Эффективность управленческих решений. Супероптимальные решения

Реализация решения является наиболее сложным, трудоемким и длительным этапом процесса принятия решений. Вместе с тем это и самое слабое звено в процессе управленческой деятельности, о чем свидетельствуют наблюдающиеся в практике менеджмента затяги­вание сроков осуществления и недостаточная эффективность реа­лизованных решений [18, с. 124-125].

Эффективность происходит от слова «эффект», означающего впечатление, производимое кем-либо на кого-либо. Это впечатление может иметь организационную, экономическую, психологическую, правовую, этическую, технологическую и социальную окраску. Эф­фект может наблюдаться или формироваться.

Соотношение эффекта (результата) и затрат характеризует эффективность какой-либо деятельности или явления. Эффектив­ность может быть положительной и отрицательной.

Таким образом, можно говорить об организационной, эконо­мической и другой эффективности (рис. 6.6).

 
 


Рис. 6.6. Основные виды функциональной эффективности

Один вид эффективности может изменяться за счет другого. Так, уменьшая экономическую эффективность, можно увеличить социальную. Если на первое место поставить экономическую эф­фективность и не уделять внимания организационной, то все информационные процессы могут замедлиться и это, естественно, отразится на самой экономической эффективности [19, с. 236—237]. Эффективность компании в целом складывается из эффектив­ности УР, эффективности продукции, способности компании к ее производству, высокого имиджа среди поставщиков, контрагентов и клиентов.

Эффективность УР — это ресурсная результативность, полу­ченная по итогам разработки или реализации управленческого ре­шения в организации. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда и др.

Аналогично классификации общей эффективности и эффек­тивность УР разделяется на организационную, экономическую, со­циальную, технологическую, психологическую, правовую, экологи­ческую, этическую и политическую.

Организационная эффективность УР — это факт достижения организационных целей меньшим, числом работников или за мень­шее время. Организационные цели связаны с реализацией следу­ющих потребностей человека: в организации жизни и безопасности, в управлении, стабильности, порядке. Организационная эффектив­ность и качество УР неразрывно связаны между собой и поэтому во многих публикациях эти параметры УР рассматриваются совместно. Экономическая эффективность УР — это соотношение стоимо­сти прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного УР, и затрат на его разработку и реализацию.

Социальная эффективность УР также может рассматриваться как факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами. Социальные цели реализуют следующие потребности человека: в информации, знани­ях, творческом труде, самовыражении, общении, отдыхе.

Технологическая эффективность УР — факт достижения опре­деленных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми за­тратами.

Психологическая эффективность УР — факт достижения пси­хологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или с мень­шими финансовыми затратами. Психологические цели реализуют следующие потребности человека: в любви, семье, свободном времени. Правовая эффективность УР оценивается степенью достиже­ния правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затра­тами. Правовые цели реализуют потребности человека в безопасно­сти и порядке.

Экологическая эффективность УР — это факт достижения эко­логических целей организации и персонала за более короткое вре­мя, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Экологические цели реализуют следующие потребности человека: в безопасности, здоровье, в организации устойчивого раз­вития жизни, физиологические.

Этическая эффективность УР — факт достижения нравствен­ных целей организации и персонала за более короткое время, мень­шим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Этические цели реализуют потребности и интересы человека в со­блюдении нравственных норм поведения окружающими людьми.

Политическая эффективность УР — это факт достижения по­литических целей организации и персонала за более короткое вре­мя, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Политические цели реализуют следующие потребности человека: в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении [14, с. 134-135].

Эффективность УР разделяется по уровням ее разработки, охвату людей и компаний. Выделяют эффективность УР на уровне производства и управления компании, группы компаний, отрасли, региона, страны.

В деятельности компании необходимым условием эффектив­ного функционирования является баланс интересов всех участни­ков бизнеса: собственников, менеджеров, персонала, контрагентов, клиентов и др. При общей заинтересованности каждый из них име­ет свой интерес, который необходимо уважать и учитывать другим его участникам.

Управление эффективностью УР осуществляется через систе­му количественных и качественных оценок на базе реальных пока­зателей, норм и стандартов эффективности выпускаемой продукции и деятельности самой компании. К таким показателям, нормам и стандартам относятся данные в следующих областях:

— деятельность компании в целом;

— степень удовлетворения потребностей и интересов персонала;

— деятельность компании на конкретном рынке;

— управленческая, обслуживающая и производственная дея­тельность;

— непосредственное производство;

— производство отдельных видов продукции (услуг, информа­ции и знаний);

— использование материальных и интеллектуальных ресурсов;

— паблик-рилейшнз компании;

— обобщающий показатель эффективности.

Управленческие решения могут быть качественными, эффек­тивными, оптимальными и супероптимальными.

Оптимальные решения — это те решения из набора альтерна­тив, которые наилучшим образом удовлетворяют заданным крите­риям для достижения поставленных целей, при этом все стороны достигают запланированных результатов. Обычно на уровне компа­нии или их объединений нет существенных противостояний целей. Например, основная цель компании — получение максимальной прибыли в интересах учредителей хорошо сочетается с ее техноло­гическими и социальными целями, такими как улучшение техноло­гии производства, совершенствование техники безопасности. Реше­ния для достижения установленных целей обычно не конфликтуют между собой, а дополняют друг друга. Иное дело, когда в гармонию организационных, экономических и технологических целей вторгаются политические, социальные, партийные и другие цели.

Супероптимальное решение (СОР) определяется как набор мероприятий, который одновременно и самым наилучшим образом обеспечивает достижение двух отдельных групп целей: либераль­ных и консервативных. Супероптимальное решение — это такое решение, которое объективно превосходит то, что обычно считалось наилучшим решением проблем данного типа [19, с. 239-240]. Имеется ряд способов разработки СОР:

— расширение ресурсной базы национальной или региональной экономики. Оно может идти за счет вторичной переработки отвалов руд полезных ископаемых, кредитов и субсидий, привлечения к по­сильной работе пенсионеров, инвалидов и временно неработающих;

— разработка более крупных целей по сравнению с имеющи­мися. Так, включение в перечень целей новых, связанных с международными программами устойчивого развития, создания информа­ционных технологий и других, привело РФ к новому качеству
глобального мышления и информационного пространства;

— формирование ситуаций, при которых выгоды одной сторо­ны по результатам переговоров не потребуют убытков с другой сто­роны, например, процедуры страхования приводят к СОР;

— привлечение к переговорам заинтересованных спонсоров. Так, утилизация атомных подводных лодок в северных портах РФ была бы невозможна без финансовой помощи США, Финляндии и Японии, которые весьма заинтересованы в экологической безопас­ности этих районов;

— выделение из диаметрально противоположных общих про­блем не исключающих друг друга частных проблем. Иногда согла­сованное решение ничтожных частных проблем может привести к общему согласию и по крупным;

— снижение уровня противоречий сторон с антагонизма или столкновения до поляризации или различия путем временного со­здания искусственных конфликтов (рис. 6.7).

Данные способы находятся в стадии научной разработки, и их насущная актуальность подтолкнет ученых к дальнейшим исследо­ваниям по СОР [14, с. 138-139].

Подводя итоги, можно обобщить вышесказанное. Качество УР — это степень соответствия УР внутренним требованиям (стан­дартам) организации. При РУР руководитель должен уделять вни­мание каждому этапу процесса разработки и реализации решения. Качество каждого этапа вносит существенный вклад в общую оцен­ку качества всего УР.

Антагонизм  
Столкновение  
Поляризация Конфликт
Различие  
Полное согласие  

Рис. 6.7. Конфликт как регулятор формирования заданного уровня противоречий

Основными элементами, влияющими на качество процесса разработки и реализации УР, являются: информация, набор целей управления, методы разработки УР, набор объектов, входящих в кон­цептуальную модель предприятия, используемая управленческая технология, выбранное свойство процесса разработки УР, форма подачи УР, организационный аудит УР.

Соотношение эффекта (результата) и затрат характеризует эффективность какой-либо деятельности или явления, Эффективность УР — это ресурсная результативность, полученная по итогам разра­ботки или реализации УР в организации. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда и др. Выделяют эффективность УР на уровне производства и управления компании, группы компаний, отрасли, региона, страны. Эффектив­ность оценивается косвенным методом, по конечным результатам, по непосредственным результатам деятельности. Основные параметры при оценке экономической эффективности определяются стандарта­ми (временными, ресурсными, финансовыми и др.).

Управленческие решения могут быть качественными, эффек­тивными, оптимальными и супероптимальными.

Разработан ряд способов формирования супероптимальных решений. Среди них: расширение ресурсной базы национальной или региональной экономики, разработка более крупных целей по срав­нению с имеющимися, формирование ситуаций, при которых выго­ды одной стороны по результатам переговоров не потребуют убыт­ков с другой стороны, привлечение к переговорам заинтересованных спонсоров, снижение уровня противоречий сторон с антагонизма или столкновения до поляризации или различия за счет временного создания искусственных конфликтов.

Контрольные вопросы

1. Перечислите виды ответственности за принятие управлен­ческого решения.

2. Назовите разделы должностной инструкции руководителя.

3. В чем проявляется контроль реализации управленческих решений?

4. В чем проявляется управление качеством управленческих решений?

5. В чем заключается стандартизация основных видов дея­тельности в организации?

6. Перечислите этапы управления качеством управленческих решений по ISO 900Х.

7. В чем заключается эффективность управленческих решений?

8. Охарактеризуйте супероптимальные управленческие решения.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: