Примечания. 1 Как правило, священник видит текст этой присяги первый и последний раз, и поэтому не имеет возможности обдумать и осознать всю важность происходящего

1 Как правило, священник видит текст этой присяги первый и последний раз, и поэтому не имеет возможности обдумать и осознать всю важность происходящего события. Но, к сожалению, это не снимает ответственности со священника, и тем большая ответственность за будущие вольные и невольные преступления ложится на рукополагающего архиерея.

2 «Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере, и в пятый день (каждой — прим. ред .) седмицы давать ответ епископу, или пресвитерам» (VI Всел. 78, Лаод. 46). Оглашение для приходящих никто никогда не отменял, в дореволюционной России все крестились в детстве, но для обращающихся иноверцев был предусмотрен срок оглашения: 40 дней для совершеннолетних (после 21 г.), и 6 месяцев для несовершеннолетних. (Булгаков С.В. « Настольная книга для священно-церковно-служителей», Т. 2, стр. 1020 ). «Священникам не следует спешить крещением возрастных, а должно совершать оное крещение только после строгого и тщательного испытания и достаточного наставления в вере и благочестии» (Там же, стр. 1021). При коммунистах власти строго следили, чтобы крещение совершалось поливанием головы и без научения, а при нарушениях священник, как правило, лишался регистрации. Сегодня ситуация совсем иная, но, тем не менее, мы встречаем ничем не объяснимое, глухое сопротивление большинства духовенства. И это несмотря на то, что даже патриарх Алексий II на собраниях духовенства Московской епархии неоднократно говорил о необходимости научения, погружения и недопустимости симонии, но воз и ныне там. Тем радостнее видеть, что иногда, всё-таки, встречаются священники, которые стремятся служить в соответствии с православным духом святоотеческого предания, а не в выхолощенной традиции «советской церкви». Главное оправдание себе священство находит в том, что или архиерей накажет, если священник будет жить по святоотеческим канонам, или настоятель не разрешает, или духовник не благословляет. Лишь единицы из сотен имеют достаточно мужества, чтобы в своей жизни зависеть не от общественного околоцерковного мнения, и не от страха начальства, но стараются жить в страхе Божием. Впрочем, канонические нарушения священного предания часто происходят и не от малодушия духовенства, а просто от незнания, т. к. многие рукоположены поспешно, не обладая элементарными знаниями необходимыми священнику. В семинариях и училищах же семинаристы изобильно впитывают дух современного упадка веры и обмирщения Церкви, читая в учебниках относительно таинств и богослужений одно, а в жизни храмов видя совсем другое.

3 Очень часто говорят, что древняя покаянная дисциплина (например, за блуд отлучение от причащения на девять лет) в наше время неприменима, но собственно каноны и обязывают епископа и пресвитера накладывать прещение примеряясь к состоянию души кающегося (12 прав. I Всел. Соб.; 2, 5 и 6 прав. Анкир. Соб.). И, тем не менее, в Требнике на стр. 90 читаем о некоем архиерее, который оставил тяжко согрешившего воина без епитимии, собор же узнав о том, подверг воина правильному отлучению, а архиерея запретил в священнодействии на определённый срок, т. к. не без рассмотрения и излишне подобает снисходить и миловать во вред себе и другим.

Сейчас очень распространено мнение о том, что якобы древние каноны сегодня неприменимы, в силу современного состояния общества, но никто ещё не указал те каноны, которые невозможно исполнить, главная причина — неверие или нежелание.

4 В Болгарии, как рассказывают очевидцы, ситуация совсем плохая. Там в стенах православных храмов можно встретить даже обувные лавки. Впрочем, и нам недалеко до того: в стенах храма Христа Спасителя, в галерее нижнего храма торгуют не только свечами, иконами, книгами, кассетами, но и матрёшками, посудой, открытками с изображением мавзолея Ленина (?!) и т. д. Вспомним: Христос изгнал из храмового двора торгующих не чем-то посторонним, а жертвенными животными, без которых жертвоприношение совершаться не могло, и рассыпал столы меновщиков, менявших деньги на священные сикли, которыми исключительно должно было подаваться пожертвование на храм.

5 Назначение платы за священнодействие именуется симонией и в учебных пособиях для семинарии: «Церковное право» прот Вл. Цыпина, и в конспекте по гомилетике для 3-го класса семинарии. Даже у Булгакова С. Н. в «Настольной книге...» читаем: «Вознаграждение православного приходского духовенства за исполнение церковных и приходских треб состоит в доброхотных даяниях прихожан... священнослужители, уличённые в вымогательстве платы за преподание треб, отрешаются от мест и низводятся в причётники до раскаяния и исправления» (Т. 2, стр. 950). Впрочем, тут же он без комментариев сообщает, что «в некоторых епархиях размер платы... определяется установлениями Епарх. Нач.», что уже является каноническим нарушением. Симония же по канонам считается одним из самых тяжких грехов, который единственный наказывается дважды: согрешивший извергается из священного сана и отлучается от церковного общения (Апост. 29).

6 Для всех крещёных без веры, т. е. крестившихся или из суеверия, чтобы пойти на приём к чародею, или совсем не знавших основных понятий о Христе и спасении, крещение должно быть признано несостоявшимся в соответствии с 78 правилом VII Всел. Соб. В истории такой прецедент уже был в XII веке, когда турки, крещёные из суеверия (чтоб не болеть и не страдать от злых духов), были признаны некрещёными. Что же говорить о нашем времени, когда людей не погружают, и даже не обливают, а просто слегка поливают голову, даже не спросив человека как он верует. Все эти люди должны войти в разряд оглашенных и начать свой путь в Церковь Христову. В связи с этим вопросом любопытно сравнить с нашей ситуацией ситуацию в Русском Зарубежье, которое изо всех сил хранит традиции Русского Православия прошлого века. И эти традиции, которые нам часто приводят в пример, часто не удовлетворяют требованиям времени — оглашенные и иноверцы и там не изгоняются из храма на литургии верных, и там множество духовных болезней, и там духовная жизнь часто едва тлеет. Церковь должна всегда и везде приспосабливаться к требованиям времени, но это приспособление должно идти на незыблемой основе святоотеческих правил, а не на основе собственного мнения или модернистских представлений, как это делают обновленцы-модернисты-экуменисты.

7 Очень часто своё нерадение о пастве мы, священники, пытаемся компенсировать культом священника. Нередко от наших батюшек приходится слышать наставления мирянам в том, что священник всегда прав, что даже если он ошибается, то всё равно необходимо исполнять его повеление или совет, и Господь будет спасать «за послушание». Это ни что иное, как горделивая болезнь папизма. Духовная неопытность, малограмотность людей — питательная среда для этого папизма.

8 «Россия перед вторым пришествием». Сост. С. Фомин. М.: «СЕРДА-ПРЕСС», 1999. Стр. 354.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: