Учредительные договоры

Характеризуя систему источников права ЕС, следует отметить, что Сообщества, будучи самостоятельными юридическими лицами, обладают и международной правосубъектностью. Заключаемые ими международные договоры и соглашения также образуют одну из разновидностей источников европейского права. Правовой режим этих актов в известной мере напоминает их статус в рамках национальных правовых систем. Однако решение потенциальных коллизий в этой сфере представляется делом гораздо более сложным.

Они образуют важнейшую группу источников европейского права. По способу выработки, заключения и введения в действие они воспроизводят соответствующий порядок и процедуры, принятые при заключении международных договоров и соглашений. Выработка всех учредительных договоров имеет место в результате переговоров между заинтересованными сторонами, проводимых в рамках межправительственных конференций или при вступлении новых членов Комиссией по поручению Совета. Согласованный текст скрепляется подписями уполномоченных на то официальных представителей государств. Они вводятся в действие при условии единогласной ратификации этих актов всеми государствами-уча­стниками.

Но, если с точки зрения процедуры заключения и введения в действие эти акты напоминают обычный международный договор, то в том, что касается их направленности и круга субъектов, коим эти правовые предписания адресованы, с точки зрения их содержания и значимости, они во многом близ­ки к такому юридическому источнику национального права, как конституция.

Имевшийся первоначально в учредительных актах пробел, вызванный отсутствием постановлений, закрепляющих права и свободы человека, в значительной мере устранен путем прямой отсылки к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая не только становится как бы неотъемлемой частью европейского права, но и образует составную часть основополагающих принципов этого права, без соблюдения которых невозможно членство в ЕС.

Оценивая значение учредительных актов, Суд ЕС в известном заключении от 14 декабря 1991 г. № 1/91 по проекту договора между ЕЭС и ЕАСТ о создании Европейского экономического пространства дал весьма интересную правовую характеристику Договора о ЕЭС: «Договор о ЕЭС, хотя и заключен в форме международного соглашения, образует, тем не менее, конституционную хартию правового Сообщества».

Однако использовать термин "конституция" применительно к нормам первичного права можно, тем не менее, только в переносном смысле. Учредительные акты действительно являются конституционными по своему назначению, но вряд ли будет оправданным сводить их характеристику к параметрам, аналогичным национальным конституциям. По своему происхождению это все-таки международно-правовые акты, хотя и обладающие безусловной спецификой. Это отчетливо прослеживается в юридическом режиме данной группы источников европейского права. Все иные нормы европейского права должны соответствовать положениям учредительных договоров, а институты Сообществ и Союза, наделенные соответствующими полномочиями, призваны следить за тем, чтобы все иные нормативно-правовые акты не противоречили учредительным актам. Наличие такого противоречия служит безусловным основанием для возбуждения в Суде ЕС иска об аннулировании. В силу своей юридической природы учредительные акты занимают высшую ступеньку я иерархии источников европейского права.

К числу учредительных актов относятся, в первую очередь, Парижский договор 1951 г. о создании ЕОУС, Римские договоры 1957 г., положившие начало существованию Евроатома и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а равно акты, которые дополняют и изменяют названные договоры, которым государства-члены Сообщества и Союза придают характер учредительных актов. К их числу принадлежат, прежде всего, Единый европейский акт 1986 г., Маастрихтский договор о создании Европейского Союза 1992 г. и Амстердамский договор 1997 г., вступивший в силу с мая 1999 г.

К числу учредительных актов принято также относить Конвенцию об общих институтах и Соглашение о слиянии, в результате которых для всех трех Сообществ, а в последующем и для Европейского Союза в целом, была установлена единая система институтов. Поскольку постановления этих ак­тов интегрированы в договоры, учредившие Европейский Союз, названные соглашения прекратили свое действие (ст. 9 Амстердамского договора).

К числу учредительных актов относят соглашение, касающееся прямых выборов в Европейский парламент, бюджетные договоры, которые определяют порядок формирования бюджета Сообществ и Европейского Союза в целом, а равно все договоры о присоединении к Сообществам и Союзу. Каждое новое государство, вступая в состав членов Сообществ и Европейского Союза, подписывает соглашение о присоединении. Одновременно вносятся определенные изменения в формирование институтов Союза, распределение мест в Совете, Комиссии, Суде и других органах, а равно в количество взвешенных голосов в Совете и определение кворума для принятия решений квалифицированным большинством, необходимым в ряде случаев при принятии решений в Совете. Кроме того, важность этих актов о присоединении заключается в том, что каждое вновь вступающее в Союз государство принимает на себя не только все обязательства, вытекающие из учредительных договоров, но в равной степени распространяет на свою территорию действие нормативно-правовых актов Европейских сообществ, которые были разработаны, приняты и введены в действие не с момента вступления, а с момента образования Сообществ, то есть до вхождения данного государства в состав Европейского Союза.

Это последнее обстоятельство является особенно важным, так как нередко в отдельных национальных государствах действуют принципы или доктрины, которые по своему характеру способны были бы воспрепятствовать автоматическому введению в действие нормативно-правовых актов, принятых вне рамок этого государства наднациональными органами, и тем более в период, предшествующий вступлению этих государств в Союз. Так, в Великобритании, где в качестве основополага­ющего принципа действует принцип верховенства парламента и соответственно принимаемых им законодательных актов и где не признается прямое применение международно-правовых актов при отсутствии актов имплементации, создалась бы ситуация, при которой национальные суды практически отка­зывались бы применять нормы европейского права как противоречащее принципам и установлениям английского права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: