ISBN 978-5-91651-110-9
© Атарщикова Н. А., Осина И. А., Горюнова Е. В.,
авторы-составители, 2009 © Издательство «Учитель», 2009 © Оформление. Издательство «Учитель», 2009
Последнее издание, 2010
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ Ъ-4 ЛЕТ НА ГОД
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ведущими целями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиологических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
|
|
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
• координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи; обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
|
|
Цель пособия - помочь специалистам дошкольных учреждений в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа), способствовать целенаправленному системному доступному планированию по Программе, полагаясь на методические рекомендации к ней.
Распределение тематики занятий по неделям достаточно условно, его не следует соблюдать
буквально. Педагогу, работающему в группе, следует доверять собственному опыту, интуиции,
опираясь на возможности детей. В течение недели осуществляется разнообразная комплексная
работа, последовательность проведения которой педагоги, ориентируясь на представленную таб
личную форму, могут планировать по своему усмотрению. Перспективный план воспитательно-
образовательной работы с детьми (на учебный год) представлен по следующим разделам: Ребе
нок и окружающий мир (Предметное окружение. Явления общественной жизни. Природное ок
ружение. Формирование элементарных экологических представлений); Развитие речи. Художе
ственная литература; Формирование элементарных математических представлений; Изобрази
тельная деятельность: рисование, лепка, аппликация; Конструирование; Музыкальные занятия;
Физкультурные занятия.
РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Раздел состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.
Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли в результате трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
К концу года дети могут:
• Легко ориентироваться в ближайшем окружении: без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение, выделять ряд свойств и качеств (цвет, форма, материал), называть их.
• Знать некоторых домашних и диких животных; совместно со взрослыми кормить животных, птиц, рыб и поливать растения; заботиться о чистоте помещения и участка.
• Знать некоторых домашних и диких животных; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать гусениц, червяков, бабочек, жуков.
• Знать название своего города (поселка, села); с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
Месяц | Тема и цели занятий 1-й недели | Тема и цели занятий 2-й недели | Тема и цели занятий 3-й недели | Тема и цели занятий 4-й недели | |
Сентябрь | Тема | Здравствуйте! | Что нам Осень подарила? | Листопад, листопад, засыпает старый сад... | Игрушки в нашей комнате |
Цель | Познакомить с элементарными правилами поведения, этикой общения и приветствиями. Развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым. Воспитывать культуру поведения | Расширять знания о временах года, основных приметах осени: пасмурно, идет мелкий дождь, опадают листья, становится холодно | Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев; строением цветов: корень, стебель, листья, лепестки цветка. Воспитывать любовь к природе, желание заботиться о ней | Познакомить с названиями игрушек групповой комнаты; побуждать проводить элементарную классификацию по назначению, цвету, форме. Воспитывать партнерские отношения во время игры, аккуратность |
Продолжение табл.
Октябрь | Тема | Безопасность в нашей группе | Где ночует солнце? | Кошка и котенок | Готовим угощение из фруктов |
Цель | Закрепить знания о своей группе. Развивать умение ориентироваться в групповом «пространстве», чувство безопасности. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам | Формировать интерес к явлениям неживой природы: солнцу, месяцу, звездам. Побуждать устанавливать простейшие связи явлений неживой природы: на небе солнышко - наступило утро; на небе месяц и звезды - наступила ночь | Познакомить с домашними животными и их детенышами. Формировать навык словообразования имен существительных, обозначающих детенышей животных. Воспитывать любовь к домашним животным и желание проявлять о них заботу | Закрепить знание о фруктах, о способах их приготовления. Учить проявлять гостеприимство. Принимать личное участие в элементарных трудовых процессах | |
Ноябрь | Тема | Мой папа и моя мама | Ветер-ветерок | Как звери к зиме готовятся? | Что у нас на обед? |
Цель | Формировать: - представление о семье; - умение называть членов семьи. Побуждать проявлять заботу и любовь к родным. Воспитывать доброе отношение к родным и близким | Побуждать детей устанавливать причинные связи: наступила осень, солнце греет слабо, дует сильный ветер, с деревьев опадают листья. Развивать слуховое и зрительное внимание | Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных; узнавать и называть детенышей | Учить проводить элементарную классификацию предметов посуды по их назначению, использованию, форме, величине и цвету. Воспитывать культуру поведения | |
Декабрь | Тема | Наш семейный альбом | Морозные деньки | Зима в лесу | Магазин одежды |
Цель | Формировать представление о семье и своем месте в ней. Побуждать называть членов семьи, род их занятий. Воспитывать желание проявлять заботу о родных и близких | Формировать: - представление о временах года: зима; связях между вре менами года и погодой; - называть основные приметы зимнего периода. Воспитывать любовь к природе | Формировать представление о животном мире. Учить узнавать и называть животных, живущих в лесу. Познакомить с зимующими и перелетными птицами | Формировать понятие обобщающего слова «одежда». Учить дифференцировать виды одежды по временам года; называть предметы одежды. Воспитывать аккуратность и внимание к своему внешнему виду |
Продолжение табл.
|
|
|
|
Январь | Тема | Как мы дружно все живем! | День и ночь | Почему диких животных называют дикими? | С новосельем! |
Цель | Познакомить с государственным праздником - Новый год. Приобщать крусской праздничной культуре | Познакомить с временными понятиями «день -ночь». Учить различать части суток по приметам и действиям времени. Формировать навыки аккуратности в действиях с предметами | Формировать умение узнавать, называть и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных. Воспитывать любовь к животному миру | Формировать обобщающее понятие «мебель». Учить классифицировать предметы мебели по форме, величине, цвету. Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь | |
Февраль | Тема | Мы поздравляем наших пап! | Большие и маленькие звездочки | Поможем зайке | Самолет построим сами |
Цель | Познакомить с государственным праздником - День защитника Отечества. Воспитывать доброе отношение к папе, вызывать чувство гордости за своего отца | Продолжить знакомить с явлениями неживой природы: небом, солнцем, месяцем, звездами. Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку, культуру поведения | Формировать умение дифференцировать животных по окраске, повадкам, внешним отличительным признакам. Воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы | Познакомить с основными видами транспорта: воздушный, водный, наземный. Формировать умение дифференцировать транспорт по назначению: грузовой, пассажирский. Различать основные части транспорта: кузов, кабина, колеса, руль и т. д. Воспитывать уважение к людям | |
Март | Тема | Мамы всякие нужны! | Едем в гости к бабушке | Кто живет рядом с нами? | Поможем кукле Кате убрать в квартире |
Цель | Познакомить с государственным праздником -8 Марта. Воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, же- | Познакомить с признаками весны: солнышко светит ярче, капель, на дорожках тает снег | Познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних животных и их детенышей по описанию. | Формировать понятие «бытовые приборы». Учить дифференцировать бытовые приборы по их назначению: утюг гладит, пылесос |
Окончание табл.
лание заботиться о них, защищать, помогать | Воспитывать заботливое отношение к домашним животным | собирает пыль, стиральная машинка стирает. Воспитывать трудолюбие, аккуратность в обращении с бытовыми приборами | |||
Апрель | Тема | Мы - космонавты! | Солнечные зайчики | Деревья и кустарники на нашем участке | Кто построил этот дом? |
Цель | Познакомить с праздником - День космонавтики; профессиями - летчик, космонавт. Воспитывать уважение к людям любой профессии | Расширять представления о явлениях неживой природы: солнечный свет, солнечное тепло. Учить устанавливать зависимость состояния природы от смены времен года. Воспитывать бережное отношение к природе, сохранять ее красоту | Показать влияние солнечного света и воды на рост деревьев, кустарников, цветов. Воспитывать чувство красоты и потребность заботы о природе | Формировать обобщение понятия «строитель». Совершенствовать умение сравнивать и подбирать предметы по цвету и размеру | |
Май | Тема | Где мы живем? | Дождик песенку поет | Шестиногие малыши | Вежливый продавец |
Цель | Формировать понятие «город». Познакомить с достопримечательностями города. Побуждать делиться впечатлениями. Воспитывать любовь к своей малой родине, городу | Продолжить знакомить со свойствами воды. Учить проводить с водой элементарные опыты. Устанавливать причинно-следственные связи: солнце светит, тает снег, текут ручьи | Учить устанавливать отличия у бабочки и жука. У бабочки - яркие большие крылья, усики,хоботок. Бабочка ползает, летает. У жука - твердые крылья, жуки ползают и летают, жужжат | Учить дифференцировать предметы по их функции и назначению: продукты, одежда, транспорт, посуда, мебель. Показать различия между предметами, которые созданы руками человека и самой природой |