Учебная программа дисциплины

Введение

Курс «Разработка управленческих решений» изучается в течение одного семестра, логически взаимосвязан с дисциплинами «Теория управления» и «Исследование систем управления» и относится к наиболее важным разделам организационного управления.

Дисциплина «Разработка управленческих решений» рассматривает наиболее важные вопросы, относящиеся к управлению. По мнению Г. Саймона, высказанному им еще в 1947 г. в журнале «Public administration review»: «принятие решений – это суть процесса управления и прогресс в области менеджмента можно обеспечить, обучая руководителей методам принятия рациональных решений». Реальная практика организационного управления, в том числе в сфере государственного и административного управления, говорит о серьезных проблемах и упущениях в вопросах принятия решений, постановки проблем, выбора целей и т.п. Наиболее характерными препятствиями на пути повышения эффективности управления являются: отсутствие четких целей деятельности организации; стремление переделать слишком много дел сразу, т.е. отсутствие умения выделять приоритеты; ориентация на экстенсивные пути решения проблем; отсутствие экспериментаторского подхода (боязнь новизны); отсутствие способности к оценке и анализу, в результате чего опыт не учит; нежелание вовремя отказаться от продолжения начатых программ, когда становится ясно, что они провалились, т.е. боязнь непопулярных решений, отсутствие знаний в сфере инновационного управления. Проблемы теории и практики принятия решений в большинстве случаев свидетельствуют о недостаточной подготовке руководителей, специалистов и исполнителей в вопросах принятия решений. Программа изучаемой дисциплины включает материалы не только декларативного, но и процедурного характера, т.е. модели, методы (способы, приемы, правила и т.п.) и технологии разработки и принятия управленческих решений. В соответствии с программой предусмотрено всестороннее изучение различных вопросов по тематике принятия решений: количественных и качественных подходов к подготовке и принятию решения; методов индивидуального и группового выбора решений; специфике принятия решений в условиях определенности, риска и неопределенности.

Материалы дисциплины распределены по нескольким разделам. Раздел «Принятие решений в системах организационного управления» включает ряд тем, содержание которых раскрывает основные понятия и определения теории принятия решений, а также отдельные важные аспекты нормативной теории принятия решений, такие как многокритериальность при оценке альтернатив и применение наряду с количественными оценочными критериями качественных критериев.

Раздел «Качественные методы принятия решений» включает вопросы объясняющие, каким образом люди на самом деле принимают решения. Поэтому большая часть материалов раздела посвящена дескриптивному направлению в теории принятия решений, роли мышления и интуиции при выборе решения в неструктурированных задачах, особенностям поведения человека при решении многокритериальных задач.

В разделе «Групповые решения» рассматривается специфика принятия решений коллективными (коллегиальными) органами. Основное внимание уделено демократическим институтам согласия и, в частности, принципу большинства при голосовании, процедурам вето-голосования, переговорам как способу разрешения конфликтных ситуаций.

Раздел «Принятие решений в условиях неопределенности» затрагивает важные направления и разделы теории принятии решений. Среди них следует отметить конфликты и компромиссы, принятие решений в условиях неопределенности и риска. В раздел включены материалы и теоретического плана и прикладные, ориентированные на решение практических задач.

К тематике практических и семинарских занятий относится ряд теоретических материалов, касающихся вопросов подготовки, сравнения, оценки и принятия (выбора) окончательных решений, а так же значительное число практических методов, эвристических приемов, учебных примеров и задач.

Тема 1 (лекция). Принятие решений в процессе управления

План лекции

1. Принятие решений в системах организационного управления.

2. Управленческие решения и их особенности.

3. Требования к управленческим решениям.

4. Обобщенная модель ситуации выбора.

5. Классификация решений.

Краткое изложение основ содержания темы

Процесс управления как процесс принятия решений. Методология и технология принятия решений как инструмент процесса решения проблем. Эффективность решений как важнейший фактор, определяющий качество управления и управленческого труда. Информация как предмет управленческого труда. Информация и знания в процессе принятия решений.

Информация как совокупность данных, используемых в процессе принятия решений или в связи с осуществлением тех или иных действий, оказывающих влияние на поведение системы. Использование в управлении современных знаний (и новых информационных технологий) для принятия важных экономических и политических решений в сочетании с умением, интуицией и искусством конкретных лиц (руководителей – практиков).

Управленческие решения и их особенности. Понятия, термины и элементы теории принятия решений: решение, принятие решений, процесс принятия решений, управленческое решение». Сходство и различие понятий «принятие решений» и «решение проблем». Принятие решений как выбор одного варианта решения (альтернативы, действия, поведения, плана) из нескольких возможных. Управленческое решение как результат управленческой деятельности, как средство осуществления управляющего воздействия, способ выражения управляющего отношения. Управленческое решение как правовой акт. Правовой аспект и административный характер управленческих решений: полномочия, право руководителя (субъекта) принимать решения; авторитет власти субъекта отдавать распоряжения; обязательность решения к исполнению, т.е. его директивность.

Требования к управленческим решениям: возможность использования по назначению (возможность достижения поставленных целей), соответствие системе ограничений, реализуемость решения, возможность оценки степени риска, прогнозируемость последствий, социальная ориентированность, экологическая безопасность, своевременность решения. Профессиональный и научный характер управленческого решения.

Обобщенная модель принятия решений, или ситуация выбора. Основные элементы ситуации выбора. Участники процесса принятия решений: субъект, или лицо, принимающее решение (ЛПР); аналитик; консультант; эксперт; активные группы. Множество возможных, или допустимых решений. Оценочные критерии (критерии эффективности). Влияние внешней среды на исходы принимаемых решений (на ожидаемый результат при принятии решения). Информация о внешней среде, о влиянии факторов внешней среды на исходы принимаемых решений. Возможность получения дополнительной информации о внешней среде. Решающие правила.

Уровни структурированности проблем. Структурированные, слабо структурированные и неструктурированные проблемы принятия решений. Основные направления в теории принятия решений - математические методы и модели принятия решений, нормативная теория принятия решений, дескриптивные методы и модели принятия решений. Групповые (коллективные) решения. Принятие решений в условиях неопределенности.

Количественные подходы и методы в ситуациях принятия управленческих решений. Качество управления и качество решений. Основные факторы, влияющие на результативность принимаемых решений: качество альтернативных вариантов решений, знания и умение субъекта, влияние внешней среды. Понятие оптимальности и эффективности решений. Рациональность управленческих решений. Удовлетворительные, или приемлемые решения. Успешные решения. Классификация решений в зависимости от степени сложности решаемых проблем. Рутинные решения (стандартные решения, указания, инструкции и т.п.). Альтернативный выбор решения из заданного набора типовых или стандартных решений. Адаптационное решение как результат изменения, трансформации известного, или стереотипного решения с учетом условий конкретной проблемной ситуации. Разработка новых альтернатив для решения сложных проблем уникального характера, или инновационные решения. Рутинные решения как существенная составляющая административных методов управления.

Методические указания и рекомендации по изучению темы

Изучение темы рекомендуется начинать с освоения понятийного аппарата: решение проблем, процесс принятия решения, ситуация выбора; лицо, принимающее решение; принятие решения, управленческое решение, допустимое решение, полномочия принимать решения, структурированные, слабо структурированные и неструктурированные проблемы; рутинные решения, адаптационные и инновационные решения, нормативная теория принятие решения, дескриптивная теория принятия решения; оптимальные, эффективные, рациональные и удовлетворительные (приемлемые) решения.

Литература по теме

1. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. М.: издательство «Дело и Сервис», 2005. 544 с.

2. Доусон Р. Уверенно принимать решения: Как научиться принимать правильные решения в бизнесе и жизни / Пер. с англ. М., ЮHИТИ, 1996. 255 с.

3. Евланов Л.Г. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984.

4. Кини Р.Л., Райфа Х. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1981.

5. Красников В.С. Разработка управленческих решений. СПб.: изд. Северо-Западной Академии государственной службы, 1998. 280 с.

6. Ларичев О.И. Объективные модели и субъективные решения. М.: Наука, 1987. 144 с.

7. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. Логос, 2000. 296 с.; ил.

8. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Hаука, Физматлит, 1996. 208 с.

9. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник / АНХ при Правительстве РФ. М.: Дело. 2000. 392 с.

10. Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАHДЕМ», издательство ЭКМОС, 1998. 248 с.

Тема 2 (лекция). Процесс подготовки и принятия управленческих решений в нормативной теории

План лекции

1. Методы формирования альтернатив.

2. Оценка и сравнение альтернатив (по критериям и оценочным шкалам).

3. Методы экспертного оценивания.

4. Принятие (выбор) окончательного решения (решающие правила).

Краткое изложение основ содержания темы

Подготовка и реализация решений в процессе решения проблем. Содержание (этапы) процесса решения проблем: постановка проблемы, поиск решения, реализация решения. Основные стратегии «поиска» решений в процессе решения проблем.

Процесс подготовки и принятия решений с позиций нормативной теории принятия решений. Особенности нормативной теории: многокритериальностьпри оценке альтернатив, наличие одновременно и количественных и качественных оценочных критериев. Качественные и количественные оценочные критерии. Понятие оценочной шкалы. Необходимость получения и уточнения информации об индивидуальных предпочтениях лица, принимающего решения Разработка решающих правил. Диалоговый характер процесса подготовки или/и разработки решения.

Методы, пути, средства и способы разработки альтернативных решений. Разработка (конструирование) или подбор подходящего варианта решения с учетом требований, предъявляемых к управленческим решениям. Обращение к прошлому опыту и разработка новых управленческих решений как основные стратегические подходы к процессу формирования множества альтернативных решений.

Процедуры оценки альтернатив в задачах многокритериального выбора. Требования, предъявляемые к критериям оценки альтернатив. Понятие «измеримости» критерия. Оценка альтернатив по качественным критериям на основе системы индивидуальных предпочтений. Роль оценочных шкал в неструктурированных моделях принятия решений. Ключевые вопросы проблемы оценивания альтернатив: целостная и многокритериальная оценка, количественные и качественные оценки, экспертное оценивание, система индивидуальных предпочтений, способы получения экспертной информации. «Оценочная шкала» как средство формализации качественных оценок. Применение оценочной шкалы в задачах и методах экспертного оценивания и в ситуациях группового выбора. Типовые оценочные шкалы: шкалы отношений и интервалов, системы балльных оценок, ранговые и порядковые шкалы.

Методы экспертного оценивания в слабо структурированных и неструктурированных моделях принятия решений. Возможные пути и способы получения информации от экспертов. Дискуссии, или открытое обсуждение с целью получения неколичественной, экспертной информации. Интервью как способ организации диалога с экспертом для получения экспертной информации и неколичественной оценки. Анкетирование и основные виды анкет. Типовые и конструируемые оценочные шкалы. Рекомендательный характер выводов и оценок экспертов при поиске и принятии решений в различных проблемных ситуациях. Технология экспертного оценивания. Анкетные методы экспертного оценивания. Метод ранжирования. Метод нормирования и специфика его применения. Особенности формирования экспертных групп.

Решающие правила, или нормативные методы выбора решения. Стратегии многокритериального выбора. Аналитические, алгоритмические и словесные решающие правила. Специфика аксиоматического и эвристического подходов к выбору (принятию) рационального решения. Решающие правила на основе компенсирующей стратегии. Выбор решения на основе, не компенсирующей стратегии. Методы, основанные на стратегии исключения (поиск лучшего решения путем исключения вариантов, не устраивающих субъекта (ЛПР) по тем или иным причинам). Решающие правила на основе стратегии компромисса.

Методические указания и рекомендации по изучению темы

Изучение темы рекомендуется начинать с освоения понятийного аппарата: многокритериальные оценки; количественные и качественные оценочные критерии, система индивидуальных предпочтений, измеримость оценки, оценочная шкала, анкетирование, интервьюирование, дискуссии, транзитивность предпочтений, ранжирование, экспертное оценивание, парное сравнение, субъективная вероятностная шкала, балльная шкала, ранговая шкала, лингвистическая порядковая шкала, решающее правило, стратегия компенсации, стратегия исключения, некомпенсирующая стратегия, стратегия компромисса.

Литература по теме

1. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. М.: издательство «Дело и Сервис», 2005. 544 с.

2. Доусон Р. Уверенно принимать решения: Как научиться принимать правильные решения в бизнесе и жизни / Пер. с англ. М., ЮHИТИ, 1996. 255 с.

3. Кини Р.Л., Райфа Х. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1981.

4. Китаев Н.Н. Групповые экспертные оценки. М.: Знание, 1975. 64 с. («Математика. Кибернетика», вып. 3).

5. Красников В.С. Разработка управленческих решений. СПб.: изд. Северо-Западной Академии государственной службы, 1998. 280 с.

6. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. Логос, 2000. 296 с.; ил.

7. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Hаука, Физматлит, 1996. 208 с.

8. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник / АНХ при Правительстве РФ. М.: Дело. 2000. 392 с.

9. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.

10. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Пер. с англ. М.: информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. 368с.

Тема 3 (лекция). Эвристические методы решения неструктурированных проблем

План лекции

1. Неструктурированные проблемы и их особенности.

2. Мышление как способ выбора решения.

3. Принятие решений на основе интуиции.

4. Восприятие и обработка информации человеком.

Краткое изложение основ содержания темы

Неструктурированные проблемы и их особенности: неповторимый характер таких проблем, неполнота необходимой информации, качественный характер оценок альтернатив, зависимость оценок от субъективных суждений. Особенности качественных методов принятия решений. Психологический аспект управленческих решений. Основные положения дескриптивной теории принятия решений. Приоритетное положение процесса принятия решений в дескриптивной теории. Принятие решения как волевой (психологический) акт выбора одного варианта из нескольких возможных.

Мышление как способ выбора решения. Факторы, определяющие способность человека к мышлению: возможности памяти, личная работоспособностьи умение сосредоточиться (т.е. целеустремленность). Факторы, определяющие качество принимаемых решений: знания человека; умение пользоваться приобретенными знаниями; интеллектуальные характеристики субъекта (способность планировать свою деятельность, способность работать с информацией и обучаться, умение прогнозировать развитие событий и ситуаций, адаптироваться к изменениям внешней среды и способность принимать решения).

Специфика процессов мышления человека, связанных с восприятием и обработкой информации: контекстность мыслей и понятий, которыми оперирует человек; восприятие мыслей в форме образов; нечеткость и размытость образов; ориентация на обнаружение сходства в качестве аналога для отождествления. Логическое мышление в процессе поиска решения. Способность и умение субъекта мыслить, т.е. различать,сравнивать,отождествлять. Основные формы мышления: аналогия, индукция, причинно-следственная связь, принятие решения.

Интуитивные решения. Роль интуиции при поиске решений в нестандартных ситуациях. Возможность обучения интуиции в ситуациях, когда человек стремится собрать как можно больше информации для принятия решения. Интуитивные решения как основа инновационной деятельности организаций. Интуиция как способность к организации знания для быстрого распознавания. Интуиция и проницательность как умение анализировать, превратившееся в привычку, и способность быстро реагировать распознаванием.

Интуиция как совокупность психических процессов, включая визуальное восприятие, параллельную обработку данных, синтез, т.е. процессов, связанных с разработкой решения (стратегии) и спрятанных глубоко в подсознании человека. Интуиция как «подразумеваемые» знания, когда человек знает гораздо больше, чем в состоянии высказать.

Проницательность как интуитивная чувствительность, или способностью мгновенно уловить суть структуры новой информации, способность человека вызывать совмещение хранящихся в памяти фрагментов, которые до той поры были просто хаотичным набором информационных блоков. Понимание, проникновениев суть дела (в процессе принятия решения) как способность и умение человека видеть за имеющимися фактами более глубокий смысл.

Информационная, или трехуровневая модель памяти. Сенсорная память и ее особенности. Понятие кратковременной памятии нерациональность поведения человека при решении сложных многокритериальных задач принятия решений. Ошибки, противоречия, упрощения как проявление нерационального поведения. Нерациональность поведения человека как следствие ограниченного объема кратковременной памяти. Долговременная память и ее организация.

Особенности обработки информации человеком: последовательность процедур восприятия и обработки информации; творческий подход при формировании информационных единиц и блоков информации; привлечение информации, ранее запасенной человеком, при формировании новых информационных блоков; способность человека к обучению; пластичность, или гибкость при обработке сложной информации. Этапы обработки информации: концентрация внимания, кодирование информации, запоминание, информационный поиск; отбор информации, оценка полученного результата. Внимание как процедура отбора данных. Ситуационный характер восприятия. Эффекты контраста, первичности, недавности и ореола. Избирательное восприятие. Выбор окончательного решения. Случайный характер выбора окончательного решения.

Методические указания и рекомендации по изучению темы

Изучение темы рекомендуется начинать с освоения понятийного аппарата: субъективные суждения, функция интеллекта, эвристическое решение, эвристический поиск решения, мышление, интуиция, проницательность, сенсорная память, кратковременная память, новая информация, информатика памяти, когнитивный анализ (данных), структурная единица информации, кодирование информации, запоминание, информационный поиск.

Литература по теме

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980.

2. Доусон Р. Уверенно принимать решения: Как научиться принимать правильные решения в бизнесе и жизни / Пер. с англ. М., ЮHИТИ, 1996. 255 с.

3. Красников В.С. Разработка управленческих решений. СПб: изд. Северо-Западной Академии государственной службы, 1998. 280 с.

4. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. Логос, 2000. 296 с.; ил.

5. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Hаука, Физматлит, 1996. 208 с.

6. Литвак Б.Г. Экспертная информация: методы получения и анализа. М.: Радио и связь, 1982.

7. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.

8. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Пер. с англ. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. 368 с.

9. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. 816 с.; ил. (Серия: Хрестоматия по психологии).

10. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник / АНХ при Правительстве РФ. М.: Дело. 2000. 392 с.

Тема 4 (лекция). Коллективные (групповые) решения и переговоры

План лекции

1. Системы и процедуры голосования.

2. Вето-голосование и его варианты.

3. Модели коллективного выбора.

4. Переговоры как демократический институт согласия.

Краткое изложение основ содержания темы

Индивидуальные мнения, или предпочтения отдельных лиц как основа коллективных, или групповых решений. Необходимость согласования индивидуальных и групповых предпочтений в задачах коллективного выбора. Понятие института согласия. Принципы согласования индивидуальных и групповых предпочтений в задачах коллективного выбора (условие независимости альтернатив, условие ненавязанности групповых предпочтений, принцип Парето и другие).

Достоинства и недостатки моделей, правил и процедур голосования: легкость применения правила большинства и нетранзитивность группового отношения (предпочтения). Определение победителя в демократических выборах (принцип или критерий Кондорсе). Цикл (парадокс) Кондорсе. Процедура голосования по методу Борда. Проблема «формирования» системы голосования, сочетающей в себе одновременно демократичность, рациональность и результативность. «Справедливая» система голосования и теорема «невозможности» К. Эрроу.

Стратегический аспект систем голосования. Правило большинства как принцип согласования индивидуальных и групповых отношений (предпочтений). Нетранзитивность мажоритарного отношения, или применения правила большинства. Стратегическая игра как способ увеличить степень согласования индивидуального и группового предпочтений.

Принцип ограниченного вето и специфика таких его вариантов, как позиционное вето-голосование и тайное вето-голосование. Альтернативность схем вето-голосования правилу большинства, его направленность на защиту интересов меньшинства в схемах голосования. Значение порядка выбора хода выборщиков (коалиций) для позиционного вето-голосования. Порядок предъявления альтернатив на голосование для тайного вето-голосования.

Модели коллективного выбора. Коллегиальная модель, основанная на общем интересе. Политическая модель, основанная на личном интересе. Модель «свалки», основанная на отсутствии интереса. Аналитическая модель, основанная на личном интересе, в соответствии с которым, для продвижения своих стратегических кандидатов и блокирования «чужих» защитники опираются на полученные в ходе анализа данные.

Переговоры как одно из направлений теории групповых решений. Переговоры как способ разрешения конфликтных ситуаций, как более эффективное средство воздействия на конфликт, чем, например, применение силы или создание угрозы с целью сдерживания конфликта. Роль третьей стороны, или посредника для выработки компромиссных вариантов и при разработке проектов соглашений.

Виды и формы переговоров: переговоры о предложениях, т.е. о вариантах возможных исходов игры как модели переговоров, устраивающих обе конфликтующие стороны; переговоры о стратегия х и о коалициях. Переговоры в начальной позиции и схема возобновления переговоров в произвольной позиции как варианты переговоров о предложениях.

Методические указания и рекомендации по изучению темы

Изучение темы рекомендуется начинать с освоения понятийного аппарата: институт согласия, принцип большинства, ненавязанность групповых предпочтений, мажоритарное отношение, теорема о невозможности, принцип Парето, групповое предпочтение, вето-голосование, ожидаемый исход, коалиция, стратегия, посредничество, переговоры о предложениях, переговоры о стратегии, переговоры о коалиции.

Литература по теме

1. Красников В.С. Разработка управленческих решений. СПб.: изд. Северо-Западной академии государственной службы, 1998. 280 с.

2. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. Логос, 2000. 296 с.; ил.

3. Организационное управление: Учебное пособ. / Под ред. Н.И. Архиповой. М.: «издательство ПРИОР», 1998. 448 с.

4. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Пер. с англ. М.: информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. 368 с.

5. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. 816 с., ил. (Серия: Хрестоматия по психологии).

6. Рациональный выбор в политике и управлении / Под ред. Л.В.Сморгунова. СПб.: издательство
С.-Петербургского государственного университета, 1998. 240 с.

7. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. 230 с.

8. Доусон Р. Уверенно принимать решения: Как научиться принимать правильные решения в бизнесе и жизни / Пер. с англ. М., ЮHИТИ, 1996. 255 с.

9. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. Под ред.
Ю.Н. Каптуревского. СПб.: «Питер», 2001. 336 с.

10. Мулен Э. Кооперативное принятие решений: Аксиомы и модели. М.: Мир, 1991.

Тема 5 (лекция). Принятие решений в условиях неопределенности и риска

План лекции

1. Влияние внешней среды на исходы решений.

2. Принятие решений в условиях риска.

3. Методы и модели Статистических решений.

4. Субъективные критерии принятия е решений в условиях неопределенности.

Краткое изложение основ содержания темы

Информация как предмет управленческого труда. Понятие состояния внешней среды. Неполнота информации о внешней среде. Определенность, риск и неопределенность при принятии решений. Уровни неопределенности информации в ситуациях выбора альтернатив. Классификация состояний внешней среды в зависимости от степени информационной неопределенности. Принятие решений при наличии полной информации. Принятие решений в условиях неполной информации (в условиях риска). Принятие решений в условиях неопределенности.

Понятие риска как возможной опасности потерь в результате неверно либо неэффективно выбранного и принятого решения. Факторы, влияющие на решения и связанные с рисками: условия внешней среды и ее влияние на исходы принимаемых решений; свойства личности, принимающей решение; информация о внешней среде.

Успешность решений, принимаемых в условиях риска и неопределенности, и их зависимость от уровня уверенностив себе лица, принимающего решение. Основные факторы, определяющие уверенность человека в себе: самооценка, ожидание, уровень притязаний, умение управлять своими страхами и желаниями. Готовность к риску как личностное свойство, состоящее в умениисубъекта принимать решения в условиях неопределенности. Три составляющие склонности к риску: психическая, социальнаяи финансоваяготовности к риску.

Теория проспектов (или перспектив) как альтернатива теории ожидаемой полезности. Прагматический характер теории проспектов (возможность учета реального поведение людей при выборе). Понятие функции ценности и ее асимметричный характер. Отличие функция ценности для потерь от функции ценности для приобретений. Зависимость предпочтений субъекта (его желания рисковать или предпочесть детерминированную альтернативу) от способа формулировки задачи выбора.

Неопределенность принятия решений в сложных ситуациях. Истинная неопределенность и неопределенность, сводимая к риску. Теория ожидаемой выгоды, или теория ожидаемой полезности как нормативнаятеория поведения в ситуациях, связанных с неполной информацией, в условиях, когда знание субъекта о будущем носит вероятностный характер (теория Дж. фон Неймана и О.Моргенштерна). Выбор варианта с максимальной ожидаемой полезностью как рациональный выбор со стороны индивида в условиях, когда знание субъекта о будущем носит вероятностный характер. Понятие ожидаемойполезностикак суммы полезности всех возможных исходов, взвешенных по их вероятностям.

Методы и модели теории статистических решений (или правила обоснованного поведения в условиях неопределенности). Критерии принятия решений и их зависимость от степени информированности об обстановке, или от «типа» информационного состояния (внешней среды). Элементы теории статистических решений и методы принятия решений в условиях риска. Модели платежной матрицы и различные ее варианты, например, матрицы эффективности, полезности, риска в задачах принятия решений. Критерий Байеса и принятие решений при наличии априорной статистической информации.

Статистические решения и игры с природой. «Природа» как совокупность внешних обстоятельств, в условиях которых приходится принимать решение. Возможность изучения природы путем проведения эксперимента для снятия информационной неопределенности. Статистические игры без эксперимента. Статистические игры с проведением единичного эксперимента. Понятие идеального эксперимента.

Принятие решений в условиях неопределенности. Максиминные и минимаксные стратегии. Субъективные критерии принятия решений в условиях неопределенности. Принцип недостаточного основания (критерий Лапласа). Принцип максимина (минимакса) и критерий Вальда. Критерий минимаксного риска (сожаления) Сэвиджа. Компромиссный способ принятия решений (критерий Гурвица).

Методические указания и рекомендации по изучению темы

Изучение темы рекомендуется начинать с освоения понятийного аппарата: риск, готовность к риску, склонность к риску, исход принимаемого решения, функция ценности, приобретение, потеря, истинная неопределенность; неопределенность, сводимая к риску; ожидаемая полезность, статистическое решение, критерий Байеса, идеальный «эксперимент», принцип максимина, платежная матрица, минимаксный риск.

Литература по теме

1. Клоков В.И. Финансовые риски: Учебно-методическое пособие. СПб.: изд-во СЗАГС, 2001. 76 с.

2. Красников В.С. Разработка управленческих решений. СПб: изд. Северо-Западной академии государственной службы, 1998. 280 с.

3. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учебник / АНХ при Правительстве РФ. М.: Дело. 2000. 392 с.

4. Мулен Э. Теория игр с примерами из математической экономики. М.: Мир, 1985.

5. Организационное управление: Учебное пособ. / Под ред. Н.И. Архиповой. М.: «Издательство ПРИОР», 1998. 448 с.

6. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Пер. с англ. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. 368 с.

7. Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решений / Пер. с англ. М., ЮHИТИ, 1997. 590 с.

8. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. 230 с.

9. Альгин А.П. Анализ, оценка и менеджмент риска. СПб.: изд-во СЗАГС, 2002. – 200 с.

10. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. Логос, 2000. 296 с.; ил.

Тема 6 (семинар №1). Концепции и теории принятия управленческих решений

План занятия

1. Теория ограниченной рациональности Г. Саймона. Концепции переменной рациональности. Двухфакторная модель Х. Лейбенстейна. Квазирациональные формы поведения человека в четырехуровневой модели П.-Л. Рейно.

2. Теория инкрементализма как обобщение концепции ограниченной рациональности на случай принятия решений в группе. Частный инкрементализм Ч. Линдблома. Логический инкрементализм Дж. Куинна. Сделки и компромиссы инкрементального подхода в отношении ограниченного числа альтернатив, а не критериев их оценки.

3. Теория ожидаемой полезности Дж. фон Неймана и О.Моргенштерна. Концепция Д. Канемана и А. Тверски, или теория проспектов, учитывающая поведенческие эффекты: определенности, отражения и изоляции.

4. Многокритериальный выбор на основе эвристик. Целенаправленный, или эвристический поиск решений как методология разработки новых (инновационных) решений. Основные процедуры метода эвристического поиска решения. Генерация «разнообразия». Эвристические правила и приемы ограничения «разнообразия» при поиске решения.

5. Дескриптивная теория принятия решений. Неструктурированные проблемы и их особенности. Система обработки информации человеком. Особенности поведения субъекта при многокритериальном выборе. Модель памяти человека: структура, состав и количественная характеристика.

6. Интуитивные решения и интуитивное мышление. Решения, основанные на суждениях. Условия успешного решения. Своевременность решения. Коллегиальность решения. Приоритетность процесса подготовки решения. Необходимость сочетания логики и интуиции, точного расчета и искусства.

7. Процесс мышления и его особенности. Мышление как способ выбора решения. Модели мышления в процессе принятия решений: лабиринтная и семантическая модели, модель в виде нейронной сети. Основные формы мышления: аналогия, индукция, причинно-следственная связь, принятие решения.

Литература по теме

1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. 230 с.

2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980.

3. Доусон Р. Уверенно принимать решения: Как научиться принимать правильные решения в бизнесе и жизни / Пер. с англ. М., ЮHИТИ, 1996. 255 с.

4. Красников В.С. Разработка управленческих решений. СПб.: изд. Северо-Западной Академии государственной службы, 1998. 280 с.

5. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. Логос, 2000. 296 с.; ил.

6. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. Вербальный анализ решений. М.: Hаука, Физматлит, 1996. 208 с.

7. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. Под ред.
Ю.Н. Каптуревского. СПб: «Питер», 2001. 336 с.

8. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Пер. с англ.- М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. 368 с.

9. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. 816с.; ил. (Серия: Хрестоматия по психологии).

10. Рациональный выбор в политике и управлении / Под ред. Л.В. Сморгунова. – СПб.: издательство
С.-Петербургского государственного университета, 1998. 240 с.

Тема 6 (семинар №2). Теория и практика групповых решений

План занятия

1. Коллективные методы принятия решений. Принципы согласования индивидуальных и групповых оценок при групповом выборе. Модели и правила голосования. Правило большинства при коллективных решениях. Применение принципа вето в схемах голосования. Стратегический аспект систем голосования.

2. «Проблема» комитета. Выбор на основе парных сравнений. Нарушение рациональности (транзитивности) выбора (в задаче «проблема комитета») и правило «диктатора». Принятие решений в малых группах. Организация работы группы, принимающей решения. Выработка компромисса, т.е. поиск точек равновесия. Групповые системы поддержки решений. Организация работы группы, принимающей решение, с помощью посредника.

3. Методики принятия решений, применяемые группами. Выбор оценки на основе консенсуса. «Диалектическая» методика (обсуждение факторов, которые могут повлиять на оценку членов группы). «Диктатура» (выбор субъекта, чья оценка и станет оценкой группы). Метод Дельфи (анонимность индивидуальных оценок). «Коллективная» методика (усреднение индивидуальных оценок).

4. Переговоры как средство разрешения конфликтных ситуаций. Основные виды и формы переговоров. Переговоры в начальной позиции. Пробные переговоры. Возобновление переговоров в произвольной позиции. Переговоры о стратегии. Переговоры о коалициях. Коалиции и стратегические игры. Формальный подход к формированию коалиций.

5. Экспертное оценивание в процессе принятия решений. Способы получения экспертной информации. Особенности метода парных сравнений: качественное сравнение двух факторов, отсутствие требования выражения предпочтений экспертов в той или иной оценочной шкале, отсутствие требования транзитивности предпочтений.

6. Анкетные методы экспертного оценивания. Метод нормирования и его особенности. Оценка компетентности экспертов Виды оценочных шкал в процедурах экспертного оценивания. Конструирование (построение) субъективной вероятностной оценочной шкалы в процессе экспертного оценивания по методу Дж. фон Неймана – О. Моргенштерна.

7. Способы согласования оценок экспертов. Метод Дельфи как итеративная процедура. Технология проведения метода Дельфи. Анонимность оценивания и регулируемая обратная связь как наиболее существенные особенности метода Дельфи. Специфика реализации регулируемойобратной связи и обработка результатов опроса в методе Дельфи.

Литература по теме

1. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. 230 с.

2. Доусон Р. Уверенно принимать решения: Как научиться принимать правильные решения в бизнесе и жизни / Пер. с англ. М., ЮHИТИ, 1996. 255 с.

3. Красников В.С. Разработка управленческих решений. СПб.: изд. Северо-Западной Академии государственной службы, 1998. 280 с.

4. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. Логос, 2000. 296 с.; ил.

5. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М.: Патент, 1996.

6. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. Под ред.
Ю.Н. Каптуревского. СПб.: «Питер», 2001. 336 с.

7. Мулен Э. Кооперативное принятие решений: Аксиомы и модели. М.: Мир, 1991.

8. Организационное управление: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.И. Архиповой. М.: «Издательство ПРИОР», 1998. 48 с.

9. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Пер. с англ. М.:Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. 368 с.

10. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 1998. 816 с.; ил. (Серия: Хрестоматия по психологии).

Аттестация

Проводится в виде тестирования. Для подготовки к аттестации слушатели должны усвоить материал лекций, ответить на все вопросы для самоконтроля, а также изучить указанную к темам литературу.

Контрольные вопросы для подготовки к тестированию

1. Принятие решений в процессе управления. Процесс управления как процесс принятия решений.Информациякак предмет управленческого труда.

2. Понятия теории принятия решений: решение, принятие решений, процесс принятия решений, управленческое решение. Сходство и различие понятий «принятие решений» и «решение проблем».

3. Информация в процессе подготовки и принятия решения (информационный аспект управленческих решений). Содержательные и процедурные характеристики информация.

4. Информационный аспект управленческих решений. Методы и процедуры систематического сбора информации и анализа ситуации в процессе подготовки и обоснования решения.

5. Роль и место субъекта в процессе принятия решений. Стили руководства при принятии решений. Индивидуальные и коллективные решения.

6. Обобщенная модель принятия решений, или ситуация выбора. Основные элементы ситуации выбора.

7. Административно-управленческие технологии и управленческие решения в процессе организационного управления.

8. Правовой аспект и административный характер управленческих решений. Правовая форма управленческой деятельности. Управленческое решение как правовой акт.

9. Требования, предъявляемые к управленческим решениям в процессе их разработки. Основные аспекты управленческого решения и их характеристики.

10. Основные направления в теории принятия решений и их особенности. Классы, виды и типы решений.

11. Качество управления и качество решений. Понятие оптимальности и эффективности решений: сходство и различие.

12. Рациональность управления и рациональные управленческие решения. Удовлетворительные, или приемлемые решения. Успешные решения.

13. Процесс подготовки и принятия решений с позиций нормативной теории принятия решений. Особенности нормативного подхода при оценке многокритериальных альтернатив.

14. Методы и способы формирования множества допустимых вариантов решений (альтернатив) (средства и способы разработки альтернативных решений).

15. Диалоговый характер процесса подготовки и разработки решения. Система индивидуальных предпочтений. Необходимость получения и уточнения информации об индивидуальных предпочтениях лица, принимающего решения.

16. Решения, основанные на прошлом опыте. Основные подходы к разработке новых решений.

17. Поиск, подготовка и реализация решений в процессе решения проблем: основные этапы и их содержание. Основные стратегии «поиска» решений.

18. Особенности оценки многокритериальных альтернатив. Качественные и количественные критерии оценки альтернатив. Понятие оценочной шкалы. Типы оценочных шкал.

19. Способы сравнения многокритериальных альтернатив. Выбор альтернатив на основе решающих правил. Специфика разработки решающих правил.

20. Процедуры оценки альтернатив в задачах многокритериального выбора. Требования, предъявляемые к критериям оценки альтернатив. Понятие «измеримости» критерия.

21. Методы выбора окончательного решения (типы решающих правил) в задачах нормативной теории принятия решений.

22. Компенсирующие стратегии многокритериального выбора. Метод обобщенного критерия (достоинства и недостатки). Метод Б.Франклина.

23. Стратегии исключения при многокритериальном выборе. Решающие правила и эвристики на основе стратегий исключения.

24. Решающие правила на основе некомпенсирующих стратегий. Метод главного критерия и его особенности.

25. Метод «эффективность – стоимость» и варианты его использования. Оптимальные и эффективные решения.

26. Основные положения дескриптивной теории принятия решений. Особое положение процесса принятия решений в дескриптивных моделях. Дескриптивная теория принятия решений: содержание и возможности. Интуитивные решения. Решения, основанные на суждениях.

27. Психологический аспект управленческих решений. Качественный характер оценок альтернатив и зависимость оценок от субъективных суждений в дескриптивных моделях принятия решений.

28. Проблемы многокритериального выбора. Особенности поведения субъекта при сравнении и оценке многокритериальных альтернатив и решении сложных задач. Стратегии и эвристики, используемые субъектом в многокритериальных задачах.

29. Целенаправленный (эвристический) поиск решения. Эвристические правила и приемы ограничения разнообразия при поиске решения.

30. Технология экспертного оценивания, анкетные методы экспертного оценивания. Метод ранжирования. Метод нормирования и его особенности.

31. Экспертное оценивание в процессе подготовки решения в слабо структурированных и неструктурированных моделях принятия решений. Методика работы экспертных групп. Метод парных сравнений.

32. Особенности качественных методов принятия решений. Возможные пути и способы получения информации от экспертов. Методы и процедуры экспертного оценивания.

33. Правила проведения экспертного опроса. Способы согласования оценок экспертов. Достоинства и недостатки метода Дельфи. Обработка результатов в методе Дельфи.

34. Применение оценочной шкалы в задачах и методах экспертного оценивания и в ситуациях группового выбора. Типовые и конструируемые оценочные шкалы в процедурах экспертного оценивания.

35. Мышление как способ выбора решения. Основные формы мышления в процессе принятия решений. Факторы, определяющие способность человека к мышлению.

36. Интуитивные решения. Роль интуиции при поиске решений в нестандартных ситуациях. Возможность обучения интуиции.

37. Информационная, или трехуровневая модель памяти человека: структура, состав и характеристика. Понятие кратковременной памяти и ее значение в процессе принятия решений.

38. Методы принятия групповых решений в административном управлении (и в административных организациях).

39. Понятие института согласия при принятии групповых решений. Принципы согласования индивидуальных и групповых предпочтений. Модели и правила голосования. Правило большинства при коллективных решениях (достоинства и недостатки).

40. Способы согласования оценок заинтересованных сторон в конфликтных ситуациях. Основные виды и формы переговоров.

41. Особенности применения принципа вето в схемах голосования. Специфика позиционного и тайного вето-голосования.

42. Достоинства и недостатки моделей, правил и процедур голосования. Основные концепции определения победителя в демократических выборах.

43. Проблема формирования «справедливой» системы голосования, отвечающей требованиям демократичности, рациональности и результативности.

44. Переговоры как одно из направлений теории групповых решений и как эффективное средство разрешения конфликтных ситуаций.

45. Виды и формы переговоров: переговоры о предложениях, (т.е. о вариантах возможных исходов (игры как модели) переговоров, устраивающих конфликтующие стороны); переговоры о стратегиях и о коалициях.

46. Понятие функции ценности в теории проспектов и ее асимметричный характер. Отличие функция ценности для потерь от функции ценности для приобретений. Зависимость предпочтений субъекта от способа формулировки задачи выбора.

47. Определенность, риск и неопределенность при принятии решений. Полнота информации о состоянии внешней среды. Уровни неопределенности информации в ситуациях выбора альтернатив.

48. Теория ожидаемой выгоды, или теория ожидаемой полезности как нормативная теория поведения (принятия решения) в ситуациях, связанных с неполной информацией.

49. Элементы теории статистических решений и методы принятия решений в условиях риска. Применение модели платежной матрицы и различных ее вариантов (матрицы эффективности, полезности, риска) в задачах принятия решений.

50. Критерий Байеса и принятие решений при наличии априорной статистической информации.

51. Методы принятие решений в условиях неопределенности. Субъективные критерии принятия решений. Максиминные и минимаксные стратегии.


[1]В соответствии с приказом Минобразования России от 18 июня 1997 г. № 1221 «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: