Тема 1. Исторический очерк теории реалистического изображения.
1.1. Первые источники по теории изобразительного искусства (Л.Б.Альберти, Ч.Ченнини, Леонардо да Винчи, А.Дюрер и др.)
1.2. Становление теории и методики изображения в художественных школах западных стран и академиях Европы в ХУ1-Х1Х в.в.
1.3. Развитие теории изобразительного искусства в России.
1.4. Теории изобразительного искусства и методики его обучения в XIX-XX веках в Европе.
1.5. Система художественного и художественно-педагогического образования в России. История и современность.
Тема 2. Основы теории изобразительной грамоты.
2.1. Рисунок как основа реалистического изображения.
2.2. Восприятие предмета и рисунка. Константность и аконстантность зрительного восприятия. Субъективность восприятия формы в природе и изображения. Раздельное и целостное восприятие натуры.
2.3. Закономерности линейной и воздушной перспективы и использование ее в построении изображения.
2.4. Свет как формообразующее начало. Освещенность в природе и светотень в рисунке (блик, свет, полутень, тень, рефлекс). Большой свет и большая тень.
|
|
2.5. Метод работы отношениями (пропорции, линии, тон, цвет).
2.6. Закономерности построения формы на плоскости. Принципы линейно- конструктивного и объемно-конструктивного рисования. Основные и вспомогательные линии. Тональная шкала.
2.7. Этапы работы над изображением.
Тема 3. Виды рисунков. Их назначение и стилистические особенности.
3.1 Длительные рисунки, зарисовки и наброски.
3.2 Рисование с натуры, по памяти, по представлению и воображению.
3.3 Рисование по образцам и копирование.
3.4 Линейный, линейно-конструктивный, тональный; тонально - живописный рисунки. Принципы и задачи, отличительные особенности.
3.5 Специфика педагогического рисования.
3.6 Изобразительные материалы и выразительные средства рисунка.
3.7 Техника и манеры в рисунке, их различие.
3.8 Передача объема, пространства и материальности предметов в рисунке.
3.9 Методика работы над рисунками и набросками.
3.10 Учебное и творческое рисование.
3.11 Выразительность учебно-творческого рисунка. Критерии оценки.
3.12 Академический рисунок как система подготовки художника-реалиста.
Тема 4. Графика как искусство.
(Для самостоятельного изучения)
4.1 Виды художественной печатной графики
4.2 Техника гравюры:
- линогравюра;
- ксилография;
- гравюра по металлу;
- гравюра на картоне.
4.3 Офорт. Основные манеры и технология.
4.4 Литография. Технология и приемы.
4.5 Компьютерная графика.
Вопросы для самоподготовки и обсуждения.
1. Цели и задачи академического рисунка.
2. Что такое конструктивная основа формы? «Конструкция» рисунка. (Приведите примеры)
|
|
3. Вспомогательные линии построения формы. Их значение.
4. Основные закономерности линейной и воздушной перспективы.
5. Методическая последовательность работы над рисунком натюрморта.
6. Закономерности построения формы тоном. Объясните понятия: «блик», «свет», «полутень», «тень», «рефлекс», «тень падающая», «большой свет», «большая тень».
7. Цели и задачи длительных рисунков и набросков. Их отличительные особенности.
8. Что такое картинная плоскость, предметная плоскость. Плоскость горизонта?
9. Что мы понимаем под выражением «большая форма» в рисунке?
10. «Тон» в рисунке. Основные закономерности световых и тоновых отношений в рисунке.
11. Принцип работы отношениями.
12. Изобразительные и выразительные свойства графических материалов.
13. Особенности построения формы на плоскости.
14. Виды рисунков. Их назначение и отличительные особенности.
15. Закономерности построения формы головы человека.
16. Техника и манера в рисунке, их различия.
17. В чем заключаются различия в психологии восприятия предмета и рисунка?