Драматические произведения Пушкина

Число произведений, написанных Пушкиным для театра, невелико, но егодрамы, как с художественной, так и с идейной стороны, принадлежат к самомузначительному в его наследии. Все они (за исключением набросков трагедии оВадиме Новгородском и комедии об игроке) созданы в период полной зрелостипушкинского творчества - с 1825 по 1835 г. В законченном виде Пушкин оставил всего пять пьес: "Бориса Годунова" ичетыре "маленькие трагедии" {1}. Почти до конца была доведена драма"Русалка" и до половины "Сцены из рыцарских времен". В рукописях осталисьпланы и наброски еще около десятка пьес. Свои драматические произведения Пушкин писал не для чтения, не какпоэмы в диалогической форме, а как театральные пьесы, для постановки насцене. Он прекрасно знал театр с детства и хорошо различал драмы чистолитературные, то есть такие, все содержание которых, идейное ихудожественное, полностью воспринимается при чтении, - и произведения,написанные Оля театра, в которых в расчеты автора входит игра актеров,театральное действие, непосредственно воспринимаемые зрителем. Пьесы БайронаПушкин справедливо считал драматизированными поэмами, произведениямилитературными, а не театральными. О драме Байрона "Каин" он писал: ""Каин"имеет одну токмо форму драмы, но его бессвязные сцены и отвлеченныерассуждения в самом деле относятся к роду скептической поэзии"Чильд-Гарольда"" {2} ("О трагедиях Байрона" - см. т. 6). Точно так жеПушкин отрицал драматический, театральный характер трагедии поэта Хомякова"Ермак". "Идеализированный "Ермак", - писал он, - лирическое произведениепылкого юношеского вдохновения, не есть произведение драматическое" ("Онародной драме и драме "Марфа Посадница"" - см. т. 6). Сам Пушкин, как и Гоголь, Островский и другие драматурги, писал своипьесы всегда с расчетом на их театральное, сценическое воплощение {3}, ипотому, читая их, мы должны для полного понимания их смысла представлятьсебе и действия, происходящие на сцене, но не названные Пушкиным (оченьскупым на ремарки), и душевные переживания действующих лиц, которые втеатральном исполнении актер, внимательно изучивший авторский текст, долженвыразить в интонациях, мимике и движениях, и которые в литературномпроизведении, предназначенном для чтения, описываются поэтом. Пушкин с раннего детства сочинял пьесы. В семи-восьмилетнем возрасте онразыгрывал перед сестрой придуманную им самим французскую комедию"L'Escamoteur" ("Мошенник"), в лицее он писал комедии "Так водится в свете"и "Философ". Все эти произведения не дошли до нас. Самые ранние изсохранившихся драматических набросков Пушкина относятся к 1821 г. На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько разменялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связьего поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные иполитические темы. Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, изкоторых только два средних представлены законченными произведениями. К первому этапу (1821-1822) относятся планы и отрывки двух пьес -"Вадим" и "Игрок" ("Скажи, какой судьбой друг другу мы попались?.."). Этобыла эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высшийподъем его революционных настроений. В эти годы, в Кишиневе, в Каменке, онпостоянно общался с членами Южного общества декабристов, с ВладимиромРаевским, Охотниковым, Пестелем и др. Можно думать, что под влиянием этогообщения с революционными деятелями Пушкин, который в своих романтическихпоэмах обычно не затрагивал непосредственно политических и социальных тем,задумал написать историческую трагедию о народном восстании иантикрепостническую комедию. Театр - сильнее воздействующий на зрителей, чемлитература на читателей, - казался ему наиболее подходящей формой дляосуществления задач политической агитации, которой требовали тогда отискусства декабристы. Однако Пушкин не осуществил этих своих замыслов (осодержании их см. ниже в примечаниях к "Вадиму" и "Игроку") и оставил их всамом начале. Темы и образы "Вадима" он начал было разрабатывать в формепоэмы (см. т. 3), но и ее не закончил. Насколько можно судить по оставшимся отрывкам текста и планам "Вадима"и "Игрока", драматургия Пушкина па первом этапе имела вполне традиционныйхарактер. Комедия об игроке по форме, по языку похожа на многочисленныестихотворные комедии начала XIX в., трагедия о Вадиме и восстанииновгородцев против варяжского князя Рюрика близка к декабристским трагедиямна гражданские темы, где при общей романтической их установке сохранялся рядчерт классицизма (таковы трагедии Кюхельбекера, Катенина). Отказавшись от"единства времени и места" классической драмы, и Пушкин сохранилсвойственный классицизму патетический, декламационный тон речей, обращаемыхне столько к партнеру, сколько к зрителям, и традиционную форму стиха:попарно рифмованный шестистопный ямб. Вторым этапом в развитии пушкинской драматургии была трагедия "БорисГодунов", написанная в 1825 г. В этом произведении отразился решительныйотход Пушкина от романтического направления. На место прежней задачи -выражать в поэзии в первую очередь свои личные чувства и переживания, своинадежды, "высокопарные мечтанья" (см. "Отрывки из путешествия Онегина"), илинаоборот, страдания и разочарования (причем все образы и картины реальнойдействительности использовались лишь как средство осуществления этой чистолирической, субъективной задачи), перед Пушкиным встала новая задача -внимательного изучения реальной, объективной действительности, проникновенияв ее сущность методами художественного познания - и поэтическоговоспроизведения ее. Личное отношение поэта к изображаемым явлениям, егооценка, конечно, ясно выражается и здесь. Но, в отличие от романтизма, поэтстремится постигнуть и проследить логику самой жизни, чем и определяется впервую очередь отбор картин или ход событий в произведении. Этой независимойот поэта, но верно показанной им в произведении действительности он даетсвою оценку, тем или иным способом обнаруживает свое отношение к ней. Проблематика "Бориса Годунова", первой русской реалистической трагедии,была в высшей степени современной. Пушкин поднимал самый злободневныйвопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию ("БорисГодунов" был окончен в ноябре 1825 г., незадолго до декабрьского восстания)- вопрос о самодержавии и крепостном праве и, главным образом, об участиисамого народа в борьбе за свое освобождение. Декабристы, как известно, всвоих планах отводили народу пассивную роль, боялись его революционныхвыступлений. Свое отношение к этой проблеме Пушкин в "Борисе Годунове"обнаруживает но в форме авторских деклараций, высказываемых устами того илииного действующего лица, как это было в классических и в романтическихдрамах. Он нашел в истории момент, ситуацию, где этот вопрос разрешалсясамой жизнью, и показал со всей верностью действительности, как развиваютсясобытия и какие силы действуют при этом. Пушкин взял нужный ему материал втолько что вышедших Х и XI томах "Истории Государства Российского"Карамзина. Там описывались события так называемого "смутного времени"(начало XVII в.) - широкое народное восстание против царя Бориса Годунова,утвердившего (как считал Карамзин, а вслед за ним и Пушкин) крепостное правов России, восстание, приведшее к свержению с престола царя Федора, сынаБориса Годунова (сам Борис умер незадолго до этого). Время царствованияБориса Годунова, заключавшее в одном коротком историческом периоде ивведение крепостного права, и народное возмездие за это, показалось Пушкинув высшей степени подходящей темой для политической трагедии с современной,проблематикой. "Это свежо {4}, как газета вчерашнего дня!" -писал он о Х иXI томах Карамзина своему другу Н. Раевскому и Жуковскому (письмо от 17августа 1825 г.; см. т. 9). Вывод, который делал Пушкин на основании изучения народных движенийпрошлого, был совершенно определенный: главную, решающую роль в них играетсам народ, его настроение, его активность, его способность к борьбе за своиправа. Свержение династии Годуновых и победа Самозванца решена была неинтригами бояр, ненавидевших Бориса, не участием польских отрядов, неуспехами или неудачами тех или иных полководцев, а "мнением народным",настроением народа, стихийно поднявшегося на своего угнетателя - царяБориса. Эту главную идею трагедии Пушкин и стремился провести, показывая вдвадцати трех ее сценах подлинные, верно угаданные добросовестнымпоэтом-историком картины событий того времени. Свою задачу он видел не втом, чтобы использовать исторический материал для создания волнующей,интересной драматической ситуации (как часто писались и пишутся историческиепьесы), а в том, чтобы точно и верно воспроизвести подлинную историческуюситуацию, "облечь в драматические формы одну из самых драматических эпохновейшей история" (Наброски предисловия к трагедии "Борис Годунов"; см. т.6). Речи действующих лиц на сцене должны высказывать на мысли автора, не егомнения и оценки, а угаданные поэтом мысли и чувства изображаемых им людейпрошлого. В статье о трагедии М. Погодина "Марфа Посадница" (см. т. 6)Пушкин писал о "драматическом поэте": "Не он, не его политический образмнений, не его тайное или явное пристрастие должно было говорить в трагедии{5} - но люди минувших дней, их умы, их предрассудки. Но его делооправдывать и обвинять, подсказывать речи. Его дело воскресить минувший векво всей его истине". Для такого замысла строго реалистической драмы, где на первом местестояла задача художественно-познавательная, естественно, не подходила формаклассической трагедии, с ее многочисленными традиционными условностями. Этиусловности - прежде всего так называемые "три единства" - места, времени идействия {6} - прекрасно соответствовали главной задаче трагедии классицизма- показать стремительное, катастрофическое развитие какого-нибудь острогоконфликта (например, борьба чувств - родственных, любовных - сгосударственным, общественным долгом, конфликты между двумя противоречивымичувствами и т. п.). Происхождение и постепенное развитие этих чувств ипереживаний не интересовало ни автора, ни зрителей. Драматургическаясистема, умно разработанная теоретиками классицизма и блестяще иразнообразно воплощавшаяся в практике его драматургов, совершенно негодилась Пушкину, поставившему в "Борисе Годунове" совершенно иную задачу:показать длительный процесс развития чувств, настроений народа, отполитической пассивности в начале до народного бунта на Красной площади(предпоследняя сцена трагедии). Не судьба отдельных двух-трех героевразвивается в трагедии Пушкина, а судьба, взаимоотношения, борьба большихобщественных и национальных групп - бояре, дворяне, духовенство, народ,польские аристократы и т. п. Вот почему не могло быть и речи о соблюденииклассических трех единств, и Пушкин был принужден отказаться от "выгод...представляемых системою искусства, оправданной опытами, утвержденнойпривычкою..." ("Письмо к издателю "Московского вестника""; см. т. 6). Онпостроил свою драму в соответствии с более ему удобной, свободной формойшекспировского театра, с успехом использовавшейся уже Гете и Шиллером. Этасмена театральных систем, окончательный отказ от форм театральногоклассицизма казались Пушкину в то время принципиально важными для всейрусской драматургии XIX в., драматургии реалистической (употребляя нашутерминологию), в которой существенно важно не только художественнодемонстрировать яркие "взрывы", которыми разрешаются острые личные иобщественные конфликты, но и пронизывать светом художественного познаниясамые причины этих конфликтов и прослеживать их иной раз незаметное имедленное развитие, Вот почему он считал, "что устарелые формы нашего театратребуют преобразования" ("Письмо к издателю "Московского вестника""), иволновался по поводу возможного неуспеха "Бориса Годунова": "Успех илинеудача моей трагедии, - писал он, - будет иметь влияние на преобразованиедраматической пашей системы..." (вариант наброска предисловия к "БорисуГодунову"). Отказавшись от многих условностей старого театра, от обязательных и вклассической и в романтической форме сценических эффектов, Пушкин все жесохранил в "Борисе Годунове" стиховую форму, придающую драме высокуюпоэтичность и особую выразительность. Но он заменил торжественный, попарнорифмованный шестистопный ямб классической трагедии, прекрасно отвечающийдекламационному характеру речей ее персонажей, более коротким и гибким,нерифмованным, "шекспировским" пятистопным ямбом, дающим возможность гораздолегче воспроизводить интонацию обычной разговорной речи. "Борис Годунов" представлялся Пушкину началом серии аналогичных,народно-исторических, драм, первой частью драматической трилогии о событиях"смутного времени". Героями второй части должны были быть ДимитрийСамозванец и Марина, третьей - Василий Шуйский (сделавшийся царем послеубийства Самозванца). Но судьба пушкинского "Бориса Годунова" заставила егоотказаться от этого замысла. Как сказано выше, Пушкин писал свою трагедиюдля театра, рассчитывая видеть ее на сцене. Но в эпоху политической реакции,последовавшей за разгромом декабристов, об этом нечего было и думать. Даженапечатать "Бориса Годунова" (с цензурными пропусками и переделками) Пушкинуудалось только через шесть лет после написания трагедии - в 1831 г. "Борисом Годуновым" Пушкин положил начало русской реалистическойдраматургии. Не понятая и не оцененная современниками, трагедия Пушкинапрямо или косвенно предопределила характер русской драматургии середины иконца XIX в. Если исторические драмы А. Н. Островского и А. К. Толстогодовольно далеки от пушкинской трагедии, приближаясь более к типушиллеровских драм, то в пьесах на современные темы, несмотря на резкоеотличие их и но проблематике и по форме от "Бориса Годунова", русскиедраматурги XIX в. - от Гоголя до Чехова - сохраняли основные черты,характеризующие пушкинский театр. Это - строгая реалистичность типов иситуаций, отказ от внешних, поражающих зрителя сценических эффектов, отказот обязательной острой и напряженной сюжетной интриги и замена ее глубокой итонкой разработкой отдельных эпизодов, из которых слагается драма, а главное- большая и важная общественная и психологическая мысль, идея, положенная воснову произведения. И сам Пушкин, проделавший в своем драматическомтворчество известную эволюцию после "Бориса Годунова", и дальше не изменялэтим, установленным им, принципам, а только по-новому развивал и углублялих. Третий этап в эволюции пушкинского драматургического творчествапредставлен четырьмя "маленькими трагедиями" и неоконченной драмой "Русалка"(1826-1831). Возвращенный из ссылки в сентябре 1826 г., Пушкин засталстоличное дворянское общество в состоянии глубокого морального иполитического упадка, который был результатом разгрома декабрьского движенияи свирепой расправы над его участниками. На несколько лет, приблизительно доначала 30-х гг., из русской литературы исчезают темы, связанные сосвободительным движением. В пушкинском творчестве, с одной стороны,появляется тема русской государственности с ее сложными противоречиями("Полтава", "Тазит", "Арап Петра Великого"), с другой стороны, углубляетсяпсихологическая проблематика ("Евгений Онегин", прозаические наброски).Глубокий и тонкий анализ психологии человеческой личности составляет попреимуществу содержание нового этапа пушкинской драматургии. Пушкин, видимо, считал в это время, что в "Борисе Годунове", где всевнимание уделено политическим событиям, массовой общественной борьбе, -душевная жизнь отдельных персонажей раскрыта недостаточно глубоко. Еще вконце 1825 г., отвечая Вяземскому, передававшему ему совет Карамзинаобратить внимание на противоречия в характере историческою Годунова ("дикуюсмесь набожности и преступных страстей"), Пушкин признавался: "Я смотрел нанего с политической точки, не замечая поэтической его стороны", то естьизображал Годунова, главным образом, как политического деятеля, неуглубляясь в его индивидуальную психологию (письмо к Вяземскому от 13сентября 1825 г.; см. т. 9). После "Бориса Годунова" Пушкину захотелось выразить в драматическойформе те важные наблюдения, открытия в области человеческой психологии,которые накопились в его творческом опыте. Однако писать большуюпсихологическую или философскую трагедию вроде "Гамлета" он но стал. Онзадумал создать серию коротких пьес, драматических этюдов {7}, в которых вострой сюжетной ситуации с предельной глубиной и правдивостью раскрываласьчеловеческая душа, охваченная какой-либо страстью или проявляющая своискрытые свойства в каких-нибудь особых, крайних, необычных обстоятельствах.Сохранился список заглавий задуманных Пушкиным пьес: "Скупой", "Ромул иРем", "Моцарт и Сальери", "Дон Жуан", "Иисус", "Беральд Савойский", "ПавелI", "Влюбленный бес", "Дмитрий и Марина", "Курбский". Насколько можно судитьпо заглавиям и по тому, как Пушкин осуществил некоторые из этих замыслов,его занимали в них острота и противоречия человеческих чувств: скупость,зависть, честолюбие, доводящее до братоубийства {8}, любовные страсти,ставшие главным содержанием всей жизни, и т. д. В пьесе "Павел I", вероятно,изображалась бы жалкая гибель этого предельно самовластного императора; впьесе "Иисус" - трагедия учителя, проповедника, покинутого в минутуопасности своими учениками и даже преданного на смерть одним из них; пьеса"Курбский" (Пушнин имел в виду, конечно, исторического князя Курбского,врага Ивана Грозного), вероятно, показывала бы душевную драму эмигранта,принужденного воевать против своей родины вместе с ее врагами. О возможномсодержании остальных пьес трудно сказать что-либо определенное. Из этого списка драматических замыслов Пушкин осуществил только три:"Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" и "Каменный гость" ("Дон Жуан"). Онработал над ними в 1826-1830 гг. и завершил их осенью 1830 г. в Болдине. Тамже он написал еще одну "маленькую трагедию" (не входившую в список) - "Пирво время чумы". Все эти произведения в ряде черт отличаются от "Бориса Годунова".Пушкин уже не стремится к снижению, прозаизированию положений, чувств и ихвыражения, что было характерно для начального периода в развитии егореализма и имело несколько полемический характер. Он не боится максимальнозаострять ситуации, создавать в драме (без нарушения жизненной правды) редковстречающиеся обстоятельства, при которых обнаруживаются иной разнеожиданные стороны человеческой души. Поэтому в "маленьких трагедиях" сюжетчасто строится на резких контрастах. Скупец - не обычный ростовщик-буржуа, арыцарь, феодал; пир происходит во время чумы; прославленный композитор,гордый Сальери убивает из зависти своего друга Моцарта... Стремясь к максимальной краткости, сжатости, Пушкин в "маленькихтрагедиях" охотно использует традиционные литературные и исторические образыи сюжеты: появление на сцене знакомых зрителям Дон Жуана или Моцарта делаетненужной длинную экспозицию, разъясняющую характеры и взаимоотношенияперсонажей. Той же цели служит введение в пьесы фантастических образов(например, ожившей статуи Командора), чего Пушкин никак не позволил бы себев "Борисе Годунове". Фантастика в "Каменном госте" носит заведомо условный,символический характер, давая в ярком поэтическом образе чистореалистическое обобщение. Наконец, в "маленьких трагедиях" гораздо чаще и с большей глубиной имастерством Пушкин использует чисто театральные средства художественноговоздействия: музыка в "Моцарте и Сальери", которая служит там сродствомхарактеристики и даже играет решающую роль в развитии сюжета (см.комментарий к "Моцарту и Сальери"), - телега, наполненная мертвецами,проезжающая мимо пирующих во время чумы, появление статуи Командора,одинокий "пир" скупого рыцаря при свете шести огарков и блеске золота вшести открытых сундуках - все это не внешние сценические эффекты, аподлинные элементы самого драматического действия, углубляющие его смысловоесодержание. К "маленьким трагедиям", как по времени написания, так и подраматургическому характеру, примыкает неоконченная "Русалка". Отличает ееот "маленьких трагедий") широкое использование русского народного творчества- сказок, песен, обрядов, - а в связи с этим более сильное, чем в "маленькихтрагедиях", звучание социального мотива (князь погубил не простодоверившуюся ему девушку, но крестьянку, дочь мельника)... Однако и в"Русалке", в отличие от "Бориса Годунова", а также от пьес следующегопериода творчества Пушкина, поставлена не широкая социальная и политическаяпроблема, а личная, морально-психологическая, лишь с некоторой социальнойокраской. Такова драматургия Пушкина третьего этапа. Последний этап пушкинского драматургического творчества совпадает сначалом нового постепенного подъема в русской общественной жизни и влитературе (30-е гг.). В произведениях крупнейших писателей и прежде всегоПушкина снова оживляется тема освободительного движения - то каквнимательное изображение жизни и интересов угнетенного народа, то в формерезко критического воспроизведения жизни господствующих слоев: помещиков,чиновников. Пушкин в эти годы (начиная с 1830 г.) пишет одну за другой своинародные сказки, рассказывая в них в фантастической форме об идеях и судьбенарода (см. статью о сказках Пушкина, т. 3). Он снова начинает создаватьпроизведения, изображающие движение народа против его угнетателей: замыселсцены бунта крестьян в "Истории села Горюхина" (1830), разбойники в"Дубровском" (1832), широкое народное восстание в "Истории Пугачева" (1833)и "Капитанской дочке" (1833- 1836). В ряде набросков художественной и публицистической прозы Пушкина мынаходим серьезные размышления его об экономическом упадке дворянства, обуржуазном перерождении психологии дворян, о подъеме буржуазии, купечества ио возможных последствиях этого процесса для страны, для народа. Этиразмышления отразились в проблематике таких его произведений, как "Пиковаядама", замысел поэмы "Езерский"; следы их можно найти уже в "Скупом рыцаре". История западноевропейских стран, экономически и социально болееразвитых, в которых тот же процесс прошел гораздо дальше, привлекалапристальное внимание Пушкина. Он искал в ней аналогий с событиями русскойсовременности. Он читал французских историков и социологов - Гизо, Тьерри идр., показавших в своих работах, что борьба классов является ведущей силойисторического процесса... Во всех драматических замыслах четвертого периода (начатых пьесах,набросках, планах) Пушкин обращается к западноевропейской теме, к эпохесредневековья, к эпохе борьбы поднимающейся буржуазии с феодалами, рыцарями.Во всех этих пьесах героями являются представители "третьего сословия" (сынбогатого купца, дочь ремесленника, сын тюремщика или палача), стремящиесядобиться высокого положения в феодальном обществе. В каждом из трех,известных нам, замыслов Пушкина (1834-1835) судьба главного герояскладывается по-разному. Дочь "честного ремесленника", с помощью дьявола,овладевает средневековой схоластической наукой; скрыв спой пол, становитсямонахом, затем кардиналом и, наконец, римским папой. Ее обман в конце концовразоблачается, и "дьявол уносит ее". Сын палача (по другой редакции, видимо,сын тюремщика) своими подвигами добивается рыцарского звания и получает рукулюбимой девушки - дочери знатного вельможи. В третьей драме, далее всехпродвинутой Пушкиным ("Сцены из рыцарских времен"), герой, сын купца,потерпев поражение в попытке подняться по общественной лестнице с помощьюличных способностей, возглавляет восстание крестьян против феодалов и, хотяи не с первого раза, добивается победы над рыцарями, используя новоеизобретение - порох, дающий возможность пушками разрушать неприступныезамки, а ружьями пробивать железные латы рыцарей. Драматургия этого этапа приобретает у Пушкина и несколько иную форму. Вотличие от "Бориса Годунова", где события показаны вих историческойподлинности и бытовой конкретности, где "тонкие намеки, относящиеся кистории того времени" ("Наброски предисловия к "Борису Годунову"), оживляютдействие и придают ему особенную убедительность, - в драматических отрывках30-х гг. действие максимально обобщено и вовсе лишено исторической инациональной конкретности. Это по большей части не конкретная Франция илиГермания такого-то года или десятилетия, а Европа вообще - в эпохусредневековья или в эпоху разрушения феодальных отношений. В то же время, вотличие от "маленьких трагедий", в последних пьесах Пушкина уже нет такихглубоких психологических откровений, автор не ищет ситуаций, раскрывающихнеизвестные еще стороны индивидуальной психики. Речи, действия, переживаниядействующих лиц характеризуют их исключительно как социальные типы. Мартин в"Сценах из рыцарских времен" - прежде всего буржуа, каждое его слововыказывает его социальные, классовые черты. Точно также обобщенно,социально-типизированно показаны феодалы - Альбер, Ротенфельд, Клотильда,средневековый ученый-алхимик Бертольд и другие. Они действуют не висключительных обстоятельствах и обнаруживают не исключительные особенностисвоей личности и чувств, а наиболее характерные для их класса и эпохи.Удивительное мастерство Пушкина состоит в том, что эти предельно обобщенные,типизированные образы нисколько не теряют при этом своей жизненности,конкретной, индивидуальной убедительности, ни разу ни в чем не превращаютсяв схемы. Мы их видим как живых людей и не сомневаемся в верности,правдивости изображения их поступков и судьбы. Той же задаче крайнего социального и исторического обобщения служат ифантастические образы в последних драмах Пушкина ("демон знания" в планепьесы о папессе Иоанне, Фауст на хвосте Мефистофеля в плане "Сцен изрыцарских времен"); то же значение имели в замыслах Пушкина и символическиеобразы железных лат у рыцарей - надежной защиты их против плохо вооруженныхкрестьян, но потерявших всякое значение, когда в руках восставших оказалосьогнестрельное оружие, принесенное им новой союзницей - светской, безбожнойнаукой. Дошедшие до нас отрывки и части пьес последнего этапа в отличие отпредшествующих все написаны прозой. Эта чеканная пушкинская проза, елезаметно стилизованная для верной передачи характера эпохи, является одним изотличительных признаков драматургии Пушкина четвертого этапа. Этой драматургии не суждено было получить полное развитие: мучительныезаботы последнего года жизни поэта препятствовали его художественномутворчеству, и в результате внезапной гибели все его драматургические замыслыостались незавершенными... Кроме упомянутых выше пьес Пушкина, отрывков и планов, являющихся, какправило, трагедиями, драмами, в бумагах поэта осталось небольшое количествоотрывков, указывающих на попытки создания легкой комедии из светской жизни. Краткость этихотрывков, неясность их сюжетного содержания, а также отсутствие вполнеустановленных дат их написания, не дают возможности с достаточнойуверенностью поставить их на надлежащее место при обзоре истории развитияпушкинской драматургии. 1) Все эти пьесы, кроме "Каменного гостя", были напечатаны при жизниПушкина. 2) Речь идет о поэме Байрона "Чайльд-Гарольд". 3) Гоголь называл театральную пьесу, не поставленную на сцене,"неоконченным произведением". 4) Подлинник по-французски: "c'est palpitant comme la gazette d'hier"(дословно: "это трепещуще..." и т. д.). 5) То есть звучать в речах действующих лиц со сцены (ср., например,монологи Чацкого в "Горе от ума" Грибоедова). 6) Правило единства места требовало, чтобы действие всей трагедиипроисходило в одном месте; единства времени - чтобы все события пьесыукладывались в одни сутки; единства действия - чтобы в пьесе проходилатолько одна сюжетная линия, развивались отношения только главных героев, неотвлекая внимания зрителей к побочным сюжетным моментам. 7) "Драматические сцены", "Драматические изучения", "Опыт драматическихизучении" - таковы намечавшиеся Пушкиным варианты заглавия этой серии."Изучения" - буквальный перевод французского слова "etudes" (этюды). 8) По древнеримской легенде, Ромул убил своего брата, поспоривши с нимо том, чьим именем должен быть назван город, основанный ими. С. Бонди


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: