Растянутое и сокращенное время в нарративе

Мы «растягиваем» те моменты, которые важны для нарратива. В экшенах это бег­ство, преследование, бои, особенно финальная битва. Если мы отобразим их на временной диаграмме, то будет хорошо видно, как различаются длины соответ­ствующих отрезков.

Самые важные моменты — самые частые в нарративах. Автор может описать в одной главе один день, а в другой — целый год и т. д.

Типичный хронотоп в связи с этим — Потемкинская лестница из знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (ранее — Бульварная; Потем­кинской ее стали называть после съемок этого фильма. — X. К.). Царские кровопийцы избивают на ее ступенях беззащитных людей, и это самая важная сцена в фильме.

Эйзенштейну нужно было показать в деталях садизм царской власти, и потому этот отрывок он сделал ключевым, а следовательно, одним из самых продолжи­тельных. На самом деле Потемкинская лестница в Одессе в 10-12 раз короче той, которая показана в фильме и которую мы воспринимаем как очень длинную. Ге­ниальный режиссер достаточно показательно отредактировал этот хронотоп.

Мы сокращаем те моменты, которые не имеют большого значения с точки зре­ния сюжета. Сделать это можно с помощью такого стилистического приема, как эллипс. Чтобы уменьшить объем нарратива, в сказках, фильмах, комиксах чаще всего используется фраза: «Прошли годы». Некоторые исследователи обозначают это явление понятием «временная дыра».

Временные характеристики и ритм

Один из важнейших аспектов художественного времени связан с временными ритмами — способами «сжимания» и «растягивания» времени.

Последнее очень значимо для эстетического воздействия изображения: «Не­прерывно текущее однородное время не способно дать ритм. Последний пред­полагает пульсацию, сгущение и разрежение, замедление и ускорение, шаги и ос­тановки. Следовательно, изобразительные средства, дающие ритм, должны иметь в себе некоторую расчлененность, одними своими элементами задерживающую внимание и глаз, другими же, промежуточными, продвигающую то и другое от элемента к другому» {Флоренский П., с. 232-233).

Хронотоп и его пространственные характеристики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: