…Взаимодействие школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:
· единым объектом (субъектом) воспитания;
· общими целями и задачами воспитания детей;
· возможностью всестороннего изучения детей и координации влияний на их развитие;
· необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;
· возможностью объединения усилий школы и семьи в решении проблем ребенка;
· возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
…Основой взаимодействия школы и семьи является общая цель: обеспечить формирование сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей.
…Сотрудничество педагогов и семьи направлено на решение следующих общих задач воспитания детей:
· обеспечение качественного образования;
· развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии;
|
|
· формирование нравственности и культуры поведения у учащихся;
· подготовка школьников к семейной жизни;
· формирование потребности в здоровом образе жизни.
Развитие взаимодействия школы и семьи зависит также от решения ряда организационно-управленческих задач:
· проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
· обеспечение системы психолого-медико-педагогического просвещения родителей;
· организация методической работы с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;
· разработка и обеспечение системы стимулирования взаимодействия участников воспитательного процесса;
· организация работы родительского комитета, поднятие его престижа и роли в решении вопросов жизнедеятельности коллектива школы.
…Главной идеей развития взаимодействия является признание и обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
Реализация этой идеи означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.
Субъектная позиция родителей и детей в учебно-воспитательном процессе является результатом и условием развития взаимодействия педагогов и семьи.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
· осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, настроенность на предстоящую работу;
· включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной деятельности;
|
|
· овладение способами проектирования собственной деятельности;
· предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
· ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
· привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.
· Следующей идеей развития взаимодействия педагогов и семьи является организация совместного творчества учителей, учащихся и их родителей, что предполагает:
· формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;
· осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;
· определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;
· использование методики организации коллективной творческой деятельности.
(Цитаты из работы: Рожков М.И., Байбородова Л.В. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи. Теория и методика воспитания. М.,2004. С.354-359.)