Обзор литературы по русскому народному костюму 14 страница

Костюм с синим сарафаном (см. рис. 182). Форма костюма с присущей северорусскому народному костюму особенностью строится с учетом головного, плечевого и грудного опорных поясов. На головном поясе крепится кокошник, который выигрышно подчеркивает овал и черты лица. На плечевом опорном поясе строится рубаха, крепится сарафан.

Рис. 182. Московский народный костюм с синим сарафаном — костюм-образ, Музейный подлинники (ГИМ)

Грудной пояс подчеркивает верхний край полотнищ сарафана и передника и способом крепления передника на фигуре как бы формирует лиф костюма. Силуэтные изображения выражают динамику формы костюма благодаря общей направленности движения снизу вверх.

Особую красочность и декоративность костюму придают ткани и орнаментальные полосы на переднике, рубахе и по низу сарафана. За внешней, с первого взгляда кажущейся пестротой прочитывается четкое тонально-ритмическое построение орнаментальных плоскостей, объемов и всего костюма в целом. Величественный вид анализируемого костюма создается здесь вертикальными линиями формы, направленными кверху и как бы смыкающимися у головного убора Цветовое звучание костюма обеспечивается тонально-светлотным сочетанием красных и синих цветов, озвученных вкраплением желтых и незначительного количества белого цветов. Костюм воспринимается особенно красочно и мажорно.

Необычно также пластическое решение костюма. Геометрический вид формы — трапеция, в профильном силуэтном изображении — треугольник. Величина формы — большая. Элементы костюма согласованы между собой по принципу контраста. Логическая связь конструкции и декора создают здесь целостную, выразительную композицию. В костюме присутствует несколько композиционных центров (плечевой пояс и рукава, низ костюма), соединенных между собой посредством орнаментально-цветового решения передника. Композицию красочного костюма пластически замыкают головной убор и обувь — типичные элементы русского народного северного 4 сарафанного комплекса.

3.4. НИЖЕГОРОДСКИЙ КОСТЮМ

Рис. 183. Нижегородский женский костюм с красной шелковой рубахой. Музейный подлинник (НгИАМЗ)

Нижегородский народный костюм наряду со сходством форм и образных характеристик с костюмом регионов Русского Севера имеет ряд лишь ему присущих черт. Это объясняется отличным географическим расположением Нижегородской губернии.

Низом, Низовской землей, Понизовьем именуют древнерусские исторические источники территорию, расположенную по Волге южнее Ярославля и по нижнему течению Оки. Нижний Новгород основан в 1221 г. князем суздальским Юрием Всеволодовичем в устье Оки.

Одевались нижегородцы в XVI 1-ХVIII вв. подобно всем другим русским людям того времени. Бедняки носили зипун из толстой сермяжной ткани, средний слой населения — кафтан из нанки или грубого серо го сукна. Более состоятельные люди поверх кафтана надевали еще ферязь из тафты или атласа. Обувью были лыковые лапти или кожаные сапоги. Головным убором был валяный колпак, зимой — на подкладке из ваты.

Рис. 184. Нижегородский женский костюм с верхней одеждой из штофа. Музейный подлинник (НгИАМЗ)

Женщины всех возрастов носили сарафаны: из полотна, крашенины, китайки — наименее состоятельные, из атласа, камки — богатые. Носили также телогрейку или душегрею.

Нижегородский костюм представляет большой интерес в плане форм одежды. Обширная территория губернии имела несколько типов (комплексов) одежды. Поволжское население губернии долго находи лось под влиянием северорусского и московского костюмов. Величавость движений женщине придавал массивный объемный сарафан-клинник, а любовь к красочности особенно выделяла старинный костюм. "В наши-то годы одежа красивей да богаче нынешней была! Одежа богаче, а жили — проще, ладнее. Прошли времена, не воротятся!" (Горький А.М. Собр. соч.: В 16 т. М., 1979. Т.- 8. С. 338.) — восклицает дед Каширин в повести Максима Горького "Детство". Он хранит в сундуках "множество диковинных нарядов: штофные юбки, атласные душегреи, шелковые сарафаны, тканные серебром, кики и кокошники, шитые жемчугами, и головки и косынки ярких цветов, тяжелые мордовские монисты, ожерелья из цветных камней", любуется ими. Его дочь — мать писателя — в синем, шитом золотом сарафане, в жемчужной кике вызывает восторг деда, который при виде нарядной дочери, "весь как-то заблестел, обошел кругом ее, разводя руками, шевеля пальцами".

До 1860-х гг. в поволжских селах носили по праздникам подобные костюмы. Зажиточные женщины надевали по праздникам шелковые и парчовые сарафаны, на многих из них были унизанные жемчугом и расшитые золотом кокошники. Везде любили кроме сарафана носить алый или синий с серебром холодник — род кофты и безрукавный кафтанчик, богато вышитый золотошвеями.

Кички и кокошники были разнообразны, больших размеров, богато расшиты золотом и отделаны галунами и металлическими кружевами. На лоб опускались бисерные поднизи, ими же украшали шею. Обычный костюм был проще, изготовлялся из покупных фабричных ситцев. Некоторые моменты труда здесь, как и в других регионах России, также подчеркивались нарядной одеждой: так, празднично одевались во время сенокоса, на весенних и масленичных гуляньях, свадьбах, семейных торжествах и обрядах.

На нижегородской земле было широко развито золотое шитье (особенно в середине XIX в.); оно широко применялось в церковных облачениях, а в народном быту украшало головные уборы ("головки" и "платы"), отчасти кафтаны и обувь, рубахи. Богатые женщины Арзамасского уезда в середине XIX в. носили по праздникам "диковинную обряду", в которой красная шелковая рубаха имела на плечах шитые золотом вставки-полики (рис. 183), а на голове залитые той же канителью и гранью вишневые бархатные шапочки и сороки (Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковс-06 кой области. Горький, 1939.)

По Волге (в Бору, Городце, Лыскове) носили шитые золотом кафтанчики, имевшие декоративную цель в костюме. Встречалась, наряду с безрукавными кафтанчиками, такал верхняя одежда из штофа малинового цвета (НгИАМЗ № 10719) с отделкой бахромой, позументами, ситцем. От талии сзади располагались глубокие складки. Полы и спинка декорированы золотым позументом. На подол нашита бахрома — узкая и широкая. Края обшиты черной тесьмой. На верхней поле', вверху по линии борта, пришиты 14 мелких пуговиц (рис. 184).

Часто встречались шитые золотом повязки — "головки", на которых орнамент располагался на лбу и эффектно украшал концы платка со стороны спины. Такие платки красиво сочетались с костюмами, сформировавшимися под влиянием городского костюма и отличавшимися лаконичностью решения.

Неповторимой оригинальности и красоты сформировался костюм Полховского Майдана (Вознесенский уезд). В нем — много цветов, особенно красных. Понева в клетку, рубаха-кофта с растительным орнаментом, головной убор с подвесками или пушками, цветные (пестрые) чулки, пояс, цветной передник с отделкой белым кружевом, кожаная обувь — характерные элементы этого костюма.

3.4.1. АННОТАЦИИ НИЖЕГОРОДСКИХ КОСТЮМОВ

Костюм с сарафаном (рис. 185) включает рубаху, сарафан, нашейные украшения, головную повязку — ленту девичью, "холодник", обувь кожаную, душе грею с рукавами, платок с золотым шитьем.

Рис. 185. Нижегородский народный костюм с сарафаном — костюм-образ. Музейные подлинники (НгИАМЗ)

Рубаха белая декорирована белым шитьем. Низ рукавов отделан также белым шитьем.

Сарафан из шелка голубого цвета заткан пестрыми букетами цветов. По низу сарафана нашита золотая бахрома. Подкладка сарафана выполнена из коленкора серого цвета.

Нашейные украшения представляют собой ленту красного цвета, на которую нашиты белый бисер и пять крупных стекол и пуговиц, спереди спускается фестон из нитей белого цвета.

Головная повязка — девичья лента, выполненная из полоски галуна, на которую нашиты три фестона из бус, фольги и стекол, спадающие сзади концы — из штофа малинового цвета.

"Холодник" вышит золотом. Отделка — бахрома и золотое шитье. Орнаментальные мотивы — цветы, листья, виноград, вазы, банты. Подкладка — кумач. Стеган на вате. Длина по спинке 20 см, длина бретелей (вдвое сложенных) 30 см, длина по линии борта 28 СМ.

Кожаная обувь — ботинки на шнуровке.

Душегрея с рукавами выполнена из штофа малинового цвета

Платок украшен золотым шитьем.

Костюм с поневой (рис. 186) включает кофту, поневу, нашейные украшения, пояс, чулки, обувь, передник, головной убор.

Рис. 186. Нижегородский народный костюм с поневой (Полховский Майдан) — костюм-образ. Музейные подлинники (НгИАМЗ)

Кофта из красного сатина с длинными рукавами, с оборкой по низу (носится кофта навыпуск), отдела на цветной лентой, кружевом, бисером.

Понева красная, в клетку.

Нашейные украшения из бисера.

Пояс с кистями.

Чулки вязаные, орнаментированные.

Кожаные женские праздничные туфли" ("коты") отделаны вышивкой, каблук низкий, наборный.

Передник из красного ситца с лифом и на бретелях, обильно отделан цветными лентами и машинным кружевом. По линии соединения с лифом передник заложен в складки.

Головной убор дополнен спадающими сзади цветными лентами и позатыльником с пушками.

3.4.2. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ НИЖЕГОРОДСКИХ КОСТЮМОВ-ОБРАЗОВ

Костюм с сарафаном (см. рис. 185). Форма костюма строится с учетом головного, плечевого и грудного опорных поясов. На головном опорном поясе крепятся кокошник и головной платок. На плечевом опор ном поясе строится рубаха, крепятся нашейное украшение, сарафан и душегрея (с рукавами и без рукавов — "холодник"). Костюм подобно всем сарафанным комплексам, касаясь фигуры в основном в плечевом опорном поясе, как бы скрывает строение фигуры и создает впечатление монументальности и величия. Грудной пояс акцентируется верхним краем полотнищ душегреи ("холодника") и сарафана и орнаментальной полосой по верхнему краю душегреи, вступал в созвучие с вертикальными линиями — орнаментальными полосами вдоль края борта (с обеих сторон) и бретелями сарафана. Линия талии в костюме не подчеркивается. Положение костюма в пространстве определяется тремя силуэтными изображениями, подчеркивающими ярко выраженную динамическую форму направленностью движения 8 костюма снизу вверх.

Декоративное звучание костюма достигается с помощью орнаментальных тканей (сарафана, душегреи, платка). Конструктивные линии формы незначительно подчеркиваются декором, в основном нижняя часть рукавов, низ сарафана и душегреи. Звучание костюма усиливают цвето-фактурные решения элементов костюма, а также светотеневое состояние его за счет формы элементов костюма, способов ношения, а также рельефа поверхности материалов. Величественность костюму здесь придают вертикальные и наклонные линии, устремленные кверху и как бы замыкающиеся у вершин конуса — головного убора. Костюм построен на сочетании холодных цветов. Пластическое состояние, сочетание цветов, фактур и декоративного решения создают образ праздничного костюма.

Геометрический вид формы — в основном трапеция (в профильном изображении — близок к треугольнику). Элементы костюма согласованы между собой по принципу контраста и нюанса. Целостная композиция обеспечивается также сочетанием конструктивно-композиционных решений. Композиционные центры — головной убор, плечевой пояс и низ рукавов — согласованы между собой. Для костюма характерно богатство фактур и цветов фабричных тканей в сочетании с искусно выполненной вышивкой.

Костюм с поневой (комплекс Полховского Майдана, см. рис. 186). Буйство красок и фактур материалов отличает этот костюм, которому нет похожих ни в одном регионе России.

Форма костюма строится с учетом головного, плечевого и талиевого опорных поясов. На головном опорном поясе крепится необычный по форме и декоративному решению головной убор. На плечевом опорном поясе крепятся рубаха-кофта, передник и нашейные украшения. Линия груди в этом костюме не акцентируется. На талиевом опорном поясе крепится понева.

Талия подчеркивается также подпоясыванием кофты. Положение костюма в пространстве определяется тремя силуэтными изображениями, подчеркивающими статичное состояние костюма и соотношение элементов, близкое к равенству (подобию).

Декоративность костюму придают в первую очередь красные цвета тканей (поневы, кофты, головного убора, передника). Озвучивают фон костюма различные декоративные элементы: белое обильное кружево-шитье на переднике; цветные зелено-сине-желтые нашивки на кофте и головном уборе; вертикальные и горизонтальные желтые полосы на поневе, создающие клетку. Дополнением к красочному состоянию всего костюма являются цветные вязаные чулки.

Геометрический вид формы — прямоугольник. Элементы костюма согласованы между собой по принципу подобия.

При всей красочности, декоративности, сочетании

различных фактур материалов необычный костюм 10 воспринимается целостно и выразительно.

Рис. 187. Смоленский народный костюм с поневой — костюм-образ. Музейные подлинники (СГОМЗ)

3.5. СМОЛЕНСКИЙ КОСТЮМ

В результате исследования подлинных материалов смоленского народного костюма выявлены его специфические качества. Само историческое расположение Смоленщины определило развитие ее культуры, для которой характерны особенности укладов как северных, так и южных регионов России, органичное сближение с белорусским укладом. Здесь, на Смоленщине, как бы встречаются два костюмных комплекса — северный сарафанный и южный поневный, бытовавшие порой вместе. С другой стороны, отдельные виды одежды, способы их ношения, геометрический вид и цветовое решение сближают смоленский народный костюм с белорусским.

По сведениям конца XIX в. из Гжатского уезда, элементами женского костюма являлись: полотняная рубаха с вышивкой или узорным ткачеством у плеч; сарафан из синего холста с мелкими сборками у линии талии, по низу — ленты, спереди сверху до низу — красный шнур в два ряда и медные пуговицы; сукня (сарафан из сукна) черного цвета; шубка — ситцевый сарафан с проймами, низ его отделан фабричными кружевами; китайка — сарафан из темно-синей кубовой хлопчатобумажной ткани; носовка — редко бытовавшая одежда из белого или синего холста с клиньями, без рукавов и без застежки, с разрезами для продевания головы и рук; корсетка — ситцевая, суконная или плисовая куртка, без рукавов, на мелких сборках, часто на вате; курточка — корсетка с рукавами; передник холщовый с узорным ткачеством или вышивкой; поддевка из фабричного темно-синего сукна, часто на вате, со сборками; овчинный полушубок, ситцевый, шерстяной или шелковый повойник, сзади со сборками, которые затягивались по голове шнурком; подбрусник — повойник со вшитым спереди жгутом, концы которого располагались над висками, покрывался платком; кокошник бархатный, вышитый серебром или золотом, дополнение к нему — позатыльник и "поднить", которая повязывалась на лоб ниже кокошника, украшенного бисером или жемчугом; утиральник — повязка полотенцем по платку, концами назад; пласт — повязка желтой шелковой косынкой, сложенной по ширине в три пальца, повыше лба, концы торчали по сторонам.

Анализ подлинных музейных образцов (СГОМЗ) выявил три наиболее характерных комплекса смоленского народного костюма: сарафанный, с полосатой юбкой и поневный. Сарафанный комплекс состоит из холщовой рубахи с сугубо смоленской желто-красной вышивкой, пестрядинного сарафана, передника, головного убора, обуви — лаптей. Комплекс с полосатой юбкой-андарак построен на игре теплых оттенков красных цветов. Белый цвет полотнища рубахи и передника является основой, на которой обыгрывается оригинальность композиции костюма. Крупные красно-белые орнаментальные плоскости акцентируют внимание на плечевом поясе, рукавах и нижней части костюма. Линия талии слегка смещена вниз и акцентируется незначительно. Членению костюма по принципу нюанса способствует способ ношения верхней части рубахи с напуском. Белая центральная часть костюма как бы заключена со всех сторон в широкую раму красных плоскостей и объемов, чем подчеркивается статичность, монументальность силуэтных изображений формы типа трапеции. Сарафанный и поневный комплексы положены в основу традиционного смоленского костюма, они определи ли костюмы-образы этого региона.

Согласно историческим описям, составными элементами мужского смоленского костюма являлись: холщовая рубаха с нагрудным разрезом и застежкой на одну-две пуговицы, белая, иногда синяя "набойчатая" или пестрядинная (основа из белых и синих льняных нитей, уток — из хлопчатобумажных белых и красных нитей); порты из синего холста или из полусукманины (основа льняная, уток из шерсти); безрукавка с двумя складками сзади и карманами на полочках из светлого домотканого сукна; каратыш (камзол) по типу овчинного полушубка (изготовлялся из сукна серого цвета), со сборками, длиной до коленей, края пол, карманов и горловина которого обшивались ситцем, холстом или сафьяном, застегивался слева; шляпа поярковая в виде усеченного конуса, с небольшими полями, с лентой и пряжкой справа. Обувь мужская и женская состояла в будние дни в основном из лаптей (коверзней), в праздничные — из сапог, башмаков.

3.5.1. АННОТАЦИИ СМОЛЕНСКИХ КОСТЮМОВ

Костюм с поневой (рис. 187) включает рубаху, поневу, передник, верхнюю одежду, головную повязку, обувь — лапти лыковые с онучами.

Рубаха выполнена с декоративной планкой вдоль разреза. Общая длина 130 см (в том числе 1 см — воротник-стойка, 10 см — орнаментальная вставка — ткачество и 119 см — стан рубахи). Ширина рубахи по низу 68 см. Стан состоит из трех с половиной полотнищ. Длина рукава 92 см (из них 9,5 см манжета). Ширина рукава по низу 12 см. Глубина декоративной планки 25 см, ширина ластовицы 9,5 см.

Понева выполнена из ткани в клетку. Длина поневы 67 см, из них 20 см — ширина декора (по красному сатину — полосы позумента, тесьма, браное ткачество). Ширина одного полотнища 44 см. Понева состоит из четырех полотнищ и двух вставок из ситца.

Передник с орнаментальной вставкой-вышивкой. Длина 50 см (из них 24 см — ширина вышивки); ширина 61 см.

Верхняя одежда — безрукавка (полушубок). Длина 66,5 см, ширина по низу (вдвое сложенная) 107 см.

Декор — ряд цветных кантов красного и черного цвета. В накладку на черный кант наложены кусочки кожи с мехом у горловины, вокруг проймы, по низу, по борту; от горловины через полочку (на нижней поле') в сторону талии спинки. На спинке на линии талии — нашивка из красного сукна с продержками нитями белыми-синими-белыми (по типу кожаного ремешка).

Верх безрукавки изготовлен из белой фабричной ткани типа миткаля, изнанка — из белого домашнего сукна.

Длина линии плеча 15 см, ширина горловины 12 см, глубина проймы 19 см, глубина горловины 15 см.

Головная повязка — пушки.

Обувь — лапти лыковые с округлым носком.

Костюм с сарафаном (рис. 188) включает рубаху, сарафан, пояс, головной убор, лапти, верхнюю одежду, платок.

Рубаха с традиционной смоленской красно-желтой вышивкой. Длина рубахи 108,5 см (в том числе 1,5 см — стойка, 107 см — стан). Ширина вдвое сложенного низа 63 см. Рубаха состоит из трех полотнищ шириной по 42 см каждое. Длина рукава 76 см (в том числе 1,5 см — стойка, 18 см — полик, 48 см — сам рукав, 8,5 см — декоративная манжета).

Размеры ластовицы: 47,5 см — у линии соединения с рукавом, 17 см — у линии соединения со станом рубахи.

Сарафан пестрядинный, в желто-красную клетку. Длина спереди 116 см (3,5 см — поясок и 112,5 см — стан). Ширина по низу 115 см. Сарафан состоит из шести полотнищ. По верхнему срезу, у линии пришива припуска на лиф, густая, частая сборка, создающая объемность формы.

Пояс — тканый.

Головной убор — обруч.

Лапти лыковые, с округлым носком.

Верхняя одежда суконная, черного цвета, с отрезным лифом, прилегающим по фигуре. Юбка по линии соединения с лифом в частую крупную сборку. Отделка машинной строчкой по линии пришива лифа к юбке, по низу рукавов, линии борта.

Платок пестрядинный, по краю отделан узорным ткачеством и оборкой.

3.5.2. СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СМОЛЕНСКИХ КОСТЮМОВ-ОБРАЗОВ

Костюм с поневой (см. рис. 187). Форма костюма строится с учетом головного, плечевого и талиевого опорных поясов. На плечевом опорном поясе строится рубаха, обеспечиваются объемность, наполненность формы костюма. На плечевом поясе крепится верхняя одежда с разрезами для рук. Грудной пояс в этом костюме не подчеркивается. Линия талии здесь — главная опорная линия. При смещении ее ниже естественной линии талии создается статичная композиция. Из-за такого членения костюма соотношение элементов костюма приближается к подобию. Положение костюма в пространстве определено также тремя силуэтными изображениями, которые выявляют ярко выраженную статичную композицию. Это состояние дополнительно усиливается расположением декоративных акцентов в верхней и нижней частях костюма.

Особую красочность и декоративность костюму придают понева, передник и рубаха: орнаментом заполнены целые плоскости и объемы в композиции костюма. Геометрические орнаментальные мотивы на костюме условны, стилизованы и взаимосвязаны между собой и с архитектоникой костюма по правилам орнаментального ритма и симметрии. Статика костюма достигается не только соотношением объемов, но и рисунком тканей, поперечным расположением орнаментальных полос на элементах костюма. Анализируемый костюм своим колористическим состоянием отличается от костюмов других регионов России — здесь в сочетании с красными присутствуют и желтые цвета. Наряду с сочетанием фактур тканей, из которых изготовлен костюм, имеет место фактурная проработка орнамента вышивкой и узорным ткачеством, цветными лентами и нашивками позумента и т.п., что придает эмоциональный настрой костюму. Этот костюм является ярко образной характеристикой традиционного смоленского народного костюма.

Геометрический вид формы — прямоугольник, сочетающий в себе две формы, близкие к квадратам. Величина формы — большая. Костюм построен на сочетании красных, желтых, белого и темно-синего (близкого к черному) цветов. Костюм построен так, что наслоение элементов друг на друга создает два согласованных между собой композиционных центра: плечевой пояс и низ костюма (рубахи, поневы, передника). В некоторой степени верхняя безрукавная одежда своей формой, конструкцией и композицией нарушает статику костюма. Головной убор и обувь пластически замыкают композицию костюма, создавал гармоническое единство и необычное образное решение. Анализируемый костюм выделяется среди смоленских как ведущий, вобравший в себя все богатство пластики формы, цветового и орнаментального решения смоленского народного костюма.

Костюм с сарафаном (см. рис. 188). Форма костюма строится с учетом головного, плечевого, грудного и талиевого опорных поясов. Как обычно в русском народном костюме, на головном поясе крепится головной убор, на плечевом — строится рубаха и формируется тектоника костюма. На плечевом поясе анализируемого костюма крепятся сарафан и верхняя одежда с рукавами. Грудной пояс подчеркивается верхним краем лифа сарафана. Линия талии подчеркивается поясом сарафана и конструктивным решением верхней одежды. Силуэтные изображения костюма демонстрируют его пластическое состояние. Динамика формы костюма достигнута контрастным соотношением нижней и верхней частей композиции костюма, а также асимметричным решением линии борта верхней одежды.

Декоративно-фактурные характеристики тканей сарафана и верхней одежды созвучны орнаментальному решению рубахи (вокруг горловины, по линии плеч и низу рукавов) и передника (по линии низа). Органичен колорит костюма в целом: желто-красные цвета вышивки и ткачества дополняют бело-коричневые (естественные) цвета домотканых холщовых и суконных тканей. Тонкой линейной графикой воспринимается машинная строчка белого цвета на фоне больших плоскостей с ворсовой фактурой верхней одежды. Венчает композицию костюма головной убор.

Геометрический вид формы костюма — трапеция. Величина формы — большая. Элементы формы согласованы в композиции костюма по принципу контраста. В композиции костюма органично согласованы два центра, головной и плечевой поле вместе с лифом костюма и низ костюма (сарафана и передника). Завершает образное восприятие костюма головной убор — обруч, находящийся в пластическом и тональном созвучии с костюмом и фигурой.

3.6.РЯЗАНСКИЙ КОСТЮМ

Необычные природные условия Рязанской губернии — обособленность, местами непроходимость лесистого Мещерского края — дали возможность сформироваться совершенно особому народному костюму, резко отличающемуся от костюмов других регионов. Неисчерпаемо разнообразие рязанских костюмов. Удивительно и то, что до сих пор существуют места на Рязанщине (например, село Секирино, Скопинский район), где хранят и в особо торжественных случаях надевают народные костюмы. Для нас ценно то обстоятельство, что разнообразие рязанского народного костюма сохранилось до наших дней, и мы можем изучать рязанский костюм по тем подлинникам, которые имеются в музейных коллекциях. Большие богатства хранит Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (РИАМЗ).

Элементами женского костюма являются в основном рубаха, понева, сарафан (редко), передник, навершник, шушпан, пониток, свита, шуба, головной убор, обувь, навесные украшения.

Сугубо специфическим, и ему нет подобных, является костюм Михайловского уезда как по сочетанию необычных форм, так и по цветовому и орнаментальному решению. Живописно-графический материал, выявляющий силуэтные изображения костюма, подчеркивает своеобразие его структуры. Костюм состоит из холщовой рубахи, рукава которой сплошь вышиты узором "денежка", поневы и длинно го объемного навершника — желтика. Понева надевается поверх рубахи и полностью закрывает ее нижнюю часть. Желтик не доходит до низа поневы на 15-20 см. Завершает костюм сложный головной убор, состоящий из рогатой кички и сороки. Перед сороки ("очелье") вышит блестками, боковые части ("крылья", заушники) украшены вышивкой бисером, сзади сорока переходит в позатыльник, вынизанный из разноцветного бисера, расстилающийся по плечам. Выделяется несколько композиционных центров — грудь, линия плеч, рукава, преобладает при этом линия низа желтика. Костюм строится на богатстве тонов: преобладание зеленовато-желтого (желтик) с оттенками красного, в небольших количествах — синий, голубой, зеленый, белый, черный. Массивность, монументальность костюму наряду с прямыми и овальными линиями, строящими форму в целом, придает также обилие вышивки, нашивок в виде атласных лент, украшений шейных и головного убора. В костюме необычный ритм полос на желтике, поневе, рукавах рубахи.

Рис. 188. Смоленский народный костюм с сарафаном — костюм-образ. Музейные подлинники (СГОМЗ)

Рис. 189. Секиринский девичий народный костюм (Рязанщина). Музейные подлинники (РИАМЗ)

Секиринский комплекс, построенный на сочетании различных оттенков красного цвета, характерный в начале XX в. для Скопинского уезда, встречается в некоторых деревнях на Рязанщине до настоящего времени как нарядная одежда "молодух". Он дошел до нас почти без изменений, только домоткань кое-где заменена фабричными тканями.

Костюм состоит из кумачовой рубахи, запона (передника) с декоративной "грудинкой" (лифом), поневы-синятки из домотканой шерстяной ткани в клетку. Низ поневы обшит тесьмой и атласными лентами. В комплекс костюма входит также нижняя юбка или подставка (подол) из четырех полотнищ белого холста, обшитая по низу широкой полосой холщовой крашенины с ручным кружевом.

Секиринский девичий костюм (рис. 189) необычайно лаконичен: он состоит из рубахи, пояса, ожерелья и девичьей повязки. Композиционные центры — линии |талии и шеи. Колористическое решение — белый цвет в сочетании с приглушенным красным — придает костюму особую выразительность, целостность.

В комплексах рязанского костюма ярко выражена многослойность, причем каждый составляющий его элемент, надеваемый поверх предыдущего, в какой-то мере повторяет его форму, являясь в то же время более коротким и объемным. Понева надевается поверх подставы, не прикрывая ее на 15-20 см. Передник надевается поверх рубахи и поневы и завязывается на шее и на талии. Головным убором является орнаментированная шелковая шаль с кистями. Костюм завершается своеобразными декоративными плечевыми накладками и чепкой — нагрудным украшением из бисера. Композиционные центры костюма — низ костюма (рубахи, поневы, передника), грудь и плечевой пояс. Линия талии в целостном костюме выявлена незначительно, членение костюма — по принципу тождества или нюанса, что делает женскую фигуру в таком костюме статичной, монументальной. Этому способствуют также объемные рукава, собранные внизу на манжеты, поперечное расположение декоративных полос в костюме. Основной цвет костюма — красный. Насыщенность красного цвета усиливается сверху вниз. ■ Красные тона костюма находятся в сочетании с темно-синей поневой. В костюме ярко выражено сочетание двух фактур: грубой зернистой фактуры поневы и гладких блестящих поверхностей фабричных тканей — кумача, шелка. В орнаменте и навесных украшениях присутствуют в небольшом количестве желтый и зеленый цвета, которые как бы озвучивают костюм, делают его еще более нарядным.

Сапожковский костюм состоит из рубахи, передника, ожерелья с лентами, гайтана, обуви и отличается орнаментальностью, звучностью. Композиционные центры костюма — грудь, плечевой пояс (линия шеи), рукава и низ передника. Расположение цвета и поперечные орнаментальные полосы создают статичную, уравновешенную композицию костюма. Декоративность этого костюма усиливают белый и желто-оранжевый орнамент на красном фоне, а также зеленый цвет лент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: