Дети с хорошей психологической организацией обычно, рисуют целостные картинки, в которых отдельные части пропорциональны и взаимосвязаны.
Дети, находящиеся в депрессивном состоянии или с низким интеллектуальным уровнем часто, изображают несвязанные, фигуры, или фигуры, связи между которыми минимальны.
Стирание нарисованного
Стирание в рисунках связано с неуверенностью, нерешительностью и беспокойством. Как правило это дети с низким уровнем внимания. расторможенные, гиперактивные.
Детали рисунка
Недостаток деталей в рисунках может указывать как на психосоматические проблемы, так и на депрессивное состояние.
Очень эмоциональные и творческие люди также прорисовывают большее количество деталей. Люди, испытывающие психотическое состояние, склонны создавать хаос, беспорядочность при изображении деталей в рисунке.
Наблюдение за ходом рисования
Поведение испытуемого,: его манера взаимодействовать с психологом дает часто очень ценную информацию,. После того, как дана инструкция люди часто могут испытывать неуверенность по поводу того как выполнять задание и пытаются справится со своим беспокойством различными способами.
|
|
Иногда следуют вопросы: «А что еще должно быть на рисунке?» «Нужно нарисовать дом, дерево и человека какого-то определенного типа?».
Иногда люди говорят, что они вообще не умеют рисовать. В некоторых случаях следует подбодрить ребенка.
Обычно большинство людей выполняют рисунок в течение пяти минут, но встречаются и такие случаи, когда рисунок выполняют за одну минуту или, напротив, требуется более десяти минут. Причинами таких различий являются индивидуальные различия испытуемых.
Очень важно наблюдать и фиксировать последовательность изображения объектов на рисунке, особенно в тестах «Нарисуй семью». В зависимости от действия защитных психологических механизмов ключевые фигуры, которые вызывают у испытуемого наибольшее беспокойство, могут изображаться либо первыми, либо последними. При изображении часто наибольшее внимание уделяется проблемной фигуре.