Правовая культура населения как элемент правовой безопасности Республики Беларусь

Правовое государство как гарант реализации идей современной правовой культуры

Правовая культура населения как элемент правовой безопасности Республики Беларусь

Концепция национальной безопасности Республики Беларусь в числе основных целей государственной политики указывает на необходимость построения демократического социального правового государства, формирование гражданского общества, обеспечение эффективного функционирования политической системы государства, гражданского мира, национального согласия и социальной стабильности. Достижение поставленных целей невозможно без реализации принципа социальной справедливости и повышения правовой культуры граждан [19, с. 243].

Начало формирования правового государства Беларуси связано с принятием первой самостоятельной Конституции Республики Беларусь в 1994 году. Времени недостаточно для реализации идей правового государства в жизнь, но в этой области делаются соответствующие шаги.

Правовое государство — это результат деятельности человека. В процессе правовой деятельности человек творит правовую среду в обществе и государстве, а также развивает свое правосознание, в основе которого лежат прогрессивные правовые идеи, теории, взгляды, а также формирует в себе качество правомерной правовой активности.

Уровень правосознания может быть обыденным, эмпирическим, профессиональным, научно-теоретическим. Все зависит от того, к какой социальной группе принадлежит человек, какое образование он получил, кем работает. Таким образом, процесс носит двухсторонний характер. С одной стороны, создается структура правового государства, формируются его черты и признаки, а с другой - происходит становление и развитие правовой культуры личности в самом глубоком и положительном смысле этого слова.

В правовом государстве Конституцией Республики Беларусь провозглашен принцип верховенства права. На взгляд большинства ученых-юристов, для законопослушной личности следовало бы утверждать и реализовывать принцип верховенства закона. Именно закон должен быть для всех один. Как говорили древние философы, что закон суров, но он — закон. Что же касается утверждения, что верховенства права позволяет обеспечить справедливость законов, то это, скорее, имеет место в законотворческой деятельности, а не в повседневной жизни. Я бы сказала, верховенство права необходимо для подчинения самого государства и всех его органов указанному принципу, особенно в процессе законотворчества, а граждане должны строго и неукоснительно соблюдать закон.

Вторая характерная черта правового государства — разделение ветвей власти. Власть должна быть неделимой, целостной, суверенной. Власть должна быть единой, а вот функции должны быть разделены между соответствующими органами государственной власти.

Еще один момент следует отметить в формировании правового государства — это демократизм законотворчества и приоритет неотъемлемых права и свобод личности. К сожалению, законодатель в статье 2 Гражданского Кодекса Республики Беларусь указывает на принцип приоритета общественных интересов. Конечно, такой приоритет при осуществлении гражданских прав может быть и уместен, но для того, чтобы личность действительно встала в центре формирования правовой культуры и в объективном, и в субъективном смысле слова ее права, свободы и обязанности (последнее обязательно так же, как и права) должны быть приоритетными. Без активной правовой деятельности личности никакого правового государства и никакой прогрессивной правовой культуры нет и быть не может. Скорее, можно пережить правовой нигилизм, как антипод правовой культуры, хотя, в некотором смысле, тоже результат правовой деятельности индивида [18, с. 345].

Неотъемлемыми элементами понятия правовая безопасность являются качество действующего законодательства, юридическое обеспечение безопасности, самозащищенность права и правовой системы, эффективность механизма правоприменения, а также высокая правовая культура граждан. Уровень правовой безопасности в современном белорусском обществе зависит от многих факторов, среди которых, наряду с несовершенством законодательства, его противоречивостью и нестабильностью, можно выделить как низкую правовую культуру власти, так и граждан с недостаточным уровнем правовой грамотности граждан.

Одним из основных подходов к определению современной правовой культуры является аксиологический — определение правовой культуры через систему норм и ценностей общества. Именно здесь прослеживается связь правовой культуры и нравственности членов общества. Причина низкой правовой культуры современного общества — низкий уровень нравственности культуры, без повышения которого невозможно добиться состояния правокультурности.

Одной из актуальных проблем остается искоренение стереотипов пошлого (принижение роли человека, боязливое отношение к индивидуальной инициативе и предпринимательской деятельности) и формирование новой личности, осознающей свою свободу и социальную ответственность.

Под правовой культурой личности принято понимать субъективно выработанный индивидом уровень овладения правом в своей деятельности. Особое значение для государства и общества имеет профессиональная правовая культура, в которой сливаются воедино правовая компетентность и профессиональная этика. Актуальная проблема повышения профессиональной правовой культуры как настоящих, так и будущих специалистов в любых сферах, которые зачастую не имеют необходимых знаний в области прав человека и профессиональной деятельности, сохраняют мнение об их вторичности при решении тех или иных вопросов. Особо актуальна проблема правовой культуры у будущих юристов, поскольку именно через них значительное количество граждан республики будут получать правовую информацию, правовые знания и в конечном итоге — часть своей собственной правовой культуры [20, с. 35].

Формирование у будущих юристов мотивации развития своей правовой культуры и правовой культуры граждан, осознанию значимости правовых знаний для продуктивности профессиональной деятельности, ориентации в правовом поле и использованию правовых знаний в различных практических ситуациях профессиональной деятельности должно уделяться большее внимания, как на теоретических, так и на практических занятиях.

На основе изложенного многие авторы считают необходимым, при включении в новую концепцию национальной безопасности Республики Беларусь в качестве неотъемлемого элемента правовую безопасность, указать повышение правовой культуры населения республики в качестве жизненно важного интереса и факторы, создающего угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.

Наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание — это наличие эффективного механизма регулирования с опорой на сложившуюся правовую культуру и законность. Нет системы организационно-правовых средств контроля и надзора за осуществление законов, нет развитого правового государства, правовой культуры и законности — такова непреложная истина процесса движения по пути прогресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: