Как составить план работы отряда в лагере
УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА!
Любая работа требует планирования, а работа вожатого с отрядом - особенно. От того, насколько удачно Вы составите план, во многом зависит не только Ваш личный успех, но и успех 25-30 вверенных Вам ребят. Чтобы преодолеть неизбежно возникающие трудности, предлагаем воспользоваться этой памяткой.
С чего следует начать?
1. Проанализируйте общелагерный план работы: каковы цели и задачи, как распределена нагрузка, где требуется время для участия в массовых формах работы и подготовки к ним. Внесите продиктованные общелагерным планом действия в календарную сетку смены - Вы сможете увидеть свой резерв времени.
2. Изучите возможности лагеря: природные, организационные, материально-хозяйственные - Вы поймете, какие виды деятельности, с помощью какого имущества, при какой поддержке администрации и персонала, на каких площадях можно организовать. Выпишите их на отдельный лист.
3. Составьте предварительное представление об отряде: возраст, соотношение мальчиков и девочек, количество приезжающих впервые и не в первый раз, другие сведения. Изучите предлагаемые наукой характеристики возрастных психологических особенностей детей. Так Вы получите представление об ожиданиях, потребностях детей Вашего отряда, оптимальных темпах и видах деятельности.
|
|
4. Четко сформулируйте ограничения: что и как нельзя делать в соответствии с требованиями безопасности, нормами гигиены, традициями данного лагеря.
5. Сформулируйте «банк возможностей»: из литературы, Вашего опыта, рекомендаций коллег, составьте перечень интересных форм и приемов работы, проведите «самоинвентаризацию» - чем лично Вы увлекаетесь, интересны, владеете, чему можете научить детей. Сделав это, смело беритесь за составление плана!
Как работать над планом и что при этом необходимо учесть.
Работа над планом включает ряд последовательно выполненных действий.
1. Сформулируйте цель и задачи. Напомним, что практическая педагогика рассматривает в качестве цели воспитания развитие личности ребенка в гармонии с миром и развитие потребности и способности личности к саморазвитию. Разумеется, за 20 дней этого не добиться. Ваша цель, очевидно, будет поставлена в этом же русле, но более конкретно.
Пример (из практики лагеря «Задорный»):
«Цель работы с отрядом: сознательное определение ребенком направления своего дополнительного образования после смены».
Цель - образ результата. Вам необходимо ясно представлять себе, чего Вы хотите добиться. И, значит, цель должна быть конкретной, реально достижимой, проверяемой и соответствующей потребностям развития детей. Задачи могут быть сформулированы либо как аспекты, составляющие цели, либо как шаги по ее достижению.
|
|
В приведенном примере:
Задачи:
• организовать участие ребят в спортивной, туристической, эстрадно-творческой и других видах деятельности;
• организовать систематическое групповое обсуждение возможностей саморазвития в этих видах, их привлекательных сторон и трудностей;
• разработать и осуществить ситуации игрового выбора того или иного вида деятельности в различных условиях.
2. Составьте макет плана. Для этого на имеющейся у Вас календарной сетке смены, куда уже внесены общелагерные действия, отметьте ожидаемые подъемы и спады эмоционального состояния. Как правило, наибольший спад, в связи с усталостью детей, происходит на 4-й день смены. Далее изменение эмоционального состояния зависит от проводимых форм работы. После этого сделайте пометки, где и какие виды занятий подходят для детей лучше всего (отдых, развлечение, труд, спорт, интеллектуальные и другие нагрузки). Такой макет позволит оптимально разместить в плане Ваши дела.
3. Отберите из Вашего «банка возможностей» те формы, которые позволят решить поставленные цели и задачи. Убедитесь, что они разнообразны, но не противоречивы, соответствуют возрасту детей.
4. Разместите отобранные Вами формы на макете плана в те дни, где их проведение наиболее целесообразно. При этом возможно разное расположение отрядных и общелагерных форм: они могут либо дополнять и усиливать, либо компенсировать друг друга (предлагать противоположные по характеру виды деятельности).
5. Проверьте, нет ли в плане абсурда, нарушений логики, пустых мест, перегрузок; внесите необходимые коррективы.
6. Обозначьте, с помощью каких процедур Вы сможете убедиться, что план, будучи выполнен, обеспечил решение поставленных задач (анкеты, отзывы детей, наблюдения).
Сделали?
План готов!
Теперь пусть руководство вашего лагеря официально утвердит его.
А мы желаем Вам неизменного успеха в работе!
(Большаков С.В., Гаврилова Т.П. и др. Лето. Лагерь. Вожатому: Методические рекомендации. – Пермь, 2000. С. 28-29.)
Приложение №38