Базовый перцептивный сдвиг

Принципы

Анализируя человеческие сновидения, ученые из Гарварда (Hobson & McCarley, 1977) открыли некоторые интересные факты о головном мозге, которые не только объясняют функционирование мозга во время сна, но и дают некоторое представление о том, как он работает в состоянии бодрствования.

Согласно этому исследованию, мозг делает гораздо больше, чем просто получает, хранит и воспроизводит нейрохимическую информацию. Он трансформирует ее, организуя биты сырых данных в схемы и паттерны. Когда мозг бодрствует, сырые данные ему поставляют органы чувств. Во сне мозг пользуется больше внутренними данными, идущими из кратковременной и долговременной памяти, эмоций и текущей организменной стимуляции. В обоих состояниях передний мозг упорядочивает информацию, полученную от остального мозга, в согласованные паттерны, синтезируя данные в более крупное целое. Синтезируемое мозгом во сне называется сновидениями. В бодрственном состоянии — верования, установки, мысли.

Многие негативные эмоции возникают из-за того, что клиенты постоянно объединяют сырые данные в дезадаптивные паттерны — сердитые, депрессивные или пугающие. Длительная история подобного искривленного образа мыслей, сопровождаемого сильным эмоциональным возбуждением, делает эти паттерны преобладающими, так что мозг выбирает из всего репертуара одни и те же интерпретации, не важно, насколько они уместны в данных обстоятельствах. (262:)

Метод

1. Попросите клиента начертить четыре колонки на большом листе бумаги (см. табл. 7.1). В первой колонке попросите его перечислить все мысли или верования, которые в определенной ситуации вызывают у него негативные эмоции (например, «Я боюсь летать на самолетах, потому что, если я испугаюсь, все остальные пассажиры это заметят» или «Самолеты опасны, потому что из них невозможно спастись»). Очевидно, что список не может продолжаться до бесконечности. Тем не менее даже если некоторые мысли кажутся повторяющимися, то их лучше включить, чем оставить какой-либо паттерн незафиксированным.

Таблица 7.1. Рабочий бланк по перцептивному сдвигу

Мысль/ верование Полезно или нет Ваш лучший аргумент против этой мысли Доказательство из вашего личного опыта, поддерживающее лучший аргумент
      (263:)

2. Во второй колонке помогите клиенту решить, полезно или нет каждое верование. Найдите доказательства как «за», так и «против», и выберите, какие сильнее. Важно, чтобы клиент принимал решение на основе объективных данных, а не под влиянием субъективных чувств.

3. В третьей колонке клиент должен записать лучший аргумент «против» для каждой мысли или верования. В идеале этот аргумент должен быть как эмоционально убедительным, так и рационально звучащим.

4. В последней колонке клиент должен привести доказательство из собственного опыта в поддержку каждого аргумента. Это ключ к технике перцептивного сдвига. С помощью терапевта клиент должен доказать справедливость аргумента, подыскав подтверждение из своего жизненного опыта. Например, припоминание того, что 20 приступов паники не привели к психическим расстройствам, эффективно опровергает ту мысль, что панические реакции ведут к помешательству, и это результат не только использования абстрактной логики, но и личного опыта клиента.

5. Чтобы осуществить актуальный перцептивный сдвиг, клиенту необходимо как минимум по 30 минут в день размышлять о тех критических событиях прошлого, которые доказывают ложность иррациональной темы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: