С.В. Большаков, Т.П. Гаврилова

Как составить план работы отряда в лагере

УВАЖАЕМЫЙ КОЛЛЕГА!

Любая работа требует планирования, а работа вожатого с отрядом - особенно. От того, насколько удачно Вы составите план, во многом зависит не только Ваш лич­ный успех, но и успех 25-30 вверенных Вам ребят. Чтобы преодолеть неизбежно воз­никающие трудности, предлагаем воспользоваться этой памяткой.

С чего следует начать?

1. Проанализируйте общелагерный план работы: каковы цели и задачи, как распределена нагрузка, где требуется время для участия в массовых формах работы и подготовки к ним. Внесите продиктованные общелагерным планом действия в кален­дарную сетку смены - Вы сможете увидеть свой резерв времени.

2. Изучите возможности лагеря: природные, организационные, материально-хозяйственные - Вы поймете, какие виды деятельности, с помощью какого имущест­ва, при какой поддержке администрации и персонала, на каких площадях можно ор­ганизовать. Выпишите их на отдельный лист.

3. Составьте предварительное представление об отряде: возраст, соотношение мальчиков и девочек, количество приезжающих впервые и не в первый раз, другие сведения. Изучите предлагаемые наукой характеристики возрастных психологиче­ских особенностей детей. Так Вы получите представление об ожиданиях, потребно­стях детей Вашего отряда, оптимальных темпах и видах деятельности.

4. Четко сформулируйте ограничения: что и как нельзя делать в соответствии с требованиями безопасности, нормами гигиены, традициями данного лагеря.

5. Сформулируйте «банк возможностей»: из литературы, Вашего опыта, реко­мендаций коллег, составьте перечень интересных форм и приемов работы, проведите «самоинвентаризацию» - чем лично Вы увлекаетесь, интересны, владеете, чему мо­жете научить детей. Сделав это, смело беритесь за составление плана!

Как работать над планом и что при этом необходимо учесть.

Работа над планом включает ряд последовательно выполненных действий.

1. Сформулируйте цель и задачи. Напомним, что практическая педагогика рас­сматривает в качестве цели воспитания развитие личности ребенка в гармонии с ми­ром и развитие потребности и способности личности к саморазвитию. Разумеется, за 20 дней этого не добиться. Ваша цель, очевидно, будет поставлена в этом же русле, но более конкретно.

Пример (из практики лагеря «Задорный»):

«Цель работы с отрядом: сознательное определение ребенком направления сво­его дополнительного образования после смены».

Цель - образ результата. Вам необходимо ясно представлять себе, чего Вы хо­тите добиться. И, значит, цель должна быть конкретной, реально достижимой, прове­ряемой и соответствующей потребностям развития детей. Задачи могут быть сформу­лированы либо как аспекты, составляющие цели, либо как шаги по ее достижению.

В приведенном примере:

Задачи:

• организовать участие ребят в спортивной, туристической, эстрадно-творческой и других видах деятельности;

• организовать систематическое групповое обсуждение возможностей само­развития в этих видах, их привлекательных сторон и трудностей;

• разработать и осуществить ситуации игрового выбора того или иного вида деятельности в различных условиях.

2. Составьте макет плана. Для этого на имеющейся у Вас календарной сетке смены, куда уже внесены общелагерные действия, отметьте ожидаемые подъемы и спады эмоционального состояния. Как правило, наибольший спад, в связи с устало­стью детей, происходит на 4-й день смены. Далее изменение эмоционального состоя­ния зависит от проводимых форм работы. После этого сделайте пометки, где и какие виды занятий подходят для детей лучше всего (отдых, развлечение, труд, спорт, ин­теллектуальные и другие нагрузки). Такой макет позволит оптимально разместить в плане Ваши дела.

3. Отберите из Вашего «банка возможностей» те формы, которые позволят ре­шить поставленные цели и задачи. Убедитесь, что они разнообразны, но не противо­речивы, соответствуют возрасту детей.

4. Разместите отобранные Вами формы на макете плана в те дни, где их прове­дение наиболее целесообразно. При этом возможно разное расположение отрядных и общелагерных форм: они могут либо дополнять и усиливать, либо компенсировать друг друга (предлагать противоположные по характеру виды деятельности).

5. Проверьте, нет ли в плане абсурда, нарушений логики, пустых мест, перегру­зок; внесите необходимые коррективы.

6. Обозначьте, с помощью каких процедур Вы сможете убедиться, что план, будучи выполнен, обеспечил решение поставленных задач (анкеты, отзывы детей, на­блюдения).

Сделали?

План готов!

Теперь пусть руководство вашего лагеря официально утвердит его.

А мы желаем Вам неизменного успеха в работе!

(Большаков С.В., Гаврилова Т.П. и др. Лето. Лагерь. Вожатому: Методические рекомендации. – Пермь, 2000. С. 28-29.)

Приложение №38


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: