В соответствии с различными правилами трансформации на поверхностном уровне мы изменяем некоторые формальные элементы нарративов. Причина в том, что так нарративы более адекватно описывают многочисленные коммуникативные ситуации.
Однако на глубинном уровне архетипическая схема остается неизменной. Например, протагонист всегда — супер-герой, и какие у него волосы — черные или русые, кто он — рыцарь или летчик, в конкретном варианте нарратива не имеет значения.
59'
ТЕОРИЯ НАРРАТИВА
Профессор Бергер предлагает очень интересную и показательную таблицу в своей книге «Знаки в современной культуре». Он демонстрирует, как одни и те же нарратемы меняют свою форму в различных нарративах — вестернах, научной фантастике, детективах и комедиях положений.
Соответственно меняются и топос, то есть пространство (Дикий Запад, Космос, город, загородная местность), и герой (ковбой, астронавт, детектив, отец), и оружие (револьвер, бластер, кольт, ссоры и т. д.) (Berger A.).
Исследование Кэмпбелла оказало влияние и на голливудского продюсера и писателя Кристофера Фоглера (Christopher Vogler). Он написал книгу «Путешествие писателя: мифологические конструкции для писателей», на основе которой было создано немало успешных триллеров, в том числе и «Матрица».
ПЕРСОНАЖИ |