Вести пробуждения

Деревня Драгуны, Касплин. в., Смолен, губ. Местное О. И. С. пригласило в дер. Драгуны, для прочтения лекции о Л. Н. Толстом, друга Л. Н-ча философа Ф. А. Страхова, проживающего за 30 верст от Драгун, на хуторе "Заказ" близ ст. Донец. Лекция, или вернее собеседование Ф. А-ча с крестьянами, произвело огромное впечатление. Продолжалось это собеседование, с небольшим перерывом, целый день (21 мая). Слушали мужчины и женщины, задавали целый ряд вопросов, на которые Ф. А. охотно отвечал. После лекции крестьяне стали более внимательно относиться к местным "толстовцам" и уже не считают их за "безбожников". Также и для членов О. И. С. лекция и последовавшее за нею пятидневное общение с Ф. А. Страховым имели большое значение, уяснив им многое в их взглядах.

Между прочим, во время пребывания Ф. А. Страхова в Драгунах с ним произошел такой инцидент. Случилось, что как раз в это время деревню посетил отряд по борьбе с дезертирством. У всех поголовно проверяли документы. За этой проверкой обратились и к старику Страхову. Солдаты были довольно грубы, но Ф. А., как пишет один из крестьян, так ласково обошелся с ними, что они невольно изменили свое отношение к нему. И потом говорили крестьянам: "Да, действительно этот старик на самого Л. Н. Толстого похож: обхождения-то у него какие любовно-детские, несмотря, что мы немного грубовато с ним обошлись"...

Кружок единомышленников с великой любовью и благодарностью провожал Ф. А. из Драгун. Член О. И. С. Я. Д. Драгуновский пишет: "До слез трогательно

-- 28 --

расставаться с таким дорогим человеком. Хочется всегда, всегда слышать его великие и дорогие речи, но ему нельзя так сделать, чтобы остаться только у нас: ведь есть и там, и здесь люди, которые давно стремятся к свету... Большое, большое счастье выпало нашему Обществу увидеть и услышать, чего мы желали. Мы желали получить свет, и на наше желание пришел человек и зажег этот свет. В свою очередь, и мы даем этот свет другим, к нам приходящим. Мы даем все, что сами узнали, и люди остаются довольны и присоединяются к нашему жизнепониманию".

Г. Епифань, Тульской губ. Один из местных педагогов Ник. Григ. Соламатин сорганизовал здесь Общество истинной свободы, об утверждении устава которого было подано ходатайство в Отдел Народного Образования. Епифанская оффициальная газета "Деревенская Коммуна" отозвалась на образование О. И. О. насмешливой заметкой под названием "Чем бы дитя ни тешилось"... В заметке этой (N 93, от 11 июня), между прочим, говорится: "Хотелось бы знать, о какой это, нам еще неизвестной "истинной свободе" мечтают организаторы этого первого у нас в Епифановском уезде Общества. Не о той ли "истинной свободе", о которой проповедуют меньшевики, эс-эры и другая подобная им конт-революционная нечисть? Впрочем, "чем бы дитя ни тешилось, лишь бы ни плакало"...

Надо надеяться, что Епифанское О. И. С. своей деятельностью заставит товарищей из "Деревенской Коммуны" более вдумчиво отнестись к понятию и идеалам "истинной свободы" и отказаться от пренебрежительного к ним отношения.

Г. Кашин, Тверской губ. 17 июня 1920 г. здесь состоялось учредительное собрание кружка свободно-религиозных знаний, который принял имя "Общество Истинной Свободы". Учредители кружка -- петроградские студенты С. М. Паншин и А. Ф. Лебедев, а также другие лица, в числе 10 человек.

Как пишет один из учредителей, "главной целью и задачей кружка является выработка свободно-религиозного миросозерцания, единственным способом осуществления чего считается надлежащее саморазвитие каждого из членов кружка путем основательного знакомства с различными проявлениями человеческого духа и мысли, путем -- а) личного творчества каждого из членов и б) разбора и критики различных произведений выдающихся мыслителей и писателей древнего и нового мира. Вот основное положение нашей предполагаемой деятельности, как первой ступени этого дела, в качестве элемента саморазвивающего, и затем уже, после, переход, если удастся, к деятельности более широкой, в общественном смысле".

О. И. С. не будет вести никаких протоколов и, вообще, будет избегать всяких формальностей. Взамен протоколов будет вестись дневник О-ва, отражающий главные события его жизни.

На первом собрании одним из учредителей прочитан был реферат (доклад) на тему "Quo vadis?" ("Куда идешь?"). Затем прочитаны были: статья "Религиозные диспуты в Москве" из 2-го N жур. "Истинная Свобода" и брошюра "Свет жизни" (изд. СПБ. Студ. Христ. Кружка). Как реферат, так и обе статьи, вызвали обмен мнений. В заключение собрания прочитано было стихотворение Надсона "Иуда" и, кроме того, исполнены были несколько музыкальных нумеров.

В дальнейшем решено на каждом собрании прочитывать по-дневно "Круг. Чтения" Л. Н. Толстого и вести религиозные собеседования по книге В. Ф. Булгакова "Христианская этика. (Систематические очерки мировоззрения Л. Н. Толстого)".

С. Край, Череповецкой губ., Белозерского у. (п. о. Тимошинское). Из с. Край нам пишут следующее об образовании там О-ва истинной свободы в память Л. Н. Толстого: "Сообщаю вам, дорогие братья, что я, известный вам Даниил Куртышев, вдохновенный вашим письмом и вашими брошюрами, начал сорганизовывать О-во истинной свободы в память Л. Н. Толстого. Уже дали подписку посе-

-- 29 --

щать собрания восемь человек, и еще находятся желающие и всей душой любящие учение Л. Н. Толстого. Прошу вас, дорогие братья, помочь мне вашим советом в этом радостном деле. Ведь это еще искра, но из этой искры возгорится великое пламя!"

С. Куюк, Вятской г., Уржум, у., Хлебников. в. Здесь ведет просветительную деятельность единомышленник Л. Н. Толстого Пав. Серг. Куклин, который образовал у себя нечто вроде маленькой библиотечки, из которой мужички охотно берут книги, а некоторые просят почитать им "вслых", что Куклин охотно и исполняет.

С. Молвитино, Костром, губ., Буйского у. 18 июня с. г. здесь образовано О-во истинной свободы в память Л. Н. Толстого, в которое вступили 16 членов. Учредители -- П. Царев и В. Чичагов. О-во устраивает библиотеку. Первые средства О-ва (2000 р.) составились от сбора со спектакля, который был устроен молвитинской молодежью. Представлены были пьесы: "От ней все качества" Толстого, "Порченый" Семенова и "Пожалели, да поздно" Соловьева-Несмелова. Перед началом спектакля П. Царев сказал слово на тему "Учение Л. Н.Толстого и О-во истинной свободы в память его". Кроме того, выступал член О. И. С. В. А. Головин и декламировались стихи Горбунова-Посадова. Вечер имел у крестьян большой успех.

Дер. Попеленки, Владимир. г., Судогодского у. -- С 30 мая 1910 г. здесь действует О-во истинной свободы в память Л. Н. Толстого, организованное С. И. Лебедевым. Основания -- те же, что и у Московского О. И. С. У О-ва имеется небольшая библиотека, состоящая из произведений Л. Н. Толстого и других свободно-религиозных мыслителей. О-во призывает в своем письме в Москву: "Дорогие люди-братья и сестры! Идите в армию духовного спасения, только она несет благоухающую ветвь мира. Мы не учить хотим, а зовем всех учиться и вместе искать истину, провозглашенную 1900 лет назад Христом и выношенную на своих плечах Л. Н. Толстым".

С. Солодовка, Астрахан. губ., Ленинского (бывш. Царевскаго) у. -- Здесь существует О-во истинной свободы в память Л. Н. Толстого, об'единяющее небольшую группу единомышленников. О-во образовано с целью собираться хоть один рати в неделю, чтобы побеседовать о важных душевных и жизненных вопросах. Почти все члены -- крестьяне -- земледельцы. О-во поддерживает сношения с Царицынским О. И. С., откуда получает книги и брошюры.

Г. Степной, Астрахан. г. (при ст. Джаныбек, Ряз.-Ур. ж. д.). Один из местных духовных христиан (молокан) И. Д. Чернышев, побывавши в Москве, посетил собрание единомышленников Л. Н. Толстого в Газетном пер. и привез домой там же закупленной литературы. Литература эта возбудила живой интерес среди близких Чернышева. Один из них М. И. Тетерятников уже об'единил вокруг себя группу лиц, особенно заинтересовавшихся свободно-религиозным жизнепониманием в духе Л. Н. Толстого. Этой группой решено открыть библиотеку из книг свободно-религиозной литературы, открывши ее как для духовных христиан так и для посторонних.

С. Тонкино, Костром. губ., Варнавин. у. 16 мая 1920 г. здесь образовался "Кружок истинной свободы в память Л. Н. Толстого", в составе 8 членов. Кружок ведет культурно-просветительную деятельность и в письме жалуется на недостаток литературы: "если есть несколько брошюрок, то с жадностью расхватываются гражданами". Председателем кружка состоит сын местного крестьянина Анатолий Комаров.

-- 30 --


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: