Содержание. Методическое Пособие

РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЧЛЕНОВ ШКОЛЬНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТОВ

Методическое пособие

СОДЕРЖАНИЕ

От редактора. Обращение к читателю 3

Приветствие от Национальной ассоциации членов Управляющих советов Англии 5

Вместо предисловия 5

Глава 1. Будем знакомы: Управляющий совет школы 6

1.1. Что такое школьный Управляющий совет и для чего он предназначен? 6

1.2. Что и как Управляющий совет может улучшить в работе школы? 8

1.3. Что такое современная российская школа? 9

1.4. Почему раньше у нас не было Управляющих советов? 13

Глава 2. Основные полномочия Управляющего совета 15

2.1. Что может и чего не может Управляющий совет: стратегическое управление 15

2.2. Основные полномочия Управляющего совета 16

2.3. Количественный состав Управляющего совета 19

Глава 3. Формирование Управляющего совета 20

3.1. Порядок формирования Управляющего совета 20

3.2. Выборы. Формирование исходного состава Управляющего совета 24

3.3. Организация выборов в Управляющий совет 26

Глава 4. Школьные управляющие: кто они? 31

4.1. Права и обязанности школьного управляющего 31

4.2. Школьники в Управляющем совете 32

4.3. Родители в Управляющем совете 34

4.4. Работники школы в Управляющем совете 35

4.5. Кооптированные члены Управляющего совета 38

4.6. Представитель учредителя в Управляющем совете 40

Глава 5. Основные направления работы Управляющего совета 41

5.1. Управляющий совет и образовательный процесс 41

5.2. Управляющий совет и финансы школы 57

Глава 6. Организация работы Управляющего совета 63

6.1. Начинаем работу 63

6.2. Комиссии (комитеты) Совета 65

6.3. Порядок работы Управляющего совета, подготовка и проведение заседаний 67

6.4. Порядок принятия и исполнения решений Управляющего совета 71

6.5. Место работы и делопроизводство Управляющего совета 71

6.6. Взаимодействие Управляющего совета с различными представителями

школьного и местного сообщества 73

6.7. Этическая сторона работы школьного управляющего 76

Заключение. Что значит быть хорошим школьным управляющим? 78

Приложения 79

Приложение 1. Порядок и критерии конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы 79

Приложение 2. О поддержке инициативы общеобразовательных учреждений, органов управления образованием по апробации модели Управляющих советов общеобразовательных учреждений 81

Приложение 3. Министерство образования: Методические рекомендации по функциям, организации и работе Управляющих советов общеобразовательных учреждений 82

Приложение 4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений 85

Приложение 5. Проект Положения о порядке выборов в Управляющий совет 97

Приложение 6. Положение об Управляющем совете муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №145 г. Красноярска 105

Приложение 7. Договор о взаимоотношениях общеобразовательного учреждения и учредителя 110

Приложение 8. Извлечения из Устава школы № 143г. Красноярска в части полномочий и деятельности Управляющего совета 113

Приложение 9. Распределение полномочий между директором и Управляющим советом (один из возможных вариантов) 118

Приложение 10. Материалы к разработке Программы развития образовательного учреждения 123

Приложение 11. Примерные формулировки разделов образовательной программы 127

Приложение 12. Участие в дискуссии 129

Приложение 13. Что такое гранты и где их можно получить? 129

Приложение 14. Извлечение из Закона о школах (Южно-Африканская Республика) 132

Аннотация

Данная книга создана коллективом авторов, которые сегодня практически формируют в российских школах декларированный федеральным законом "Об образовании" государственно-общественный характер управления образованием. Центральный орган государственно-общественного управления школой - это школьный Управляющий совет.

Сегодня Управляющие советы уже эффективно работают в сотнях школ ряда регионов Российской Федерации. Опыт проектирования, формирования и организации деятельности школьных Управляющих советов представлен в настоящем коллективном труде наиболее активных участников этой работы.

Первая глава Пособия дает представление о том, что происходит в современной российской школе, как она устроена и как работает, каковы тенденции ее изменений в ближайшей перспективе. Это описание адресовано не только работнику образования, но любому читателю, интересующемуся вопросами жизни школы. Вопрос о сущности и предназначении школьного Управляющего совета описан в этом широком контексте.

Вторая глава представляет перечень управленческих полномочий школьного Управляющего совета, их нормативное правовое обоснование на школьном уровне в соответствии с действующим российским законодательством.

Третья глава посвящена созданию в школе Управляющего совета. Предложенные порядок и процедуры формирования обеспечивают разумное и справедливое представительство в этом новом органе делегатов от всех категорий "школьных стекхолдеров" - учителей, учащихся, их родителей, а также представителей местного сообщества и попечителей образования.

В четвертой главе раскрыты возможности участия в управлении школой и обязанности школьных управляющих, а также роль и место в Управляющем совете представителей работников школы, учащихся, их родителей, представителей местного сообщества.

Пятая глава предлагает апробированные школьными Управляющими советами методы управления образовательным процессом и финансами школы, подробно и в доступной форме дает описание основных объектов школьного управления.

Шестая глава знакомит читателя с организацией деятельности школьного Управляющего совета, подробно раскрывает порядок коллегиальной разработки и принятия Советом управленческих решений, описывает формы взаимодействия Управляющего совета с другими органами школьного управления и самоуправления, с различными представителями школьного и местного сообщества. Здесь же обсуждается этическая сторона деятельности школьных управляющих.

Завершают Пособие объемные Приложения, в которых представлены практически все необходимые для создания и деятельности Управляющих советов нормативные правовые документы федерального, регионального и школьного уровня, методические и справочные материалы о наиболее важных сторонах деятельности Управляющего совета в школе.

Настоящее Пособие предназначено не только для создателей школьных Управляющих советов, для общественных школьных управляющих - представителей нового в России института гражданского участия в управлении образованием. Оно полезно также и для работников школ, где действуют или создаются Управляющие советы, для учащихся этих школ и их родителей, для тех представителей российского гражданского общества, кто включается в жизнь системы образования и внимательно следит за происходящим в ней.

Книга написана с учетом методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ, а также международной практики школьного управления.

Пособие создано при поддержке Британского Совета. Значительную консультативную помощь авторскому коллективу оказал Председатель Национальной Ассоциации членов Управляющих советов г-н Нил Дэвис.

Пособие представляет собой ценный материал для исследователей вопросов управления образованием, и в частности государственно-общественного управления российским образованием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: