Проторенессанс

Возрождением или Ренессансом принято называть возрождение великой античной культуры, утверждение идеалов гуманизма. Проводники новой культуры называли себя гуманистами, производя это слово от лат. humanus – «человечный», «человеческий». Истинный гуманизм провозглашает право человека на свободу и счастье, утверждает принципы равенства, справедливости, освобождения от религиозных догм.

Человек, каким мыслили его итальянские гуманисты эпохи Возрождения, сильный, смелый, развитый физически и духовно, прекрасный и гордый, подлинный хозяин своей судьбы и устроитель лучшего мира, нашел воплощение в искусстве. Средневековый аскетизм ниспровергнут, церковное учение уже не определяет сознания людей. Гуманисты славят земную красоту, и в этом они возрождают идеалы античного мира.

Такой грандиозный переворот в мироощущении людей произошел, после того как Италия вступила на новый путь в своем экономическом и социальном развитии. Уже в XI – XII вв. в Италии происходят антифеодальные революции с установлением во многих городах республиканской формы правления. На этом новом пути особенно рано выдвинулась Флоренция – крупнейший во всей тогдашней Европе центр производства шерстяных тканей.

Конец XIII в. явился началом ренессансной культуры Италии – Проторенессансом. Проторенессанс еще прочно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями.

Одним из первых художников, окончательно преодолевших византийские традиции, был флорентинец Джотто, первый среди гениев эпохи Возрождения.

1.Джотто первым внес в искусство движение.

2.Место отдельных торжественных фигур в его картинах заняли многофигурные композиции, в которых речь уже не идет о вечном, а о событиях, поступках, фактах. По картине можно прочесть легенду как по книге. Живопись, до сих пор бывшая лишь декоративным украшением зданий, стала теперь и своего рода картинной грамотой, рассказывающей неграмотным об истории вероучения.

3.Джотто передает выражение самых разнообразных страстей и чувств, тогда как до него было принято придавать лицам однообразно-кроткое или однообразно-строгое выражение лица.

4.Джотто ввел в живопись чувство трехмерного пространства и стал писать фигуры объемными, моделируя светотенью. Правда, обстановка, место действия везде намечены очень скупо: условными портиками, арками, а пейзаж напоминает нам горки в русских иконах.

К бесспорным произведениям Джотто относят фрески в падуанской Капелле дель Арена и в церкви Санта Крочче во Флоренции. Первые представляют цикл евангельских сказаний о жизни Христа, вторые посвящены Франциску Ассизскому. Самой полной художественной выразительности достигает Джотто во фреске «Поцелуй Иуды». В центре композиции, среди угрожающе взметнувшихся копий и факелов, он помещает два профиля – Христа и Иуды, они близко-близко смотрят друг другу в глаза. Чувствуется, что Христос до дна проникает в темную душу предателя, а Иуду страшит непоколебимое спокойствие Христа.

Раннее Возрождение (кватроченто, XV в.)

Кватроченто – этап Раннего Возрождения в Италии. Если в средние века искусство было плодом коллективного гения, то в эпоху Возрождения архитектура, скульптура и живопись перешли из рук безымянного ремесленника в руки художника – профессионала, утверждающего свою индивидуальность в искусстве. Искусство играло в жизни эпохи важную роль: оно шло впереди науки, поэзии, выполняя функцию универсального познания. Художников высоко ценили, но искусство не становилось придворным или элитарным.

Традиционно зачинателями Раннего Возрождения считаются три художника. Это флорентинец Мазаччо, художник мужественного, энергичного стиля, умерший совсем молодым, но который успел стать основоположником живописи кватроченто. В росписях капеллы Бранкаччи («Чудо со статиром») он достиг небывалой до него, почти скульптурной осязаемости мощных фигур и, добился передачи трехмерного пространства.

Это скульптор Донателло. Он создал тип самостоятельно стоящей круглой статуи, не связанной с архитектурой, и он же создал целую школу мастеров рельефа, покрывающего фризы ренессансных зданий; он был автором конного монумента кондотьера Гаттамелаты и портретов-бюстов, напоминающих римские портреты.

Это, наконец, архитектор и скульптор Брунеллески. Он создал архитектуру светскую по духу, изящно простую, гармонически пропорциональную, где совсем исчезает ощущение тяжести камня. Самые характерные для него постройки – капелла Пацци, Воспитательный дом во Флоренции и купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. В здании Воспитательного дома во Флоренции галерея первого этажа, переходящая во втором этаже в гладкую стену с карнизом и окнами, послужила образцом для всей архитектуры Ренессанса. Галерея образована аркадой на колоннах. Раннее Возрождение создало и свой образ светского городского дворца (палаццо): как правило, трехэтажного, выходящего фасадом прямо на улицу. Здание обычно имело внутренний двор, окруженный галерей и благодаря кладке из грубо отесанных камней сохраняло вид замка (например, палаццо Питти и палаццо Ручелаи, созданные по проекту архитектора Леона Батисты Альберти). Четкость членения этажей, рустика, большая роль пилястр, парные окна, подчеркнутый карниз – характерные черты этих дворцов. В целом для построек эпохи Возрождения характерна ясность, четкость, определенность, успокоенность, использование архитектурных форм античности (арки, колонны и пилястры, портик).

И Мазаччо, и Донателло, и Брунеллески работали в первой половине XV в. во Флоренции. Флорентийская школа была лабораторией художественных идей, которые подхватывались и перерабатывались другими школами.

Основной пункт ренессансной художественной программы связан с перестройкой системы художественного видения. По-новому ощущать мир – значило по-новому его видеть.

Изображать так, как мы видим, как «изображает» поверхность зеркало, - вот исходное стремление ренессансных художников, которое в то время было подлинным революционным переворотом. Мы видим вещи в единстве со средой, а она пространственна, т.е. имеет глубину, предметы, располагаясь в пространстве, видятся в сокращениях. Отсюда – перспектива как наука наук живописца. Мы видим предметы рельефными, осязаемыми, круглящимися. Отсюда – пластичность изображения. В результате наукообразность и рационализм художественного метода. Человек эпохи Возрождения во всем хочет ясности, он числит, мерит, чертит перспективные линии и точку схода; постигает анатомию человеческого тела и его движений.

Во второй половине XV в. выдвигаются художники, которых можно назвать и исследователями и поэтами анатомии и ракурсов. Это Мантенья – крупнейший мастер падуанской школы, флорентинец Антонио Поллайоло, умбриец Лука Синьорелли. Страстью Синьорелли было изображение человеческих тел в сильном движении и в сложных ракурсах. Цикл его фресок на тему Страшного суда – это бесчисленные фигуры, сплетающиеся, падающие, запрокинутые, изображенные под самым необычными углами зрения.

Искусство приобретает «светский», «мирской» характер, который, однако, не означает полной безрелигиозности. Просто художники изображали божества по своему подобию.

Другой характерной чертой искусства кватроченто является пристрастие к деталям, к изображению разных предметов. Это, например, почти осязаемый выпуклый орнамент арок, карнизов и капителей или тщательно выписанные перышки в крыльях ангелов. На переднем плане картины, может, как ни в чем, ни бывало, ползать улитка, стоять павлин, лежать яблоко, баклажан, ковер, клетка с птичкой и даже муха. Изображая мадонну с младенцем, художники добавляют птичку, или вазу с цветами, прорисовывают сложный тканый узор платья.

Мирской дух искусства кватроченто сказался и в откровенном культе чувственной красоты и грации.

Самый замечательный художник позднего кватроченто – флорентийский живописец Сандро Боттичелли. Образы Боттичелли отличает нервное изящество линий, хрупкость вытянутых фигур. В пору своего расцвета Боттичелли создает прославившие его картины – «Весна» и «Рождение Венеры», пишет множество мадонн, расписывает стены Сикстинской капеллы в Ватикане, иллюстрирует «Божественную комедию» Данте. Основные черты его письма - декоративность, нарядность, лирический и романтический характер образов, удивительная способность создавать фантастический пейзаж, пастозно, почти рельефно накладывая краски. В своих картинах Боттичелли создал идеал «вечной женственности».

К концу века, когда Флоренцию, да и всю Италию потрясают восстания горожан, Боттичелли становится приверженцем Савонаролы, непримиримого врага папства и флорентийских патрициев. Савонарола, восставая против тирании Медичи, восставал и против «языческого» искусства. Он устраивал на улицах города аутодафе, сжигая картины и книги гуманистов. Проникшись идеями Савонаролы Боттичелли навсегда порывает с античными мотивами и сюжетами, не изображает больше обнаженных фигур, пишет неоготические по духу и по форме «Положение во гроб», «Оплакивание Христа». Умер Боттичелли в 1510 г., обедневшим и забытым. Последние десять лет он ничего не писал, после казни Савонаролы пребывая в трагической меланхолии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: