Порождение высказывания включает ряд звеньев

1. 1 мотив высказывания.

2. 2 мотив реализуется в замысле

3. 3 формирование психологич программы высказывания, кот реализуется на уровне внутр речи.

4. Далее внутр программа переходит во внеш речь. Переход м б на основе кинетич и кинестетич механизмов.

Что нам дает схема. Она показывает, в каких звеньях м нарушаться процесс произв речи

При аффер и эффер - наруш последнее звено - все сформировано, нарушение на основе сенсомот процессов

При динамич афазии - иная картина. У чел сохранны мех речепроизводства - нет проблем с произнесением звука. Но наруш внутр речь. Проблема формирования высказывания на уровне внутр речи. Мы видим, что больные могут без проблем говорить отдельные слова - просим повторить, назвать по картинке. Когда требуется высказывание - спрашиваем как здоровье - это для них недоступно. Могут говорить отдельные слова, целостная фраза не активизируется

Как исправляется? Не формируется структура высказывания. Есть отдельные слова. Но нет структуры. Можем выложить структуру вовне. Метод фишек. Разработала Цветкова. Раскладывая бумажки - просим касаться слова и говорить. Спрашиваем - как здоровье или показываем на картинку- мальчик ловит рыбу. Мы дали ему внеш опоры, скорректировали его проблемы.

На основе понимания психологии речи - можем восстанавливать. Весь курс базируется на понимании психологич процессов. Проблема западной психологии - у них другая общая психология. Когнитивная - по другому понимает психич процессы, более изолировано. Практич сфера деятельности - у них по-другому. Они занимаются приспособлением больного, а не восстановлением.

След вопрос

Язык и речь

Тоже теоретич вопрос. До сих пор идут дискуссии - что нарушается при афазии - речь или язык. Лингвисты - афазии - утеря человеком языковых кодов. Психологи склонны считать нарушением речи. В нашей психологии принято четко разделять речь и язык

- Рассматривать речь как динамич процесс. служ общению между людьми с пом опред средств.

- Язык является одним из таких средств. Или объективной системой кодов.

Поэтому в целом мы считаем, что речь является предметом психологии, язык - языкознания.

Ц делает акценты - раскрывает особенности, что все более сложно. У нее написано более глубоко.

След

Материальные основы речи.

Звуки речи - это не просто комплексы шумов. Они имеют ряд признаков кот несут смыслоразличит роль и называются фонемами.. Другие. нейтральные не несут этой роли. В русской языке смысловую роль имеют след признаки

- Глухость – звонкость. Кот - год. Кочки - бочки.

- Мягкость - твердость. Мол - моль, гол - голь.

- Ударность - безударность - меняется значение слова.

Но в каждом языке эти признаки свои.

В немецком несет смысл длительность звука.

Т о фонематич слух обеспеч дифференциацию звуков на основе выделения сигнальных смыслоразлич признаков звуков и отделения от несущественных.

Т е мы воспринимаем речь благодаря наличию фонематич слуха, единицей слуха явл его смыслоразличит признак - фонема.

Эта особая форма слуха может нарушаться. При этом обыч слух может оставаться сохранным и страдает только слух, связ с пониманием речи.

Лекция 4

(Цветкова)

История развития практики восстановления.

В 19 веке решался вопрос возможности или невозможности восстановления.

Когда начала разрабатываться проблема восстановления - говорили только о афазиях.

Говорили о локализации.

Будем говорить о впф. Это кас всех впф.

Прошлый раз остановились на том, что весь 19 век – (на самом деле раньше, и первый больной с травмой черепа был обнаружен за 3 000 лет до наш эры) 19 столетие. особенно 2 половина - первостеп роль играл метод клинико - анатомич коррекция - психич функции в т ч речь - со сложными функциями, задачами - развитие, восстановление - сажали на один участок мозга.

В психологии рассматривались по генезу. Как целостное образование души, кот локализуется в одном месте. Это клинико - корреляц метод - корреляция с опред участком мозга.

Изучение носило описательный характер

И сейчас многие нейропсихологи раб методом анализа

Анализ возник после Выг. В нейро она приобрела характер - т к Лурия перешел от описания дефекта к его анализу. До него дефект всегда описывали, но не анализировали.

Вторая вещь кот сделал Лурия - видеть всю картину, видеть место в общей синдромной картине. По другому начал понимать синдром.

Учение о локализации - узкой локализации возникло - каждая функция имеет свое место- пошел центризм - центр памяти, центр души

Критиком выступил Джексон. Тогда уже был Брока. Брока первый наш место для мот афазии - 44 поел. Оно действит поражается.

Лурия выделил 2 формы мот афазии. Лурия показал, что нет одной моторной. Они в разных местах локализуются. Джексон - выступил на ассамблее с критикой - речь - очень сложный процесс - это психология, психологию не локализуют. Но никто не принял во внимание.

Поэтому развитие афазиологии. Т к Брока победил.

Почему так произошло.

Джексон не ушел в забытье. Находятся ученые, кот продолжают линию Джексона.

Симптомы наруш речи находятся при пораж различ участков мозга.

Все происходило потому. что не была разработана теория впф, их строения, генеза, взаимодействия с мозгом.

Были попытки - Монаков - о нем пишет Бернштейн вернемся к нему, когда будем говорить о восстановлении. Он разработал пути развития речи.

Почему пришли к кризису теории узкого лок и антилокализ

Узкий локализац проиграл и возник антилокализационизм.

У них была философия

- механицизм у узкого локализационизма

- и символизм у антилокализац - они говорили. что высшие психич функции - эпифеномены. Не локализуются в мозге. Низшие - зависят от массы мозга. Масса мозга действительно важна. Не сама по себе по объему, а потому что много образований, кот захватывает множество психич функций. При большом объеме получаем большую патологию

Но важно, где этот объем

Если пораж лобная - мы иногда не видим дефекта.

Больной с виду может вести себя правильно. Нейро знают, что поражается.

Был больной доктор наук - математик. Смотрит на часы, встает и уходит и говорит до свидания. Профессор Лурия сказал, что вернется, а он говорит - а у меня обед. И много раз повторял - а я иду обедать. Это не характер, это нарушение личности.

Антилокализац и лок - ушли. Но это учение есть и у нас.

В 20 веке в начале 20 века Монаков сказал - дал формулировку тому, что изолированный участок не выдает собой место пребывания сложной хроногенной функции - если наруш функция - еще не значит. что она там локализуется.

А мы видим изолированные симптомы. Поэтому нельзя говорить о локализации функции.

- На клинич материале возникают симптомы при пораж первич проекц полей.

- А вторич поля дают расплывчатую симптоматику. Важно знать какие поля - первич, вторич, третич.

- Третич - можно восстановить

Первичные - очень трудно восстановить. Вторичные 50 на 50

Говорили о том, что нужно решать 2 вопроса, прежде чем решить можно ли восстанавливать впф

1. что такое впф- какова ее структура, каков генез.

2. И тогда 2 вопрос - о локализации этой функции в мозге.

3. И тогда 3 вопрос - можно ли восстановить впф или невозможно.

Почему все время пытались решить вопрос о возможности и невозможности восстановления.

Напр пораж участок мозга большой и уходит вся функция - как ее восстанавливать. А она восстанавливается. Идет процесс восстановления. Надо решать проблему восстановления.

Видели,что что-то не так. Нельзя только на фактах строить науку.

Были статьи ее и Хомской к юбилею Лурии - статья о нем. В начале 20 годов - считается, что Лурия создал в 40 годы, в Кисегаче.

Нейропсихология нач с практики, а практика - это было восстановление. Лежали безымянные солдаты. Не говорили. не понимали, не помнили.

Писали. что нейро сост из 4 частей

- Нейро - клинич и теоретич

- Психофизиология

- Афазиология

- Восстановление.

Афазиология и восстановление - это главное. Афазиология - классич, кот занимаются все неврологи мира.

Появилась необходимость - нужно было создать нужную теорию

Сначала надо было создать методологию

Капица говорил о фунд науках и прикладных.

Они говорят нет фунд отдельно и нет прикладной - это все наука. Просто организаторы так разделили. Фунд не может жить без прикладной.

Практика должна была обоснована методологически и теоретически.

Лурия - всегда писал, что все делал Выг, но Выг пригласил именно он. Писал, что это гений.

Они вместе писали статьи в т ч о афазии.

2 статьи - были. Они начали разрабатывать новый подход к впф, к их генезу, строению. Потом началась война и их дороги разошлись. Лурия получил госпиталь. Это была гос задача. Выг продолжал работать над теорией.

Когда открыли для нее лабораторию - Лурия хотел, чтобы она занималась сосудистыми больными - в клинике нервных болезней. Выг работал в этой клинике с детьми.

Леонтьев писал - в 50 годы считал, что в психологии наступил кризис. Наблюдается скепсис относительно общей теории психологии и скептицизм.

Они занимаются фактологией.

Вместо описания анализ - Лурия в нейро, а в психологии Выг.

Лурия первое что сделал - создавал теоретич и методологич аппарат.

Лурия не писал о методологии и теории. Это сделали Цветкова и Хомская - выделили из всех работ Лурия методологию.

Вынесли концепции

1. Впф, их генез, строение, связь с мозгом

2. психофизилогич основа - фс как психофизиологич основа

3. 3 динамич и сист локализация, фактор. симптом, синдром

Есть статья у Выг о локализации.

Лурия был интернирован, ему было запрещено работать в университет, и институте нейрохирургии. Потом он вернулся

В теории - новый подход к синдромам, учение о факторе, симптом.

· конц о впф.

Для чего это нужно - для восстановления. Как обследовать.

Что использовать из методологич основ

Что такое впф – гл особенность - формирование чел психики - это особенное формирование - продукт передачи опыта предшеств поколений людей. Развивается не как проявл врожд способностей. Каждый отдельный чел учится быть человеком.

Если так формируется психика - значит мозг способен формировать психич процессы. Значит он будет способен восстановить функцию, кот была утрачена при пораж мозга.

1 психич функции стали рассматриваться как

- общественно - историч по происхождению,

- по строению опосредствованные,

- по протеканию произвольные.

- Опосредование речью, знаком. Если есть процесс опосредствования, раз мозг знает процесс опосредствования. значит ему можно навязать. Задача остается инвариантной и результат инвариантен, а пути могут быть разные.

Напр

и при аффер мот наруш речь. Он понимает речь. а произносить не может. Надо восстановить умение говорить.

Сначала частотные слова. (Слова высокой частотности бывает сложно найти - ей).

При аффер если пути разные. Как раньше восстанавливали? Постановкой звуков. Этот метод и произнесение ни одного звука не несет для чел никакой информации. Мозг не терпит задалбливания. Надо наработать образными связями. Только не задалбливание. И сейчас так работают в Америке.

Разработала новый метод - смысло - слуховой. Стала давать картинки - одного семантич поля - сама о нем рассказывала, чтобы объем предложения был маленький.

Яблоко растет на дереве.

Яблоко растет в саду

Интонац выделяя слово яблоко.

Яблоко бывает красное.

Яблоко бывает сладкое.

Яблоко вкусное.

О чем я говорила? Яблоко - мозг заработал.

Не учить слово - картинки, предлагает рисовать. И так он начинает говорить. Проторила дорожку мозгу, пот кот дорожке мозг должен направлять - нейрохимич пути.

Потом маленькие предложения.

2 слова неинформативно

Яблоко висит на дереве.

Яблоко лежит в вазе.

Это психолингвистика.

Это пример того, что разные пути. Выбрала путь смысла и семантики. Восстанавливает энграфии - он рисует, он слышит. щупает, рисует. Все энграфии вылезают. Психологически - многозначный способ - обыгрывания слова. Даем много связей.

- Что значит общ - истор по происхождению. Прежде всего прижизненность. Сначала создаем. У чел много энграфий. Если мы как будто создаем, на самом деле актуализируем эти записи. Если формировался у реб, почему не можем поработать как у ребенка.

- Еще важная характеристика - формирование путем усвоения социального опыта.

Надо опираться на его собств соч опыт. Кто он. Где работает. Какая семья, кто дети. И тогда весь его опыт - только если он не негативный - это тоже надо понимать, что жена не ушла - и тогда использовать все связи - сем опыт, социальный. Проф и семейный. Надо использовать слова из проф. Был профессор физиолог, он не мог сказать папа мама, а мог проф термины.

Формируются в общении с окр миром, в общении и предметной деят. Надо всегда давать предметную деят. Больной должен действовать, за столом. С компьютером. Должен быть в деятельности. В интересной, в деят с предметами.

Можно ощупывать, говорить, что за окном. И в общении с другими.

Она ввела групповые занятия. Женщины туда красиво одевались, мужчины пришли сначала в халатах. Потом в костюмах - другое самоощущение. Это очень важно - общение с окружающими. Кажется, что это просто характ психич функций. Надо знать, как ее организовать

Важная хар - опосредствование. Сначала у реб восприятие, потом память. Когда появл речь - осознанное восприятие, осмысленная память и осмысленная речь.

Если сохранны арифм операции - можно использовать предметные операции. Любая предметная деят - это тоже опосредствование. Это будет опосредствовать его восприятие и его действия.

Речь. Когда нарушается - это не значит, что она исчезает вообще.

Так только при тотальной афазии - нарушается полностью.

Но опосредующая роль остается.

- При мот формах остается сохранной смысловая сторона речи- значит надо опираться на смысл.

- При семантич - наруш значение, сохран смысл

Речь не исчезает насовсем. Регулятивная функция остается. Организующая функция - тоже остается. Особенно при семантич афазии.

- Смысловая функция наруш при лобных - они говорят и как бы понимают. Глубокие значения нарушаются. Можно опираться на сохранную грамматику речи

- Организ функция речи наруш при динамч - надо опираться на регулир функцию речи

Еще важно знать - опираться на это. Применять при восстановлении.

Впф - кот прижизненны сначала представляют развернутые формы, потом сокращаются и уходят вовнутрь надо все вынести и разложить на столе.

Ахутина написала книжку по афазиям - по динамической.

Сначала развернуты психич процессы, у реб. Потом сворачиваются.

Есть книга афазиология - проблемы и пути их решения. Дала другую классификацию афазий. Там уровни, еще написала дополнительные концепции

Системно - деят подход к анализу.

Они работают с этими концепциями. Это в афазиологии.

Вопрос, кот освещала Цветкова - общие моменты в деят психолога - они шире тематики этого курса.

Рассматриваются вопросы. кот потребуются любому клинич психологу.

(Селявко) Сегодня тема

Принципы восстановит обучения

Эти принципы были разработаны Ц. Их надо учитывать, так как они явл основой эффективного восстановления. Условно разделяются на след группы -

- психофизиологические

- Психологические

- Психолого-педагогические

Это как бы квинтесенция курса - самые важные вопросы и моменты, кот необходимо учитывать

· Начнем с психофизиологич принципов

- 1 принцип квалификации дефекта.

Мы знаем, что пораж различ участков мозга м приводить к наруш одной и той же функции, но мех наруш будет отличаться и зависеть от топики. Поэтому надо знать не только какая функция нарушена, но и какой мех лежит в основе нарушения.

Напр если нарушено понимание речи, необходимо выяснить по какой причине речь нарушена. Какой фактор лежит в основе нарушения. Как показывает практика в литераторе часто встречается, что работа идет от симптома, от внеш проявления. Необходимо прав нейро обследование

- След принцип - принцип использования сохранных афферентаций в кач опоры при обучении

Мы говорили по поводу того. как развиваются психич функции. Развитие идет через интериоризацию. В итоге возникает запасный фонд афферентаций, необходимо извлечь афферентацию из фонда. Происходит внутрисистемная перестройка функции - то, что было внутри, выносим вовне - на раб стол. Работаем со звеньями наруш психич функции.

- След принцип - принцип создания новых фс на основе других афферентаций, не принимавших ранее участие в реализации нарушенной функции. Берутся афферентации из других фс, конструируем как бы новую систему

Напр у больного при оптической алексии возникает проблема чтения- узнавания букв.

- Что для этого предлагается - можем предложит вспомогат способы - написание рукой в воздухе букву - опора на моторный образ буквы. Что происходит - больной. кот до этого не распознавал. написав в воздухе - узнает. Встроили в наруш систему новое звено и это звено позволило включиться в работу.

Что будет с процессом - больной в нач пишет в воздухе, потом под столом, потом кивает головой. Постепенно функция будет интериоризироваться

Но функция изначально была более произвольная. Новая будет работать хуже, но больной сможет пользоваться функцией.

- Можно предложить букву, вырезанную из картона - включаются тактильные ощущения. Они изначально не участвовали в процессе чтения. Они из других функциональных систем.

Конструируется новая фс.

- След принцип - опоры на разные уровни организации психич функций. Тоже касались.

Пример с Леонтьевым - поднять руку и после того как по другому сформулировали - выше в 2 раза.

- С речевыми при мот формах афазии переводим на менее произвольный уровень - на уровне пения, непроизвольного счета и нач работать на этом уровне. Спускаемся вниз. Чтобы потом подняться наверх.

- То же самое когда переходим на более высокий - это в первую очередь включение сознания. Перевод на осознанный уровень. То, что раньше делал непроизвольно. будет делать произвольно.

Пример - восстановление восприятия пространства. При семантич - восстанавливаем понимание левого и правого - даем в руку предмет. Постепенно интериоризируется. Восстанавливается простр восприятие.

Работая с больными надо помнить, что не обучаем заново, а восстанавливаем. Известно, все, что чел усваивает, все остается в памяти в форме энграмм. Задача восстановления - помочь извлечь из памяти. Мы не заново обучаем, а восстанавливаем.

Перевод на более высокий - при семантич - чел не понимает брат отца - а через осозн анализ понимает

- След принцип - контроля.

Заключается в том, что для успешного восстановления необходим поток обратной информации, чтобы больной мог внести необходимую коррекцию. Для любой деят необходима обратная афферент

В восст обучении - это указание специалистам - работая с больным даем обр связь. Это м быть магнитофон в некот случаях - даем больному прослушать то, что он говорит (это м навредить). Так же напр зеркало. Если используются компьютерные программы - эти вещи легко реализуются в форме речевых стимулах, высказываний.

Необходимо отметить - обр связь не всегда должна быть объективной. Мы не даем 100% обратную связь. Если больной не м ничего сказать и сделать, мы давая обр связь м ему навредить. В начале работа больше на положит обр связь. Чтобы укрепить уверенность в своих силах, в нас как специалистах, в наших методах. Постепенно связь становится объективной.

· След принципы - психологические.

- 1 принцип учета личности больного. Этот принцип очень широкий. В самом общем подходе - самое важное - должны не просто применять методы. Мы должны преломлять через личность конкр чел. Учитывать его интерес, увлечения, снять какие-либо негативные установки, если больной не уверен в себе. Или отчаялся, или не хочет. Необходимо осущ работу над мотивац сферой больного. Снимать негативные установки, формировать нужный мотив.

Процесс восстановления длительнее, Может казаться. что нет успеха. Люди бывают мнительные - бывает видишь большой прогресс, а больной говорит. что все плохо. Надо чтобы больной осознал, насколько ему стало лучше.

- след принцип - принцип опоры на сохранные формы деятельности больного.

Имеется в виду, что каждый чел имел в прошлом социальный, профессиональный. трудовой, игровой опыт. Этот опыт не исчезает. Это упроч деятельность. Он в большей степени сохраняется.

Надо учитывать личностные аспекты - опыт имеется, но он негативный, или чел чувствует, что стал несостоятельным.

Был больной. кот говорили цифры, и если при этом щелкали по счетам - он опознавал. Сенсорная афазия - ничего не слышал. Создавался профессиональный контекст.

Для многих больных разговор про семью - положит влияет. Но может быть и травматич ситуация. Самые упроч слова - имена его близких, если они не несут негативной оценки.

- След принцип - опоры на предметную деятельность.

Очевидно, что все психич процессы формируются в психич деятельности. Восстановление происходит также через предметную деятельность. Используются игры, хорошо если создавать условия для трудовой деятельности.

Необходимо включ в различные формы деят.

- След принцип организации деятельности больного. Очень важный, т к в любом обучении важно не только содержание деятельности, но огромное значение имеет правильная организация деятельности. Напр обучение ин языкам в школе. Большинство людей не знают языка. Потом изучают в институте - огромное колич часов. Проблема - организация не всегда правильная - язык излучается 2 раза в неделю - достат время чтобы забыть. Нужны каждодневные занятия.

- След принцип - принцип программированного обучения.

Этот принцип близок к предыдущ, является способом его реализации. Суть в том, что больные с афазией нуждаются в такой орг деят, и в таких методах, кот позволили сначала больному вып операции, затем действия с целью восстановления деятельности. Принцип предусматривает разработку программ, состоящих из ряда последоват операций, выполнение кот сначала со специалистом, а затем самостоятельно дает реализацию наруш процесса.

Навык разбирается на часть операций. Это важно потому, что в литературе многие опис методы. Напр больному с динамич афазией - где гл проблема - в нарушении фразовой речи, больным предлагается пересказ текстов, сочинения. Это ничего не даст. Необходимо работать с механизмом. Пример - работа с фишками. От больного не требовался пересказ текстов, требовалось создать процесс -экстериоризировать - и больной с пом карточек мог сказать фразу.

Метод программированного обучения - мы расчленяем деят. кот до болезни вып как единое целое, и делим на части и делим эти части на двоих. Выносим на раб стол и совместно со специалистом вып эту деят. В некот случ возможно разделить с компьютером.

Компьютер включается как звено в наруш систему человека. Это должен быть не костыль, напр если чел утрачивает способность читать, можно давать озвученные книги. Мы даем возможность прочесть - напр чел читает текст на экране и если затруднение, можно обратиться к компьютеру - и подсказка - в виде озвучивания, или артикуляции. Программа этим опорами управляет. Постепенно эти опоры сокращаются.

- След принцип - принцип системного воздействия на дефект.

Этот принцип указывает, что воздействие на наруш речь необходимо осуществлять через другие сохранные процессы. Это важный принцип, не м использоваться другими школами нейропсихологии. кот не опираются на системный подход, где все психич функции представляются во взаимосвязи.

- След - принцип учета соц природы человека. В основе лежит то, что чел явл соц существом.

Нач работать взаимопомощь. сотрудничество, кооперация, конкуренция. Эти соц явления позволяют использовать различ резервы мозга. В литературе описано, как при работе в группе дается просмотр видеофильма или фрагмента. Бывают случаи, когда безречевые нач помогать более легким больным.

У нас это направление в руках логопедии. Они не зная нейропсихологию и обучаясь работе

Лекция 5 30.09.09

3 группа принципов

· психолого - педагогич

- От простого к сложному

Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологич сложностью

Мы должны смотреть. что доступно для данного больного

Напр для сенсорного - смотрим умение понимать текст. Текст более сложной конструкции явл более простым. чем слово.

- След разнообразие и объем должен быть комфортным. Не занимать внимание больного. Работать надо на малом объеме вначале и на разнообразном материале. При некот формах может сужаться объем. Давая большой объем затрудняем действия, кот могли бы быть сохранны.

После того. Как восстановление начинается - мы увеличиваем объем

- След принцип сложности вербального материала.

Т к у больных наруш речи - надо учитывать такие хар

Объективная и субъективная частотность, фонематич сложность

Длина слова. Фразы, текста.

Мы нач работу на более частотных словах.

- След - учет эмоциональности материала. Раб материал должен создавать благоприятный фон, стимулировать положит эмоции. В некот случ возможно использование материала, кот вызывает негативные эмоции - создается конфликт, кот способствует актуализации слов. Конфликт конструктивный. Надо учитывать - надо уметь смотреть на материал глазами больного, у больных меняется восприятие окр мира. Могут иметь депрессивные состояния. Чел несколько по иному воспринимает.

На одном из пособий - не Лурьевский - лопата и молоток- в норме нет ассоциаций.

У больных ассоциации легко. Даже просто лопата может вызывать ассоциации.

Когда чел в сост депрессии, все это проявляется.

Любая шутка - может быть воспринята болезненно.

Музыко терапия.

Могут быть нарушения эмоц сферы. Могут плакать, если нечего не получается. Если смотрят телевизор.

Мы рассм все принципы

Сейчас рассмотрим требования к методам восстановит обучения

Это общий подход, кот не всегда соблюдается

1. 1 адекватность методов механизмам нарушения речи.

Восст д идти не от симптома, а от механизма.

2. 2 обходность. При работе с больным необходимо воздействовать не прямо на дефект, а обходя его и опираясь на сохр звенья в структуре функции

Напр при наруш фонематич -надо раб не на наруш фонематич анализатор, а на связ с ним оптический, зрит. кинесстерич

Это важное требование

3. 3 применение опосредованных методов - необходимо воздействовать на наруш речь через другие психич функции - восприятие, память. мышление, эмоц волевую сферу, личность

Принцип вытекает из системного строения.

4. 4 методы д б не изолированными. а системными.

Системность методов -

Пример изолированного воздействия - оптико - такт метод

При аффер - проблемы с произнесением звуков - наруш ощущение от органов артикуляции. В перв очередь страдают произвольные уровни речи.

Ранее использовался оптико - такт метод - больному ставили звуки. Внешне это выглядело логично. Но ничего не получалось. Артикулирование - не единств звено. Больной учился произносить звуки, но слова не произносил.

Поэтому используются системные методы. Эти системы имеют 4 особенности

1. в системе имеется вед метод, выбор кот зависит от мех нарушения функции.

2. одни и те же методы могут использоваться для различ задач.

3. система включает направленные и обходные методы.

4. систем метод сопровождается рядом упражнений, кот должны закрепить результат

По поводу вед метода - исп не оптико - такт - а растормаживание семантич связей - смысло - слуховая стимуляция. Восстанавливает связь значения с материальным носителем - звучанием.

Суть в том, что т к у больных с аффер наруш процесс произнесения, необходимо работать над актуализацией слова и его связей. Больной не м осознанно произнести слово, но м это сделать непроизвольно. Используется метод, кот позволит перевести на непроиз уровень. Обыгрывается слово - напр стол- показывают картинки - различ виды столов - дерев, железные, на одной ножке, на 4. на 3. Обыгрываются связи - что можно делать за столом. Способствует тому. что слово будет легко актуализироваться на непроизв уровне. Оживляем его значения, позволяем вспомнить все связи с другими словами.

Метод - основной.

Предлагаются и другие - классификации. Напр разложить мебель.

Одни и те же методы могут быть использованы в разных системах

Напр классификация -

- при раб с больными сен афазии - позволяет затормозить непродуктивную речь. У больных феномен - они много и непродуктивно говорят. и не могут сами переключиться

- Классиф - при акустико- мнестич - когда страдает образ - представление. Мы восстанавливаем образ.

На нач периоде методы м быть направлены на саму функцию - с целью ее растормозить

После того. как растормозил, действуем методом перестройки - это уже обходное воздействие.

Задачи восстановит обучения.

Делятся на 3 группы

1. 1 относится к личности больного.

- Восстановление личности больных и их эмоц волевых процессов

- 2 создание и поддержание мотивов

2. 2 группа задач- восстановление речи и речевого общения

- Восстановление речи как психич функции. а не приспособление больного к дефекту.

- Восстанов деят реч общения, а не изолир частных сенсо - мот речевых операций

- Восстановление прежде всего коммуникативной функции речи, а не отдельных ее сторон (повторение, называние)

3. 3 группа задач. Имеет целью социализацию и реабилитацию б ольных.

- Возвращение больного в нормальную соц среду, а не в упрощенную (многие зап школы предлагают создавать упрощ среду, но эта среда будет способствовать не только комфорту, а деградированию остатков функций.

- Восстановление прежней или создание новой соц роли больного в обществе.

- Необходимо не просто восстановить. а помочь в создании новой роли - в проф или личностном плане.

За рубежом - могут предоставлять возможности работать - дается помощник, кот за него многое делает. Это помогает сохранить статус.

У нас с больным занимаются 3 недели. Затем направление в центр реабилитации, если их берут. Там в нач месяца занимаются, потом спец приходит раз в неделю или они сами ходят в поликлинику. Это все в Москве. На периферии - хуже.

Все о чем говорим построено на общей психологии. Хороший учебник Рубинштейна, Леонтьев Лурия.

Частная тема

Требования к проведению занятий.

1. учет длительности занятия. Продолжит зависит от сост больного и в нач периоде не д превышать 15-20 минут.

В стабильной стадии занятие м продолжаться до часа.

В общем плане - лучше немного недоработать, чем переработать. Работая - пытаться его сост учитывать. Спрашивать - устал ли он. Но бывают сит. когда больному хочется подольше позаниматься. Это может пойти во вред.

2. учет настроения и самочувствия больного. Мы не просто методы применяем, а конкр чел. Если нет желания заниматься, не будет эффекта. Надо заинтересовать, замотивировать

3. учет формы организации занятия.

- Занятие проходит в традиц форме. Специалист и больной.

- Могут проводиться и групповые. Могут меняться формы инд.

- При некот афазии Ц - рекомендует форму- отмену занятий. Больному говорится, что занятия не будет. и продолжается беседа. Можно перевести на непроизвольный уровень

4. учет комфортности условий проведения занятий.

Занятие должно проводиться в тишине. В отдельном кабинете. Помехи - затруднения для больного в восприятии и в занятиях.

В реальности такого достичь невозможно. Напр занятия в институте неврологии проводятся в столовой. Бывает. что рядом сидят 3 логопеда и еще психолог. каждый из кот обследует своего больного.

Реально на восстановление на занятии - 50% времени, и 50% - на психотерапию

Надо обращаться очень уважительно. Всегда на Вы.

Организация восстановительного обучения.

Включает 2 компонента

- Общую организацию

- Методич организацию

Вначале общая.

- Необходимо прежде всего сделать - установить контакт. Не просто контакт. а расположить к себе, внушить уверенность в успешности занятий, уверенность в себе как специалисте.

Необходимо правильное поведение.

Восстановит обучение может нач с первых дней заболевания. Большое знач имеет начало занятий.

Если напр больной после инсульта - немного пришел в себя, приходит спец и нач обследовать и больной узнает. что у него не только проблемы с речью, но он не может ни писать, ни считать. Нужно осторожное обследования

Ц разработала метод полимодальной стимуляции. Способствует установлению контакта.

Предлагаются очень простые задания, кот быстро чередуются. Если что-то не получается, это тут же убирается. Если получается даже если недостат хорошо - идет положит обратная связь. Больной должен почувствовать, что чел хочет ему помочь. Надо успокоить. Дать инф о его сост. Родные задают вопросы по поводу будущего. Не надо давать ложных обещаний. Мы не знаем как пойдет процесс.Говорим, что будут проводиться занятия, что обязательно будет эффект.

- Смотрим на аппаратные исследования. Если на мрт - маленький очаг - хорош прогноз.

- Если левша - тоже.

- Если хороший преморбид - чел интеллектуальный - тоже лучше прогноз.

Большое знач имеет как специалист выглядит. Бывают случаи отторжения, вычурности. Скоромно, со вкусом. У больных может быть капризность.

- След составл общей организации - проведение динамич нейропсихологич исследования. Не один раз устанавливаем диагноз. Должны постоянно обследовать - динамич обследования в ходе занятия. Это включено в занятия. Постоянно корректируем.

- След - организация рабочего и свободного времени больного.

Необходимо не переутомляться. В своб время необходимо, чтобы больной сам занимался или с пом родных, надо дать ему примерный режим работы. Рассчитать. сколько времени понадобиться на домашние занятия, чтобы не переутомлялся, чтобы смог их выполнить.

Должны подсказывать родным. как им работать. Бывают очень активные жены, пытаются за дни восстановить, нач третировать. муж истощается. Надо чередовать работу с отдыхом. Для больного занятия трудоемкие.

Если родные активные - большой процент успеха.

След занятие - контрольная.

Приходить в 18.30

Общая организация восстановит обучения.

От организации во многом зависит успех обучения.

- Больной нач задавать вопросы

Если он грубо наруш - ему бывает не интересно.

Бывают приносят книги по нетрадиц методам.

Напр после инсульта - резкая забота о своем здоровье, увлекаются паранормальными методами. Доктор Коновалов. Норбеков. Есть некие здравые моменты. Но для больных не очень полезно. Мозг получил сильное повреждение, медитации - не очень понятно как влияют на мозг.

Часть больных нач сильно заботится, часть не обращает внимания.

Наша задача - настроить на правильный образ жизни.

Если посмотреть на психологич портрет больных - у них специфика. М б люди мнительные. тревожные. Или слишком бурно на все реагируют. В разговоре выявляем. Даем понять, что лечение важно. Но надо менять образ жизни и отношения.

Много инсультов дает мануальная терапия - массаж шейных позвонков. Сейчас модно. Но надо очень осторожно.

Методич организация восст обучения

1. 1 невербальные методы

2. 2 вербально - невербальные методы

3. 3 методы введения в контекст

4. 4 методы предметной деятельности.

1. Невербальные методы.

Сюда относятся

- классификации.

- Рисование,

- конструктивная деятельность.

Эти методы активизируют прав полушарие, включают его в деят.

Есть разные методы. Не все на правое. Рассмотрим для примера некот методы

- Метод фишек. Имеет четкую направленность. Используется в перв очередь при динамич и при эффер моторной. Стоит схему воссоздать - речь появляется. Раскладываются карточки. Говоря слово, он должен касаться карточки. Карточки явл структурой фразы. кот вынесена вовне, и позволяет фразу активизировать.

- Метод пиктограммы - м использоваться как средство общения с безречевыми больными. Ц упоминает в книге без особой критики. Но метод имеет негативные моменты. Метод был предложен для общения с больными с грубыми наруш речи. Если больной не понимает слов, ему предлагали значок - пиктограмму. Предполагалось, что эти знаки будут помогать в общении. Метод описан в литературе, но мало эффективен

Пиктограмма - это символ - изображение предмета в символич форме. У больных с афазией эти процессы часто нарушаются. И поэтому как больному не понятно слово произносимое, у него м б проблемы восприятия пиктограммы. Она м б неправильно понята. Могут страдать аналитич процессы.

Чтобы реально метод разработать - это треб огромных усилий. Его надо апробировать. Смотреть, как эти методы работают.

- Методы рисования могут использоваться при восстановлении зрит образа.

При раб с сенс афазики с целью притормаживания речевой активности.

- Еще пример метода - рисование - срисовывание. дорисовывание

Используется для больн с акустико мнестич и амнестич. Иногда возникает отторжение, что заставляют рисовать. Приходится объяснять, что если страдает образ представление. если он нарушен - это главный метод.

Сначала задание перерисовать, потом дорисовать и только потом к самостоят рисованию

Эти формы афазий часто не диагностируются. Ставится диагноз аффер или сенсорная.

Если метод правильно применять. будет быстрый эффект. Больные намного легче подбирают слова. Исчезают проблемы понимания обращенной речи - у них бывает отчуждение смысла слова - не актуализируется внутр образ. Когда восстанавливается - проблемы быстро проходят.

2. Вербально - невербальное

- Интонационный метод

- Метод ритмико - мелодической структуры слова.

- Пение и т д

Эти методы примен при грубых формах мот и сенс афазий. Служат для установления контакта. Случат растормаживанию речевых функций.

- Один из важных метод - пения.

Больной лежит в реанимации. к нему приходит специалист и нач петь песню

С пом метода больной нач ощущать, что он может петь, повышается и самооценка. И само по себе пение настраивает на положит лад.

- След метод - интонационный метод.

Интонация как составляющая реч функции появляется у детей на первых этапах формирования речи. Она является наиболее базовой частью речевой функции и при афазии наруш последней. Это важный момент. Мы можем использовать эту составляющую при работе с больными. В разных методах используется опора на интонацию

И при мот и при сенс афазиях.

Напр при раб с больными с сенс афазией - кладем несколько картинок и говорим фразы разной интонации и по интонации просим найти картинку. Картинки эмоц насыщены.

- Ритмико - мелодич - упроченный состав речи.

Просим произнести слово, фразу с отстукиванием ритма - это облегчает произнесение

Учитываем более упроченные функции.

Может быть грубо наруш речь. Но эти ее стороны более сохранны.

3. След группа метод - методы введения в контекст.

Если чел знает, то искать, ему легче найти. Т е мы при работе с больным даем инф о его предстоящих действиях.

Прежде чем прочитать рассказ, сообщаем о чем будет рассказ - напр больному с сенс афазией. Он знает о чем будет идти речь. Т о происходит настройка его восприятия. Т е метод позволяет ввести больного в рас сост. Подготовить к восприятию материала. Повышает точность восприятия. Контекст явл средой, в кот вкраплены предстоящие действия. Некая общая направленность.

Напр как действует не только при восстан, но и при наруш других психич процессов. Напр при оптич агнозии. Дается задание. что будут предъявлены предметные картинки, кот он д опознать. И сообщается, что все картинки принадлежат к опред классу - напр мебель, овощи. После этого выкладывают картинку, и больной опознает их легче - восприятие подготовлено.

4. предметные действия.

Используются методы, напр на активацию больных

Напр передаем больному инициативу проведения занятий. Напр была больная учительница математики - надо было провести урок. где она была учительницей, а он учеником. Речь сразу улучшалась.

М применяться разные приемы- создание проблемных ситуаций. Предлагать больному выбрать наиболее интересную тему.

Хорошо действует групповая восстановит терапия. Возникают сит, когда чел произносит слова, кот много лет не произносил.

Восстановление речи

Классификации афазий Лурия. В основе выделения лежит механизм или фактор.

Есть и др классификации. Проводниковая афазия- в основе не мех, а симптом - внеш проявления.

В учебниках есть упоминание до сих пор.

Синтагматика и парадигматика

Два способа организации речи. Термины лингвистические.

Парадигматика -

это иерархически построенная система кодов. Может быть как на уровне слова, так на уровне звука.

П - противопоставляется б - по звонкости.

Оба являются согласными - противопоставляются - гласными.

Кошка противопоставляется собаке. И т д.

Система кодов нарушается при пораж задней речевой зоны.

- Мы видим, что при аффер афазии у больных возникают проблемы с отдельным звуком. Идет проблема актуализ звука. То же самое при сенс

- При акустико- - мнестич - парадигматич - страдает на уровне слова. Больной вместо одного м актуализировать другое.

Несмотря на различия мы видим общий процесс наруш иерархич построенной системы кодов

Синтагматич сторона-

связывание слов в целостное высказывание. Не предполагает противопоставление. Предполагает связывание в целостное предложение

Собака пьет воду. Все слова связаны между собой

Синтагматич сторона наруш при пораж передн отделов мозга.

- Нарп при эффер - чел не м переключиться с одного элемента на другой. Иногда на уровне звука - возникает патологич инертность - в груб случ

В более легких - на уровне слова. чел актуализирует слово и не переключиться

- Также при динамич афазии будет страдать. Больной м произносить отдельные слова, но не м связать в конструкцию

Допустим больной не м вспомнить слово звезды. Но если говорится фраза - над кремлем горят яркие..звезды - он сразу актуализирует. Для амнестич афазии

Мы всегда смотрим синтагматика или парадигматика нарушены.

Лекция 6 14.10.09

Восстановление наруш речевой функции.

Говорили о парадигматич и синтагматич порождении речи.

Парадигматика

иерарх постр система кодов, с пом кот звуки вводятся в опред систему фонематич оппозиций, а слова в семантич поля.

То же самое относится к лексике -

собака против кошки.

Дом жив - диким

Жив - растениям.

Иерархич система кодов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: