До 60-х г.г. массового профессионального образования не существовало (узкий круг специалистов, дом. образование). Отсутствие единой системы образования.
К 60-м г.г. сложились две группы светских учебных заведений:
1 группа - для привилегированных слоев населения (гимназии, различн. институты, военные корпуса, частн. школы, унверситеты, лицеи).
2 группа - народные уч. заведения (земские школы, церковно-приходские школы).
И к 1-ой и ко 2-ой группе предъявлялись разные требования к уровню подготовки.
1 группа – предварительная подготовка (вступительные экзамены). Здесь готовили специалистов для всех сфер. Музыка была важным предметом, поскольку готовила к жизни в светском обществе, служила патриотич. и религиозн. воспитанию (церк. пение, муз. занятия - игра, пение, танцы).Музыка желательна, но не обязательна.
Осн. метод - заучивание наизусть. Преподаватели – не проф. музыканты.
Недостаток – пренебрежение к отечественной муз, к народной (дурной тон). В светский репертуар входили произведения для исполнения в салонах – романсы, арии, дуэты и т.д.
|
|
2 группа. Готовили для развития экономики страны. Музыка была необязательным предметом. Главное – религ.-нравств. воспитание.
Церковное пение, обиходные распевы, наодные песни. В городах - городские песни.
Методики самые простые - заучивание.
1861 г. - отмена крепостного права (складывается интеллигенция, демократизация общества).
Появляются новые учебные заведения - Моск. и СПб консерватории, русское муз. общество - 1859 СПб, 1860 Москва (цель приобщение и популяризация серьезной музыки)
1862 г. – М.А.Балакирев и Г.А.Ломакин открыли первую Бесплатную муз школу. Цель – дать образование тем, кто не мог платить, включать в образование все лучшие достижения муз искусства для развития способностей.
Массовая подготовка учителей пения. Издаются песенники и сборники для школы и семьи, методические руководства для пения и муз. грамоты. Цель – способность развить певческую культуру в народе, приобщение его к элемент. муз. грамоте.
Появляются методики:
1. цифровая система записи Шеве
2. буквенная система (а, о, у)
3. лесенка (ручные знаки, подвижное «до»).
1871 г. - школьная реформа. Альбрехт, Соколов, Воротников
Рост массовой хоровой культуры. Внеклассные школьные хоры, церковное пение (дух.˃нар.). Усиливается подготовка регентов, учителей церковного пения. Придворная певческая капелла, Московское Синодальное училище церковного пения.
Хоровое пение - основа музык. культуры народа. Развитие муз. способностей, дух. и творческ. сил в процессе пения.
Появляются критические работы по обучению музыке: Миропольский, Казанский - критика формалистического понимания муз., Иванов - о бессознательном заучивании.
|
|
1890 г. - бесплатные классы хорового пения СПб. Ломакин, Мельников. В обучении пению происходит сдвиг - в школьн. обучение вводится нар. и светский репертуар.
Концертно-просветительские организации.
Появляется спец. детская муз. - Чайк., Кюи, Глиэр, Лядов.
Осн. идеи - идея системного обучения детей муз., идея возрастного подхода муз. к обуч. детей, пение по нотам и по слуху, по партитурам (С.В.Смоленский).