Сексуальные функции в волшебных сказках

По теории Проппа, это последняя функция нарратива. Здесь герой женится и по­лучает царский престол. Варианты могут быть разные:

• Герой получает красавицу и полцарства, а после смерти родителей — и дру­
гую половину.

• Герой женится, но ничего не получает, потому что невеста вовсе не принцесса.
(Очевидно, что это один из самых неблагоприятных вариантов, и в этом случае
нельзя говорить о хеппи-энде.)

• Бывают и такие варианты: например, герой получает престол, но не женится. Такой
конец порождает постмодернистские экшены, в которых женитьба запрещена.

• Действия могут быть супердраматизированы. Например, злодей может делать
какие-то гнусные ходы как раз перед свадьбой. Тогда действие завершается
помолвкой.

• Возможна ситуация, когда в начале нарратива муж теряет свою жену. В резуль­
тате его героических действий в конце сказки он находит и отвоевывает свою
жену и таким образом спасает свой брак.

• Неплохой вариант хеппи-энда, с современной точки зрения, когда герой вме­
сто принцессы получает денежную или иную награду.

Сексуальные взаимоотношения без женитьбы — поэтика постмодернист­ских экшен-нарративов

Без сомнения, женитьба — это высшая точка в сказочных нарративах прошлого. Скорее всего, причина этого кроется в том, что семья играла ведущую роль в сис­теме ценностей прошедших эпох.


ДЕЙСТВИЯ

Случайно или нет, но красавица имеет благородное происхождение и высоко стоит на социальной лестнице. Так что благодаря женитьбе герой получает поло­вину, а иногда и целое царство.

В современных же экшен-нарративах красавица — это всего лишь средство, но не конечная цель. Одна из причин этого заключается в том, что герой продол­жает сражаться и в следующих фильмах, книгах, комиксах и т. д. Там он встретит еще много любвеобильных красоток. Поэтому брак становится лишним и даже мешает.

В этом смысле очень показательны фильмы с Джеймсом Бондом. Единствен­ный раз он женится в одном из первых фильмов. Но уже через пять минут него­дяи убивают его красавицу-жену. Конечно, это откровенно злодейский, но в то же время и очень логичный акт с точки зрения современного героического нар-ратива.

В связи с этим мы можем утверждать, что Джеймс Бонд — это инвариант. Он выступает в роли постоянного героя всех нарративов. Красавицы же меняются, так как они не главные персонажи. Они всегда разные и никогда не повторяются. Единственное общее у них всех (инвариантные характеристики) — это молодость и безумная красота.

Инвариантно и последнее действие во всех бондовских фильмах — сексуаль­ные взаимоотношения. Вот что характерно для таких сцен:

• почти всегда действие происходит у воды — на яхте, в море, у бассейна;

• красавица всегда очень счастлива;

• Бонд всегда создает ситуацию, в которой его начальники выглядят очень
смешно, разыскивая его для последнего доклада.

Любовная литература и мыльные оперымодель Золушки

Здесь совсем другая ситуация — конец мыльных и любовных нарративов обя­зательно предполагает брак. Это происходит благодаря исключительно женской аудитории таких коммуникаций. Следует заметить, что путь к бракосочетанию оказывается довольно тернист (драматический и трагический}, но иначе невоз­можно создать двести с лишним серий.

В данном случае инвариант — героиня, т. е. Золушка. Она очень красивая, ум­ная, отзывчивая, добрая, работящая и т. д. Другой инвариант — это ее любимый. Он тоже красивый и умный, а еще и богатый (благородный) и т. д.

Третий инвариант — это злодей. В его роли выступает другая прекрасная, но мерзкая в душе, злобная, мстительная и т. д. красавица. Она совершает всевоз­можные гадости, но в конце концов добро побеждает и Золушка выходит замуж за любимого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: