Процесс подготовки и реализации управленческих решений

Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и «подводных рифов», хорошо знакомых профессиональным менеджерам. В каждом орга­не управления осуществляется разработка управленческих решений. И в каждом из них практика разработки и принятия управленче­ских решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой его деятельности, его организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой.

Тем не менее имеется нечто общее, характерное для любого процесса, принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации. Ход ре­шения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного на­бора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализиро­ван. Основные этапы процесса принятия управленческих решений представлены на рис. 3.1.

Одной из отличительных черт теории принятия решений яв­ляется наличие в ней методов, позволяющих обрабатывать как ко­личественную, так и качественную (неколичественную) информа­цию. Возможны разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: сис­темный, количественный, ситуационный и т.д.

В приведенной укрупненной блок-схеме представлены основ­ные этапы принятия решения и их технологическая последователь­ность. Сгруппировав их в блоки в соответствии с той ролью, которую они играют в процессе управления организацией, дадим описа­ние каждого и рассмотрим их более подробно.

Подготовка управленческого решения. Первый блок этапов разработки управленческого решения включает такие этапы, как получение информации о ситуации, анализ ситуации, диагностика ситуации, выявление проблемной ситуации, разработка прогноза развития ситуации, постановка проблемы, формирование целей. Рассмотрим их более детально.

 
 


Рис. 3.1. Основные этапы разработки управленческих решений

Получение информации о ситуации. Современные технологии принятия управленческих решений, в том числе возможности экс­пертного оценивания, позволяют при выработке и принятии управ­ленческих решений лицом, принимающим решения (ЛПР), учиты­вать основные аспекты взаимодействия «ситуация — ЛПР» за счет возможности использований качественных и количественных оценок как формализуемых, так и неформализуемых составляющих ситуации, в которой ЛПР осуществляет активные управленческие воздействия.

Для адекватного представления ситуации, как правило, исполь­зуются не только количественные данные, но и данные качественного характера. Это обеспечивается с помощью широко используемых в процессе принятия решений экспертных технологий, социологи­ческих опросов.

Получаемая информация о ситуации принятия решения должна быть достоверной и достаточно полной. Недостоверная либо недо­статочно полная информация может приводить к принятию оши­бочных и неэффективных решений. Однако не меньшие трудности возникают и при наличии избыточной информации, поскольку воз­никает проблема отбора информации, действительно представляющей интерес и важной для своевременного принятия эффективного уп­равленческого решения.

Как указывает Рассел Акофф, руководители страдают от из­бытка не относящейся к делу информации. Поэтому в ходе наблю­дений важно видеть различия между релевантной и неуместной информацией и уметь отделять одну от другой. Релевантная инфор­мация (relevant — относящийся к делу) — это данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели и периода времени (рис. 3.2).

       
   
 
 


Данные

Данные

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: