Игры с правилами

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР

Творческие игры

К творческим играм относятся игры, в которых ребе​нок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятель​ность. Творческие проявления детей в игpax разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зави​симости от характера творчества детей, от игрового ма​териала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, теат​рализованные, игры со строительным ма​териалом.

Надо отметить, в традиционной педагогике режиссер​ские игры не выделялись в особый вид игровой деятель​ности, а рассматривались в русле сюжетно-ролевых игр. В последние годы складывается тенденция обособить ре​жиссерские игры в связи с тем, что появились исследова​ния, характеризующие их как самостоятельную разновид​ность сюжетно-ролевых игр. Основное отличие режиссер​ских игр состоит в том, что это преимущественно индивидуальные игры, в них ребенок управляет воображаемой ситуацией в целом, действует одновременно за всех участников.

Игры с правилами

В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы -дидакти​ческие и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так, дидактические игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, пастельно-печатные, словесные).

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижнос​ти), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используют​ся в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжет​ные игры, в которых играющие выполняют роли («Кош​ки-мышки», «Магазин сувениров»), и бессюжетные («Па​лочка-выручалочка», «Что изменилось?» и др.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой про​цесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опос​редован какой-то задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенно​му признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. Как справедливо отмечал А.Н. Леонтьев, овладеть правилом игры - значит ов​ладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение.

В плане морального развития Д.Б. Эльконин особо выделил в играх с правилами те, в которых имеется двой​ная задача. Так, в игре в лапту ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы по​мочь товарищу, в которого попали мячом. Действия ре​бенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ста​вит перед собой и другую цель - помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажет​ся неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собствен​ной инициативе оказывает помощь товарищу и радует​ся, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуа​ции складываются не часто, и поведение детей чаще на​правляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф»; «Помоги Лизе убрать кубики». Товарищескую солидарность такими указаниями воспи​тать трудно. Другое дело - игры с правилами, требую​щие от участников взаимопомощи, особенно если дей​ствуют и соревнуются команды («Чье звено скорее пост​роит дом?», игры-эстафеты).

Игры с правилами дают возможность каждому участ​нику сравнивать свои действия и их результаты с действи​ями и результатами других (Сережа очень ловкий - ловишке трудно поймать его; Саша часто нарушает прави​ла, спорит, когда ему об этом говорят, играет нечестно; я плохо ловлю мяч и, хотя знаю много растений, проигры​ваю в игре «Назови растение»). Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и дей​ствия других играющих (в отличие от иных видов дея​тельности, где это делают взрослые). Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошколь​ников способности к взаимооценке и самооценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему инте​ресна, ярко эмоционально окрашена, видит свои прома​хи, несоответствие требованиям и осознает это в сравне​нии, вызывает у него желание стать лучше, т.е. рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре (был ловким, сообразительным, сложил узор из мозаики) поднимает его в собственных глазах и глазах дру​гих детей, побуждает к новым усилиям и достижениям. Таким образом, игры с правилами - важнейшее сред​ство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: