Содержательная структура системы ценностей

Исходные утверждения.

1.Существует единая номенклатура ценностей. Различия между культурами и между людьми состоят в разном структурировании и разном содержании, вкладываемом в них.

2. Система ценностей имеет уровневую структуру, отличающуюся культурным и индивидуальным содержанием.

3. Важнейшая функция системы ценностей – регулятивная, т.е. направление внутренней и внешней активности субъекта в то или иное русло.

Можно выделить, как минимум, три уровня.

Первый уровеньфундаментальный. Ценности данного уровня являются наиболее обобщенными. Это фундаментальное соотношение Я и МИР. Что важнее? Мир «для меня» или Я «для Мира»? … человек дает на них постоянные ответы своими действиями и поступками, всей своей жизнью....многими людьми может не осознаваться ни наличие самого вопроса, ни то, что им самим даются ответы на него... ценности осознаются лишь частично. Итак, это наиболее глубинный, исходный уровень системы ценностей, который определяет целостный и характерный для данной личности тип взаимодействия с окружающим миром. Он обуславливает мировоззрение человека в целом, его восприятие и понимание глобальных проблем собственного бытия в Мире, выбор в пользу «Я» или в пользу «не Я» в разных ситуациях жизнедеятельности. Соотносительную ценность для субъекта того и другого Б.С.Алишев называет основным ценностным отношением.

Второй уровень – категориальный или функциональный - образуется ценностями тоже достаточно обобщенного характера. Это и есть то, что выше было названо функциональными модальностями определения значений и принятия решений. В данном случае надо говорить о ценностях, соотнесенных с различными сторонами, сферами и способами организации жизнедеятельности человека, а, точнее о группах близких по содержанию ценностей, которые могут быть в некоторых отношениях и противоположны друг другу (порой даже взаимоисключающими), но каждая из таких групп «привязана» к какому-то единому аспекту, сфере взаимодействия человека с действительностью. Речь в данном случае идет, например, о ценностях эстетических, социально-политических, интеракционных, профессиональных, познавательных, рекреационных, экономических, семейно-бытовых, нравственных и т.д.

В концепции условно выделяются ценности третьего уровня. Часто для человека в конкретных объектах воплощается некая функция, т.е. ценность, и у него формируется иллюзия ценности объекта. Для человека каждой функции может соответствовать единственный объект. Тогда такой объект исчерпывает собой функцию, и потому сам становится ценностью.... Достаточно вспомнить о хранящихся в сознании, памяти человека образах и установках, приуроченных к конкретным ситуациям и объектам. Они являются представлениями о нужных, желательных, привлекательных и т.д. объектах и о правильных, должных, необходимых и т.д. действиях. Они образуют важнейшую составляющую жизненного опыта человека, и они, во-первых, помогают ему быстро определять значения и смыслы реальных объектов и ситуаций путем сопоставления, во-вторых, при помощи сопоставления облегчают выбор варианта поведения....значительная их часть имеет форму установки, и выбор происходит автоматически. На самом деле образования этого третьего уровня ценностной системы не являются ценностями. Их целесообразно назвать фиксированными значениями (они могут существовать либо в форме идеала, либо в форме нормы), но они тесно связаны с ценностями, и их роль велика в конкретных ситуациях взаимодействия. Б.С.Алишев характеризует данный уровень как поверхностный, ситуативный и условно называет его операционным. Этот уровень образуется многочисленными образами – образцами, в которых воплощается та или иная функция.

Рассмотрим далее основное ценностное соотношение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: