Оглавление
1. Цель работы. 3
2. Приборы и оборудование. 4
3. Основные технические данные. 4
4. Теоретическая часть. 5
5. Описание лабораторного стенда ИАД. 15
6. Указание по выполнению работы. 20
7. Указания по оформлению отчета. 27
8. Контрольные вопросы. 27
9. Список использованной литературы. 28
1.Цель работы:
Экспериментальное определение параметров схемы замещения асинхронного двигателя и построение расчетных рабочих характеристик.
Приборы и оборудование
Лабораторный стенд ИАД в составе электромеханического агрегата, состоящего из асинхронного двигателя (АД) 5АИ 80 А4 У3 и двигателя постоянного тока (ДПТ) независимого возбуждения 2ПН 100L-УXЛ1, приборного блока и автотрансформаторов (ЛАТРов): однофазного и трехфазного.
Основные технические данные двигателей
В стенде используются серийно выпускаемые российской промышленностью двигатели:
Исследуемый асинхронный двигатель 5АИ80А4УЗ
Номинальная мощность | 1,1 кВт |
Напряжения питания Y/Δ | 380/220 В |
Номинальный ток Y/Δ | 3,04/5,25 А |
Номинальная угловая скорость, | 1350 об/мин |
сos φ | 0,76 |
К.п.д. | 72,34% |
Масса, кг | |
Кратность максимального момента | 2,3 |
Кратность пускового момента | 2,3 |
Кратность пускового тока | |
Режим работы | S1 (длительный) |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
|
|
Определение эксплуатационных характеристик асинхронных двигателей в значительной степени базируется на результатах расчета и анализа схем замещения. Полная схема замещения асинхронной машины при вращающемся роторе, приведенном к статору, приведена на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Т-образная схема замещения АД.
– действующее значение фазного напряжения на обмотке статора (далее – напряжение сети);
– ЭДС статора;
– приведенная ЭДС рoтора;
- фазные токи, соответственно, в статоре, приведенный в роторе и холостого хода в статоре;
- соответственно, активные сопротивления обмотки статора, приведенное ротора и сопротивление, учитывающее потери в магнитопроводе;
- соответственно, индуктивные сопротивления, рассеянные в статоре, приведенное в роторе и индуктивное сопротивление намагничивания;
– скольжение.
где - угловая скорость поля статора (синхронная угловая скорость);
- частота питающей сети;
-число пар полюсов поля статора;
-угловая скорость ротора.
Активное сопротивление можно рассматривать как внешнее сопротивление, включенное в обмотку неподвижного ротора. В этом случае АД аналогичен трансформатору, работающему на активную нагрузку. Значение сопротивления определяется скольжением, а, следовательно, механической нагрузкой на валу двигателя. Так, если нагрузочный момент на валу двигателя , то . При этом , что соответствует работе АД в режиме холостого хода. При , что соответствует режиму короткого замыкания АД.
|
|
Более удобной для практического применения является Г-образная схема замещения (рис. 4.2), у которой намагничивающий контур вынесен на входные зажимы схемы замещения. Такая схема удобна тем, что состоит из двух контуров: намагничивающего с током и рабочего с током .
Расчет параметров рабочего контура Г-образной схемы замещения требует уточнения, что достигается введением в расчетные формулы коэффициента , представляющего собой отношение напряжения сети U1 к ЭДС статора Е1 при идеальном холостом ходе (s=0). Для двигателей мощностью 3 кВт и более =1,05 - 1,02 (чем меньше мощность, тем больше ).
Для упрощения расчетов Т – образную схему асинхронных машин, состоящую из трех, взаимно связанных между собой цепей, преобразуют в Г – образную схему замещения, которая состоит из двух независимых цепей, параллельно включенных на напряжение сети (рис. 4.2,а).
Рис. 4.2 а. Уточненная Г-образная схема замещения АД.
Таким образом, ветвь намагничивания с током I0 выносится на зажимы внешней цепи с напряжением U1 . При этом сопротивление ветви намагничивания Г – образной схемы замещения берется равным ZМ +Z 1, а ток рабочей цепи I 2”= I 2′/C1. Изменяются и параметры рабочей цепи. Появившийся в этой схеме замещения комплексный коэффициент C1=1+ Z 1/ ZМ на практике заменяют модулем C1(c1), который для асинхронных двигателей мощностью более 10 кВт равен 1,02…1,05. Это возможно, поскольку активными сопротивлениями можно пренебречь по сравнению с индуктивными и C1 ≈ 1+ X 1/ XМ =c1. В этом случае точная Г – образная схема преобразуется в уточненную Г-образную схему замещения (рис. 4.2,б), в которой R 1’= c 1 R 1, X 1’= c 1 X 1, R 2”= c 12 R 2’, X 2”= c 12 X 2’.
Рис. 4.2 б. Г-образная схема замещения АД.
В ряде случаев принимают c 1=1 и и получают упрощенную Г – образную схему замещения (рис.4.2,в), в которой I 0”= I 0, R 1’= R 1, X 1’= X 1, R 2”= R 2’, X 2”= X 2’.
Рис. 4.2 в. Упрощенная Г-образная схема замещения АД.
Отметим, что имеется еще несколько Г-образных схем замещения, приведенных, полученных из Т-образной схемы, однако приведенные выше схемы используются наиболее часто.
Если известны параметры схемы замещения, рабочие характеристики и кратности моментов можно определить расчетным путем. При этом численные значения параметров этой схемы могут быть определены как расчетным путем при проектировании асинхронных машин, так и опытным по результатам испытаний конкретных машин. Рассмотрим определение параметров схемы замещения испытуемой машины опытным путем.