Встреча с ментором часто приносит спокойствие (дедраматизацию) благодаря его действиям. Мудрец должен появиться, потому что в начале нарратива герой — еще полугерой. Он, как уже говорилось, молод, зелен, не владеет боевыми искусствами, военной стратегией и тактикой и т. д.
Поэтому есть необходимость в менторе (советнике, учителе, наставнике, руководителе). Именно он играет главную роль в инициирующей стадии. Советник часто появляется и на многих других этапах. Причина этого кроется в драматизирующей и, соответственно, ухудшающей функции — герой все время попадает в затруднительные положения.
Мудрецу удается направить героя на путь истинный. Оби Ван Кеноби убеждает молодого Люка принять свою судьбу и начать бороться.
И здесь тоже существуют некоторые колебания, необходим катализатор, чтобы прийти к судьбоносному решению. Это может быть смерть члена семьи (убийство тети и дяди Люка императорскими кровопийцами), желание следовать ролевой модели, какое-то пророчество и т. д. Сначала герой может быть вовлечен в какие-то разборки, но борьба неизбежно приобретает космические размеры.
Протагонист иногда прислушивается к мудрым советам, а иногда — нет, такова часть его природы.
Один из самых типичных е этом смысле примеров — Дарт Вейдер. Сначала он — положительный герой, но он горд и нетерпелив, и поэтому им овладевает темная сила: «Юный джедай по имени Дарт Вейдер, который был моим учеником, пока не обратился ко злу, помогал Империи выслеживать и убивать Рыцарей-дже-даев. Он предал и убил твоего отца. Теперь джедай почти уничтожены. Вейдера увлекла Темная Сторона Силы» (The Magic of Myth The Archetypak Hero's Journey).
Без сомнения, это архетипические характеристики (они есть и в других героических нарративах). Их схема отработана еще в христианской мифологии. По средневековой христианской доктрине, Люцифер (букв. — «несущий свет») был одним из самых главных архангелов. Но, ослепленный за свою гордость, он восстал против Бога, за что был изгнан из Рая.
ТЕОРИЯ НДРРАТИВА |
Рис.92. Ухудшающие действия иногда приветствуются маркетинговыми коммуникациями.
К витрине прилепили прозрачную фольгу, имитирующую разбитое окно. Таким образом
пытаются привлечь к магазину внимание прохожих и потенциальных покупателей
Рис. 93. Наверное, не совсем приятно «целовать задницу шефа», чтобы получить работу. Рекламисты проиллюстрировали это, очень креативно и интересно оформив павильон компьютерного сайта по поиску работы. В данном случае уникальным образом сочетали
рекламный щит и вход
ДЕЙСТВИЯ
Рис. 94, 95. Киевские рекламисты из «Кинографа» создали оригинальный каталог дорогой обуви. Обе фотографии используют ухудшение действия.
На первой рекламе (рис. 94) у Золушки возникают проблемы с туфелькой, которая оказывается мала. На второй (рис. 95) злодеи преследуют красавицу и засыпают ее стрелами
133 О