СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ КТО?, ЧТО? (ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ)
1. Прочитайте стихотворения, вставьте пропущенные слова. Обозначьте окончания. Устно поставьте вопросы к вставленным словам.
* * *
__________ недаром злится,
Прошла ее пора —
_________ в окно стучится
И гонит со двора.
Ф. И. Тютчев
* * *
— Посади ты эту птицу, — Молвил он царю, — на спицу;
______________ мой золотой
Будет верный сторож твой.
А. С. Пушкин
* * *
Проказница ___________,
___________, _____________ да косолапый __________
Затеяли сыграть квартет.
И. А. Крылов
2. Прочитайте предложения, называя картинки. Выделяйте устно окончания в словах — названиях картинок.
Зимой часто идет
любит мед.
3. Вставьте пропущенные слова в предложения.
Скворечник — это ____________ для скворца.
______________ — это дом для собаки.
_____________ — это человек, который водит машину. Квартира — это ____________, где живут
люди. Сахарница — это ______________ для хранения сахара. Пылесос — это ________________
для уборки. Кресло — это ____________ для сидения. ______________ — это мебель для хранения
|
|
одежды. Яблоня — это __________________, на котором растут яблоки. Огурец — это ____________.
___________________ — это участок земли, где выращивают овощи. Букварь — это________________,
по которой учатся дети.
6. Прочитайте предложения. Ответьте на вопросы.
Петю рисовал Юра. Кто художник? ____________
Колю ударил Витя. Кто драчун? _______________
Автобус перегнал лошадь. Что быстрее?_________
Собаку укусила оса. Кто кусался?______________
Солнце золотит облака. Что светит?----------------------______________________
7. Составьте предложения из данных слов. Изменяйте, где нужно, окончания имен существительных.
Веселый, щавель, собирал, мальчик.___________
Резвая, дупло, юркнула, в, белочка. __________
Мальчик, в, играл, футбол. __________________
Канава, в, упал, мяч. ________________________
Березка, сидел, на, дятел.____________________
Воротничок, гладила, чистый, мама. __________
Разъяренный, слон, тигр, на, напал.__________________-_
* * *
Вам не видать таких сражений. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блистал, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала.
М. Ю. Лермонтов
9. Прочитайте пословицы. Найдите в них слова, стоящие в именительном падеже, и подчеркните их. Обозначьте окончания.
Знает кошка, чье мясо съела. Яблоко от яблони недалеко падает. Язык до Киева доведет. Хоть видит око, да зуб неймет. Золото и в грязи блестит. На ловца и зверь бежит. Одна ласточка не делает весны.
10. Заполните таблицу. Банк данных (именительный падеж).
Вопросы | Предлоги | Варианты окончаний | |
2. Вставьте пропущенные окончания -а, -я или -у, -ю.
Баба с воз_, — коню легче. Ложка дегт__в бочке мед_. Моя хата с кра_. Нашего полк_ прибыло. Не до жир_, быть бы живу. Не зная брод_, не суйся в вод_. Нет дым_ без огн_. Нет худ_ без добр_. От жар_ и камень треснет. Плетью обух_ не перешибешь. Скучен день до вечер_, коли делать нечего. Счастье без ум_ — дырявая сума. У страх_ глаза велики. Утро вечер_ мудренее. Что с воз_ упало, то пропало. Язык до Киев_ доведет.
|
|
3. Закончите предложения, выбирая нужные варианты | |
из данных за чертой. | |
Налей мне стакан горячего____________. | чаю |
Тебе_______или кофе? | чая |
В жару приятно выпить________ | кваса |
Из холодного________готовят окрошку. | квасу |
В раствор нужно добавить жидкого_______ | клея |
Для оклейки стен надо прикупить_______ | клею |