1. Понятие валютного права и его место в системе российского права.
Валютное право — комплексная отрасль права, нормы которого направлены на регулирование общественных отношений частного и публичного характера, возникающих по поводу проведения валютных операций.
В настоящее время можно констатировать, что увеличение роли валютных операций в экономическом обороте, произошедшее за истекший период построения рыночной экономики, подняло на качественно новый уровень значение норм валютного права. Увеличился не только объем соответствующих норм, но и возросла их способность существенным образом влиять на макроэкономическую ситуацию в стране. В современных экономических условиях создание эффективного механизма регулирования общественных отношений, возникающих по поводу проведения валютных операций (валютных отношений), является необходимым условием позитивного развития национальной экономики. Валютное право является составным и необходимым элементом этого механизма.
|
|
По поводу статуса валютного права в системе права в юридической литературе нет единого мнения. Преимущественно предлагается рассматривать валютные отношения как составляющую предмета финансового, гражданского или предпринимательского права2. Ни один из предложенных подходов не позволяет рассмотреть отношения, возникающие по поводу проведения валютных операций, в полном объеме.
В научных работах по теории права широкое распространение получило деление отраслей права на базовые (первичные) и комплексные (вторичные). К базовым отраслям права относятся конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, а также процессуальные отрасли — гражданское процессуальное право, административно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право.
2. Источники валютного права.
Источники валютного права. Источники валютного права — это конкретные формы его выражения. Нормы валютного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах. Согласно Конституции России валютное регулирование относится к исключительному ведению РФ. Кроме Конституции, к источникам валютного права относятся: международные договоры по вопросам валютного регулирования, Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования. Вышеназванные, а также иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок совершения валютных операций с валютными ценностями между резидентами и нерезидентами на территории страны и резидентами за ее пределами, а также предусматривающие ответственность за нарушения порядка совершения валютных операций, позволяют ставить вопрос о формировании такого феномена, как валютное право
|
|
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 173-ФЗ валютное законодательство РФ состоит из указанного Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов. В настоящее время действует ряд федеральных законодательных актов, которые в той или иной мере регулируют валютные отношения, например: Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) (ст. 140, 141, 317), Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) (п. 5 ст. 45, п. 5 ст. 46 и др.), Таможенный кодекс РФ (далее — ТК РФ) (ст. 12, 158 и др.), Закон о Банке России (ст. 4, 35, 68 и др.), Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с последующими изменениями (далее — Закон о банках) (ст. 5, 30 и др.) и др.
Отдельно следует обратить внимание на ст. 18 Федерального закона от 10 января 2006 г. № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
3. Валютные правоотношения и их виды.
Валютные правоотношения представляют собой урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие между участниками валютных операций по поводу проведения таких операций, а также между участниками валютных операций и государственными органами в связи с регулированием порядка проведения валютных операций и контролем за его соблюдением.
В теории права правоотношение рассматривается как сложная общественная связь, включающая в себя следующие элементы:
субъекты правоотношений — носитель прав (управомоченный) и носитель обязанности (правообязанный); В теории права субъекты правоотношений подразделяются на три вида: физические лица; юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации); государство, государственные и муниципальные образования
· объекты правоотношения — предмет окружающего мира, по поводу которого сложилось правоотношение; Объектами валютных правоотношений являются валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги), валюта Российской Федерации, внутренние ценные бумаги.
субъективные юридические права и обязанности — содержание правоотношения
Классифицировать валютные правоотношения можно по различным основаниям, например: в зависимости от субъектного состава их участников, содержания, по основаниям возникновения и т. д. С учетом приведенного выше определения валютных правоотношений представляется наиболее оправданным остановиться на классификации валютных правоотношений исходя из вида реализуемого и охраняемого в процессе их правового регулирования интереса. Специфика сферы обращения объектов валютных операций заключается в том, что она представляет собой область взаимодействия частных и публичных интересов. Соответственно по этому основанию валютные правоотношения подразделяются на частные и публичные
4. Объекты валютных правоотношений.
объекты правоотношения — предмет окружающего мира, по поводу которого сложилось правоотношение; Объектами валютных правоотношений являются валютные ценности (иностранная валюта и внешние ценные бумаги), валюта Российской Федерации, внутренние ценные бумаги.
5. Субъекты валютных правоотношений.
субъекты правоотношений — носитель прав (управомоченный) и носитель обязанности (правообязанный); В теории права субъекты правоотношений подразделяются на три вида: физические лица; юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации); государство, государственные и муниципальные образования
Субъекты валютных правоотношений подразделяются на участников валютных операций и лиц, осуществляющих валютное Регулирование и валютный контроль.
|
|
Федеральный закон № 173-ФЗ подразделяет участников валютных операций на резидентов и нерезидентов. При этом перечень лиц, относящихся к резидентам, является исчерпывающим, а перечень лиц, являющихся нерезидентами, в Федеральном законе № 173-ФЗ в отличие от Закона РФ № 3615-1 приведен примерно.
Лиц, относящихся к категории резидентов, можно подразделить на физические и юридические лица, публично-правовые образования и официальные представительства РФ за рубежом.
Физические лица:
· граждане РФ, за исключением лиц, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
· постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Юридические лица:
· юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
· находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения юридических лиц — резидентов,
Публично-правовые образования:
· Российская Федерация;
· субъекты РФ;
· муниципальные образования.
Официальные представительства РФ за рубежом:
· дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные российские официальные представительства, находящиеся за рубежом;
· постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.
К нерезидентам относятся все иные лица, не отнесенные законом к категории резидентов, в частности:
· физические лица, не обладающие признаками физических лиц — резидентов;
· юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
· организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных госу дарств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;
|
|
· находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения указанных выше юридических лиц — нерезидентов и организаций-нерезидентов, не являющихся юридическими лицами;
· аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
· межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;
· иные лица, не соответствующие признакам резидентов.
Ко второй категории субъектов валютных правоотношений, т. е. к лицам, осуществляющим валютное регулирование и валютный контроль, относятся органы валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного контроля.
6. Валютное регулирование: понятие, цели и принципы.
В литературе высказаны различные точки зрения относительно содержания понятия, но единой их чертой можно считать то, что валютное регулирование рассматривается как одно из направлений государственного регулирования. В связи с этим валютное регулирование в Российской Федерации можно представить как комплекс мер, осуществляемых государственными органами, в целях:
· создания и обеспечения функционирования органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля; -
· установления и реализации определенного порядка проведения операций с валютными ценностями на внутреннем валютном рынке, порядка перемещения валютных ценностей за пределы государства или на его территорию из-за рубежа и режима осуществления иностранных инвестиций;
· обеспечения и защиты права собственности на валютные ценности;
· регламентации международных расчетов;
· поддержания стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса;
· обеспечения желаемого (интеграционного или изоляционистского) режима взаимодействия страны с мировым валютным рынком.
В гл. 2 Федерального закона № 173-ФЗ раскрываются основные аспекты валютного регулирования, а именно:
· система органов валютного регулирования (ст. 5), порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами, а также между резидентами и между нерезидентами (ст. 6, 9, 10);
· регламентация внутреннего валютного рынка РФ (ст. 11);
· режим счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ (ст. 12),, а также счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ (ст. 13);
· определение прав и обязанностей резидентов при осуществлении валютных операций (ст. 14);
· порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст. 15).
Приведенный перечень вопросов валютного регулирования достаточно широк, однако он не является исчерпывающим (в частности, нормы о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (гл. 3 Федерального закона № 173-ФЗ) также относятся к сфере валютного регулирования).
В литературе выделены следующие уровни валютного регулирования в зависимости от его территориальной направленности:
1) межгосударственный.
2) внутригосударственный (национальный).
В соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Валютное регулирование является важнейшим средством реализации валютной политики государства, ее выражением. В связи с этим вопросы валютного регулирования не могут быть переданы в ведение субъектов РФ.
Инструменты, используемые для обеспечения требуемых пропорций спроса и предложения валют, являются методами валютного регулирования, которые можно подразделить на два вида:
· прямые (императивные) — когда валютное регулирование осуществляется путем издания органами государственной власти нормативных правовых актов и совершения ими иных административных действий;
· косвенные (диспозитивные) — когда используются экономические рычаги влияния на поведение субъектов валютного рынка, которым предоставляется право самостоятельно принимать решение об участии (неучастии) в проведении валютных операций.
В литературе выделены три режима валютного регулирования
· Валютная монополия государства - валютные операции сосредоточиваются в центральных или специально уполномоченных банках, и в силу значительных валютных ограничений национальная валюта не подлежит конвертации и является замкнутой. Как правило, такая ситуация складывается в странах с неконвертируемой валютой;
· Наличие системы валютных ограничений - национальная валюта имеет тенденцию к выходу за пределы внутреннего денежного рынка и становится ограниченно конвертируемой. Например, в Российской Федерации валютные ограничения установлены в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ (ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ)
· Отсутствие валютных ограничений - национальная валюта выходит на мировой валютный рынок и становится свободно конвертируемой.
7. Понятие и содержание валютной политики.
Валютная политика представляет собой составную часть внутренней и внешней политической деятельности государства, направленной на валютное обеспечение социально-экономического развития страны и поддержание ее устойчивого международного валютно-финансового положения.
Исходя из указанных целей валютной политики законодатель установил частные цели валютного регулирования. В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ к таким целям относятся:
предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов;
предотвращение резких колебаний курса национальной валюты;
поддержание устойчивости платежного баланса России.
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год должны быть представлены в Государственную Думу не позднее 1 декабря текущего года. Предварительно их проект представляется Президенту РФ и в Правительство РФ. Государственная Дума должна рассмотреть и утвердить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год не позднее принятия ею федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий период (ст. 45 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» с последующими изменениями (далее — Закон о Банке России)).
8. Платежный баланс и его структура.
Платёжный бала́нс — это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени»[1]. Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение.
При составлении платёжного баланса используется принятый в бухгалтерском учёте принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счёта, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счёт, они отражаются со знаком «плюс». Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком минус. В платёжном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, то есть по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями.
Платежный баланс Российской Федерации представляет собой соотношение между суммой платежей, полученных Российской Федерацией из-за границы, и суммой платежей, произведенных Российской Федерацией за границей, за определенный период времени (год, полугодие, квартал). МВФ рассматривает платежный баланс как систематический перечень всех экономических операций, осуществленных за определенный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами. Такой подход нашел отражение в понятии платежного баланса, приведенном в приложении 6.1 к Платежному балансу и внешнему долгу Российской Федерации: платежный баланс — это статистическая система, в которой отражаются все экономические операции между резидентами данной страны и резидентами других стран (нерезидентами), которые произошли в течение определенного периода времени.
Если полученные страной платежи превышают произведенные, ее платежный баланс является активным (имеет активное сальдо), что в целом расценивается в качестве положительной тенденции экономического развития. В обратном случае (т. е. когда произведенные страной платежи превышают полученные) платежный баланс является пассивным (имеет пассивное сальдо), что, соответственно, расценивается как негативная экономическая тенденция.
Информация о состоянии платежного баланса Российской Федерации публикуется в «Вестнике Банка России», однако, как и в рассмотренных выше случаях, оценка устойчивости платежного баланса может быть в значительной мере субъективна.
9. Валютные ограничения и их виды.
Валютные ограничения, в капиталистических государствах совокупность нормативных правил, направленных на ограничение операций (сделок) с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями. Эти правила, издаваемые как в законодательном, так и в административном порядке, устанавливают систему мероприятий по организации и осуществлению компетентными органами валютного контроля, служащего главным образом целям обеспечения сбалансирования валютных поступлений и платежей по международным расчётам. Введение В. о. связано с истощением валютных и золотых резервов, пассивностью платёжных балансов и является одним из характерных проявлений валютной политики капиталистических стран в период общего кризиса капитализма. При установлении В. о. экспортёры и другие организации и лица обязаны сдавать получаемую ими в результате экспортных и иных операций иностранную валюту банкам или другими уполномоченным органам, экспортёры — представлять валютным органам декларацию о проданных товарах; вводится ограничение по продаже и покупке иностранной валюты и золота, по вывозу ценных бумаг, а также по операциям, связанным с экспортом и привлечением капиталов.