Вопрос 93: обязаны ли мы подчиняться правительству, если мы расходимся с его политическим курсом

Писание дает на это очень простой ответ: наша жизнь хороша настолько, насколько мы подчиняемся избранной власти.

В главе 2 Первого послания к Тимофею христианам повелевается молиться за тех, кому доверена гражданская власть над обществом. Почему молитва за власти так важна? Потому, разъясняет апостол Павел в главе 13 Послания к Римлянам, что чиновники суть слуги Бога, обязанные поддерживать порядок и вершить правосудие в жизни общества. Заметим, что Павел говорит здесь не только о хороших правителях. Он писал эти строки в дни правления Нерона, одного из самых кровавых римских императоров.

Независимо от того, хороши правители или нет, согласны мы с их политикой или нет, наша обязанность не меняется: мы должны уважать их и молиться за них. Это не исключает критики властей, но эта критика должна совершаться в духе молитвы. Не исключается с нашей стороны и неповиновение властям, но в единственном случае: если на карту поставлено наше послушание Богу. Этому нас учит пример Даниила и его трех друзей, а также апостолов (см. главу 4 Книги Деяния апостолов). Эти примеры показывают, к каким благим результатам приводит неповиновение гражданским властителям, когда те препятствуют нам подчиниться Божьей воле. Но все же, даже вступив на путь гражданского неповиновения, мы должны уклоняться от всякого насилия, стремиться добиваться своей цели мирными средствами и быть готовыми к последствиям, которыми может обернуться для нас неповиновение неправедному представителю власти.

Христианский долг послушания властям действует до тех пор, пока правительство не вынудит христианина нарушить эту Божью заповедь, то есть не начнет открыто пренебрегать своим данным от Господа назначением и тем самым отвергать свое призвание. Пока есть сомнение, нужно подчи-няться… Если же власть нарушает свои обязанности или превышает свои полномочия, тогда нашему послушанию властям приходит конец — ради нашей совести, ради Господа. Дитрих Бонхёффер, «Этика»

Из истории Дитриха Бонхёффера, рассказанной нами раньше, мы знаем, что он выступил против правительства. Он действительно восстал против властей, объединившись с православными верующими, чтобы издать Барменскую Декларацию, в которой официально заявлялось, что истинно верующие должны отделиться от преступного правительства и от той части церкви, которая пошла на соглашение с ним. Разумеется, бывают случаи, когда христиане обязаны оказать сопротивление несправедливому режиму, который не оправдал доверия, оказанного ему Богом. Да, Бог Сам назначает руководителей (см.: Рим. 13), однако они должны действовать в строгих рамках полномочий, определенных для них Богом. Если же они начинают подавлять религиозную свободу или убивать невинных, они пренебрегают доверием Бога, а значит, не выполняют возложенной на них ответственности за сохранение порядка и справедливости. Следовательно, такие власти недостойны нашего доверия и лояльности.

В целом же долг христиан — видеть в правителях государства Божьих слуг — хранителей порядка, мира и общественной нравственности, молиться за власти, поддерживать их и помогать им в достижении этих благородных целей.

К началу страницы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: