Тема 20 1. Принципы планирования грузовых перевозок

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ.

Цели лекции:

В результате изучения темы студент должен ЗНАТЬ:

- основные принципы планирования грузовых перевозок;

- ИМЕТЬ представление об перспективных, текущих и оперативных планах.

План лекции:

1. Принципы планирования грузовых перевозок.

2. Перспективное планирование.

3. Текущее планирование.

4. Оперативное планирование.

1. Принципы планирования грузовых перевозок.

На автомобильном транспорте существует перспективное, текущее и оперативное планирование.

Перспективными планами разрабатываются основные на­правления хозяйственного развития и объема производства по Министерству транспорта и коммуникаций РК и от­дельным предприятиям на длительный период времени 5­-10 лет и более. На основе перспективных планов составляют­ся текущие планы на один год с разбивкой по кварталам. Те­кущие планы представляют собой уточненные годовые зада­ния перспективного плана в соответствии с конкретными ус­ловиями работы.

Планирование работы автомобильного транспорта (пер­спективное и текущее) начинается с установления объема пред­стоящих перевозок грузов, т. е. с составления плана перево­зок. Этот этап планирования, на котором определяются объем, характер и структура перевозок, является наиболее важным и служит основой для разработки всех остальных частей плана автотранспортной организации.

Оперативными планами являются месячные, декадные, суточные, сменные и часовые задания АТО.

План перевозок по АТО составляется на основании заявок грузоотправителей, в которых отражаются потребности хозяйствующих субъектов в пе­ревозках грузов.

План перевозок составляется на год с распределением объема перевозок по кварталам, в дальнейшем эти объемы уточняются в зависимости от конкретных возможностей предъявления грузов, сезонности перевозки и других факторов. При составлении месячных планов объемы перевозок подлежат дальнейшему уточнению в соответствии с возможностями гру­зоотправителей и автотранспортных предприятий.

2. Перспективное (стратегическое) планирование включает в себя разработку основных направлений и показателей деятельности на длительный период от 5 до 15 лет. В его рамках все расчеты выполняются на основании прогнозов развития экономических и социальных процессов в регионе и анализа рыночной конъюнктуры. При перспективном планировании большое значение имеет правильное использование современных методов прогнозирования.

Прогнозируемые объемы перевозок промышленных грузов определяются относительно объемов существующих перевозок и прогнозов развития промышленности по следующей формуле:

Qn = QcKи Kn,

где

Qn – прогнозируемый объем грузов, перевозимых автотранспортом, тыс.т;

Qc – фактический объем грузов, перевозимых автотранспортом в существующий период, тыс.т; Kи коэффициент изменения объема промышленных грузов к прогнозируемому сроку; Kn коэффициент повторности перевозок промышленных грузов (обычно принимается Kn= 1,05…1,2).

КиснVn/Vc,

где

Ксн - коэффициент, учитывающий снижение материалоемкости промышленного производства и снижение объемов автомобильных перевозок, приходящихся на 1 млн.тг валовой продукции промышленности (ориентировочно 0,95-0,98); Vn валовая продукция промышленности к прогнозируемому сроку, млн.тг; Vc – валовая продукция промышленности на существующий период, млн.тг.

Прогнозируемый объем перевозок строительных грузов определяется исходя из планируемых объемов строительства отдельно по строительству промышленных и гражданских объектов.

Объем перевозок для грузов промышленного строительства рассчитывается по формуле:

Qп = Kн { Kп [ 0,01 ∑(Cп Hпс) + 0,005 ∑ (Cп Hрс)] +0,01 [∑ Cп+0,5 ∑ (Cп Hм)]} /Y,

где

Kн - коэффициент неравномерности строительства по годам (1,3…1,4); Kп коэффициент повторности перевозок грузов промышленного строительства (1,1…1,4); Cп - стоимость промышленного строительства, выполняемого в расчетный период, млн.тг; Hпс – средние нормы расхода строительных материалов, деталей и конструкций, тыс.т на 100 тыс.тг сметной стоимости строительно-монтажных работ в зависимости от отрасли промышленности; Hрс – средняя норма расхода строительных материалов и конструкций на 100 тыс.тг стоимости ремонта (4,0…6,0 тыс.т); Hм – средняя норма образования строительного мусора на 100 тыс.тг стоимости промышленного строительства и ремонта (1,5…2,0 тыс.т; Y- количество лет в рассматриваемом периоде.

Объем перевозок для грузов гражданского строительства определяется по следующей формуле:

Qп = Kн { Kп [ ∑(Cж Hж) + 0,01 ∑ (Cк-б Hк-б) + 0,01 ∑ (Cн Hн) +

+ 0,001 ∑(RHр)] +0,01 ∑(Cж+ Ск-б + Сн + R) Hм } /Y,

где

Cж – объем строительства нового жилищного фонда, прогнозируемый на рассматриваемый период, тыс. м2 общей площади; Hж - средние нормы расхода строительных материалов и конструкций на 1 тыс м2 общей площади, тыс.т; Cк-б - стоимость строительства новых учреждений культурно-бытового обслуживания, млн.тг; Hк-б – средняя норма расхода строительных материалов на 100 тыс.тг сметной стоимости строительно-монтажных работ по учреждениям культурно-бытового назначения (4,3…4,8 тыс.т); Cн – стоимость нового коммунального строительства и инженерного оборудования, млн.тг; Hн средняя норма расхода строительных материалов на 100 тыс.тг сметной стоимости строительно-монтажных коммунального строительства и инженерного оборудования (4,0…6,0 тыс.т); R – стоимость ремонта объектов жилищного, культурно-бытового и коммунального строительства (принимается в размере 10…20% общей стоимости нового строительства); Hр средняя норма расхода строительных материалов на 100 тыс.тг сметной стоимости ремонтных строительно-монтажных работ (2,0…3,0 тыс.т); Hм - норма строительного мусора от всех видов гражданского строительства на 100 тыс. тг (2,0…3,0 тыс.т).

Для расчетных целей можно принимать следующие средние показатели массы строительных материалов в зависимости от типа жилищного строительства в тыс.т на 1тыс м2.

деревянные дома 2,0
каменные дома 2-этажные 5,6
каменные дома 3-этажные 5,9
каменные дома 4-этажные 5,6
каменные дома 5-этажные 5,6
крупнопанельные дома 3-5 этажей 4,3…4,4
крупнопанельные дома 12-16 этажей 4,2

Прогнозирование объемов перевозки потребительских грузов выполняется по нормам или уровню потребления на одного человека с учетом массы перевозимой тары и повторности перевозок:

Qп = (1+Kпр) Hпот NKт Kп Kдн+Qоч+Qт ,

где

Kпр – коэффициент, учитывающий долю промтоварных грузов по отношению к продовольственным грузам, принимаемых за единицу (обычно 0,25…0,35); Hпот норма потребления продовольственных товаров на одного человека в год (1,0…1,3т); N – численность населения; Kт - коэффициент, учитывающий массу тары (1,1…1,2); Kп - коэффициент повторности перевозок потребительских грузов (1,3…1,5); Kдн коэффициент, учитывающий дневное население региона как частное от деления суммарного населения при маятниковой миграции на численность постоянного населения; Qоч масса грузов очистки, включающая перевозки твердых бытовых отходов (0,2т на одного жителя в год), уличного смета (0,05т на жителя) и снега (0,25 т на жителя); Qт масса топливных грузов, включая перевозки жидкого топлива (0,05…0,1 т на одного жителя в год) и твердого топлива для загородных домов (0,5 т на жителя).

При планировании провозных возможностей парка АТС используется формула:

Q =Дк αв ∑(Aсп Uр.д.)i,

где

индекс i обозначает перебор списочного состава парка грузовых АТС по моделям, выполняющих определенное суточное задание.

На коэффициент выпуска αв при стабильной организации работы основное влияние оказывает время простоя ПС при выполнении ТО и Р. Необходимо учитывать, что после 4…5 лет эксплуатации ПС эти простои резко увеличиваются, что влечет соответствующее снижение αв.

Объем груза, который перевозится за смену Uр.д ., помимо других факторов, зависит от дорожных условий, технической скорости ПС на линии, надежности АТС. Техническая скорость ПС с большими сроками службы снижается как за счет ухудшения тягово-динамических качеств, так и в связи с увеличением простоев на линии для устранения неисправностей.

3. Текущее планирование проводится на год.В этом случае возможный объем работы и необходимые для его выполнения ресурсы рассчитываются на основании имеющихся и подготовленных к заключению договоров.

При расчете ресурсов, необходимых для освоения объемов работы по договорам, используют коэффициент запаса, который должен учитывать выработку ресурса ПС и возможность выполнения разовых заказов.

При составлении годового плана работы АТО по перевозкам грузов рассчитываются следующие показатели по типам ПС:

- коэффициент выпуска и использования парка АТС;

- автомобиле-дни в работе:

- возможные объемы перевозок;

- годовой пробег, в том числе с грузом;

- требуемые ресурсы для поддержания АТС в работоспособном

состоянии, расход топлива и ГСМ:

- себестоимость перевозок.

4. Оперативное планирование – это конкретизация плановых заданий по времени выполнения, в пространстве (по местам выполнения производственных заданий), по специфике технологии и организации производства управляемого объекта (структура ПС, ПРМ, выбор технологий и пр.). Оперативное планирование включает в себя разработку планов работы в целом АТО и конкретных АТС и водителей на месяц, неделю, смену. В процессе оперативного планирования решаются следующие задачи:

- расчет провозных возможностей АТО;

- расчет оптимальных маршрутов движения ПС;

- составление почасовых графиков работы ПС;

- составление плана работы по клиентуре;

- расчет предполагаемых затрат и необходимых ресурсов для выполнения перевозок;

- составление сменно-суточного плана работы АТО, графика выпуска ПС на линию и оформление путевой документации.

Основным документом оперативного планирования является сменно-суточный план.

Сменно-суточный план при сдельном использовании ПС включает в себя следующие показатели:

- номер заявки или договора на перевозку;

- наименование заказчика;

- наименование груза, расстояние и объем перевозки;

- пункт погрузки и пункт выгрузки груза, способ выполнения ПРР;

- время подачи ПС под первую погрузку;

- количество выделенных АТС по маркам по плану и фактически (фактические показатели заполняются после обработки путевых листов);

- объем выполненной работы (количество ездок, перевезенных тонн груза, общий пробег и с грузом).

При повременном использовании ПС в сменно-суточном плане отражается время предоставления и продолжительность работы АТС у заказчика по маркам ПС.

С одной стороны, сменно-суточный план составляется на основании данных о потребностях в перевозках, которые складываются из заключенных АТО договоров и поступивших разовых заявок на перевозки. С другой стороны, оцениваются провозные возможности АТО на основании данных об исправных ПС и готовых к работе водителях.

Основная задача АТО по эксплуатации подвижного соста­ва состоит в том, чтобы при наименьших затратах труда и материальных средств максимально удовлетворить транспорт­ные потребности обслуживаемой клиентуры. Успешное выпол­нение этой задачи возможно при эффективном использовании подвижного состава, росте производительности труда работаю­щих, и в первую очередь водителей и осуществлении мероприятий по эконо­мии материальных, энергетических и трудовых ресурсов. Это­му способствует правильно организованное оперативное пла­нирование перевозок.

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризовать основные принципы планирования грузовых перевозок.
  2. Какие виды перевозок могут планироваться в долгосрочной перспективе?
  3. Как определить прогнозируемые объемы перевозок промышленных грузов?
  4. Как рассчитать объем перевозок для грузов промышленного строительства?
  5. Как определяется объем перевозок для грузов гражданского строительства?
  6. Как осуществляется прогнозирование объемов перевозки потребительских грузов?
  7. Какие показатели по типам ПС рассчитываются при составлении годового плана работы АТО?
  8. Какие показатели включает в себя сменно-суточный план?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: