).
б) Между мужем и женой: несимметричные отношения.
(2) Р-В. Представляет мужа, побуждающего и поддерживающего жену в выполнении практической задачи (Побудитель = Исполнитель).
(3) Р-Д. Представляет мужа, успокаивающего жену (Утешитель).
(6) В-Д. Представляет мужа, который объясняет жене, как выполнить новую задачу, которой она боится или которую она отвергает (Учитель-Ученик). Рис. 16(2), рис. 16(3), рис. 16(6).
в) Между отцом (О) и сыном (С): симметричные отношения.
(5) В-В. Представляет отца и сына, работающих на равных.
(9) Д-Д. Представляет отца, играющего с сыном на детском уровне (Товарищи по игре).
(1) Р-Р. Это отношение также может возникнуть, например, в ситуации, когда старший сын заменяет отсутствующую мать. Рис. 16(5), рис. 16(9).
г) Между отцом и сыном: асимметричные отношения.
(3) Р-Д. Представляет отца, побуждающего, подбадривающего, критикующего или призывающего к порядку сына.
(6) В-Д. Представляет отца, советующего сыну или учащего его.
(7) Д-Р. Представляет обеспокоенного отца, который ищет утешения у сына.
(2) Р-В. То же, что между мужем и женой. Рис. 16(3), рис. 16(6), рис. 16(7).
Оставшиеся два отношения (4 и 8) редки или аномальны.
Двое детей могут вступать в любое из девяти возможных отношений друг с другом, три симметричных (которые в этом случае могут быть названы «близнецами») и шесть асимметричных (которые могут быть названы отношениями «старший = младший»).
Таким образом, в семье с двумя детьми в целом возможны следующие диадические отношения: 9 между мужем и женой, 9 между отцом и каждым из детей, 9 между матерью и каждым из детей и 9 между детьми, всего 36 возможностей. Каждое из этих отношений легко распознать, каждое имеет свое содержание. Триадические отношения в такой семье могут быть рассмотрены так же строго систематически и с такой же пользой, трудности может вызвать только обращение со схемами. То же относится и к отношениям четверых.
Это дает полную сетку простых отношений, которая легко может быть перенесена на социальные отношения вне семьи.
2) Простые непрямые отношения. В простых непрямых отношениях каждый участник трансакции проявляет только одно активное эго-состояние, но этому проявлению предшествует внутренний диалог, включающий другое эго-состояние. Примеры этого приводились в тексте при рассмотрении Уважения, Восхищения- и Разврата. В случае уважения сначала происходит внутренний диалог между Ребенком и Взрослым, а потом проявляется поведение Взрослого; в случае восхищения Ребенок советуется со Взрослым, а потом проявляется поведение Ребенка; в случае разврата сначала происходит внутреннее взаимодействие между Родителем и Ребенком, обходящее Взрослого, потом оно побуждает Ребенка действовать. Это представлено на диаграммах рис. 17. Технически такие ситуации называются «программированием». Рис. 17А (Уважение) представляет Взрослого, программируемого Ребенком, рис. 17Б — Ребенка, программируемого Взрослым (Восхищение), рис. 17В — Ребенка, программируемого Родителем (Разврат):
3) Составные отношения. Составными отношениями называются такие, которые требуют более чем двух активных эго-состояний. Это более интимные и продолжительные отношения в человеческой жизни. Семейные отношения, чтобы быть продолжительными, должны быть составными. В приведенном выше анализе семейных отношений мы разложили отношения, которые в действительности в течение длительного периода являются составными, на ряд простых, которые могут существовать в течение короткого времени.
Приятельство, дружба, интимность — составные отношения, описанные в тексте. Эго-состояния партнеров подвержены изменениям под воздействием изменяющихся обстоятельств, так что в конце концов каждое из шести в тот или иной момент проявится. Составные отношения могут быть также прямыми и непрямыми — с внутренним диалогом.