Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.
— Вы опасный человек! — сказала она мне, — я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается
обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, — я думаю, это вам
не будет очень трудно.
— Разве я похож на убийцу?..
— Вы хуже...
Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:
— Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был
скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро
и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, —
другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже.
Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я
выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и
умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет
и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние — не то отчаяние, которое лечат дулом
пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, — тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что
никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии
кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна — пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.
|
|
В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, — а это великий признак!
|
|
(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
В1. Как называется повесть, из которой приведён данный отрывок?
В2. Каким термином называется воспроизведение внутренней жизни персонажа, подробная передача различных душевных движений (размышлений, чувств и переживаний, эмоций и настроений)?
В3. Каким термином в литературоведении обозначается развёрнутое высказывание героя, например речь Печорина?
В4. Как называется приём противопоставления, с помощью которого герой воспроизводит протекание внутренней жизни: «я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже»; «я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»?
В5. Как называется наделение предметов и явлений свойствами живых веществ («разбудить воспоминания», «сострадание… впустило когти в её… сердце»)?
В6. Как называется образная характеристика предмета или явления, основанная на использовании выразительных или эмоционально окрашенных определений («бесцветная молодость», «холодное отчаяние»)?
С1. Как ремарка Печорина – «приняв глубоко тронутый вид» - корректирует содержание его монолога в глазах читателя?
С2. Назовите авторов и произведения русской классики, в которых даются развёрнутые картины внутренней жизни героев, и укажите, в чём их сходство с романом М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».